Развитие математических представлений

Конспект организованной образовательной деятельности области «Познание» старшая группа

Развитие математических представлений

Тема: «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»

Задачи:
Учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов закреплять умение сравнивать группы предметов;
закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10;
закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяцы, время года.
Развивать зрительно-двигательную координацию, переключаемость и распределение внимания.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку
Воспитывать у детей желание оказывать окружающим посильную помощь.
Воспитание чувства сострадания и взаимопомощи.
Воспитывать у детей наблюдательность.


Интеграция:«Физическая культура», «Коммуникация»


Демонстрационный материал: Мягкие игрушки животных жарких стран, плакат с изображением животных из мультфильма «38 Попугаев», мартышка; якорь; бутылочка с письмом; чудесный мешочек;
(животные жарких стран 10 штук, пальмы 8 штук, обезьяны 8 штук);


Раздаточный материал: для детей (карточки с изображением животных жарких стран, на каждого ребенка; карточки с цифрами от 1 до 10, на каждого ребенка; полоски разной длинны; счетные палочки; карточка для соединения точек с цифрой; билеты с геометрической фигурой.

Предварительная работа:обучить счету до 9, обучать классифицировать транспорт (водный, наземный), знакомить с осенними месяцами, формировать представление о понятии длинная- короткая, закрепить обобщающее понятие «Животные жарких стран»

I часть. Вводная
Воспитатель: Давайте, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
-Дети вы любите путешествовать?
-А узнавать и открывать что-то новое, вы любите?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а куда мы с вами отправимся, вы угадайте. Я сейчас загадаю загадку, а вы внимательно послушайте, куда же мы отправимся?

Загадка
Добрый доктор Айболит,
Он торопится, спешит.
Там слоны и обезьяны,
Там пустыня есть Сахара,
Крокодилы и река
Что же это?

Дети: Африка.
Воспитатель: Я вас приглашаю отправиться в удивительное путешествие на материк, который называется Африка. Там круглый год жарко, никогда не бывает холода.
II часть. Основная

1-е задание

Воспитатель: Ребята, а на чем мы с вами можем отправиться в путешествие?
Дети: на самолете, на машине, на поезде и т.д.
Воспитатель: А чтобы узнать, на чем мы с вами отправимся в путешествие, у меня есть для вас интересное задание. Вот такая интересная карточка, на ней нарисованы точки, возле каждой точки цифра. Вам нужно соединить точки по порядку от 1 до 10, и отгадать на чем мы с вами отправимся в путешествие.
(Дети соединяют точки, закончив работу, приходят к выводу, что получился контур корабля).
Воспитатель: Да, ребята плывем мы в Африку на корабле.

2-е задание

Воспитатель: ребята, но прежде чем отправимся в путешествие нам необходимо сделать запись в дневнике. Мы там отметим время нашего отплытия в Африку.
- Кому я дам морскую звездочку, тот и отвечает на мои вопросы.
Итак, ребята, в какое время года мы отправляемся в путешествие? (педагог дает ребенку морскую звездочку, тот отвечает)
Ребенок: Осенью
Воспитатель: А какие вы знаете осенние месяца
Ребенок: сентябрь, октябрь, ноябрь
Воспитатель: А какой сегодня день недели?
Ребенок: сегодня среда
Воспитатель: Вспомните сколько рабочих дней в неделе? Ребенок: пять
Воспитатель: Сколько выходных дней? Ребенок: два
Воспитатель: Молодцы, наше путешествие происходит осенью, в ноябре месяце, в среду. (Воспитатель подводит итог, записываем в дневник)
-Эта запись пригодится, если, что-нибудь вдруг с нами в путешествии что-нибудь случится.

3-е задание

Воспитатель: Наш корабль скоро отплывает, и поэтому прошу вас подняться на палубу. Ребята, но чтобы нам всем занять свои места, посмотрите на свои билеты. Там нарисованы геометрические фигуры, вы должны назвать, какая геометрическая фигура нарисована и каким цветом, и найти свое место на корабле.
Дети занимают свои места на корабле.
Воспитатель: Ребята, наш корабль не сможет отправиться без капитана, нам нужно его выбрать. У меня есть «чудесный мешочек» вы складываете, туда свой билеты я перемешиваю их, чей билет достану тот и будет капитаном. (Выбор капитана)
Воспитатель: Капитан! Поднять якорь! Мы отправляемся к отплытию. Использование ТСО (шум моря)
Воспитатель: Ребята, чтобы найти нужный нам остров нужно долго и внимательно смотреть в бинокль, давай те подготовим наши глаза.


«Тренировка»(зрительная гимнастика)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами:
налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх.
Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
Воспитатель: Молодцы, а вот теперь посмотрите, вдаль! (Смотрим в бинокли)
Что-то там за бортом корабля виднеется. Ой, ребята, что же это такое? Какая
красивая бутылочка. Давайте мы ее выловим.(Капитан достает бутылочку, в ней письмо)
Воспитатель: Да, это же письмо. Давайте мы его прочитаем.
Письмо.
Дорогие ребята!
Нам нужна ваша помощь. Удав уже несколько дней не ест, не спит, не гуляет, не играет, а только и думает о том, как бы ему измерить свой
рост. Ребята помогите нам
Животные Африки. Мартышка, Слоненок, Попугай.
Воспитатель: Ребята, поможем удаву измерить его рост? (ответы детей)
Воспитатель: Капитан, бросай якорь в воду.
-Вот мы и приплыли в Африку. Выходим из корабля.

4-задание

Воспитатель: Вот так Африка! Ребята, посмотрите
как здесь красиво, все зеленое, как здесь тепло, и как много разных животных Африки.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а кто же нам машет. Нас встречает Мартышка.
Она очень любит играть,
и она предлагает с ней поиграть в игру. Игра « Больше - меньше»
Воспитатель: На двух рядом стоящих стола разложены карточки с цифрами, а другие с животными. Вам нужно взять одну карточку с цифрой, другую карточку с животными, и подсчитать количество животных, и поместить между карточками соответствующий знак, больше, меньше, или равно.
(Дети выкладывают, подсчитывают)
Проверяем, правильно ли они выполнили задание.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы.
-Ребята, посмотрите, а кто же нас здесь дожидается?
-Какая веселая компания, Мартышка, Слоненок, Попугай.
-они все очень озабочены состоянием здоровья Удава.
Посмотрите, какой он грустный, он думает, как измерить ему свой рост.
Воспитатель: Ребята, давайте мы ему поможем.

5- задание

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь полоски разной длинны и цвета. Что мы можем сказать об их длине?
Дети: Они все разные.
Воспитатель: Разложите эти полоски от самой длинной до самой короткой.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Какая полоска самая длинная?
Дети: Коричневая
Воспитатель: А зеленая какая?
Дети: Самая короткая
Воспитатель: Представьте, коричневая полоска - это удав, серая – это
слоненок, желтая - это мартышка, а зеленая - это попугай.
-Ребята, чтобы нам измерить удаву его длину, нам понадобится условная
мерка, этой условной меркой мы и будем измерять нашего удава, а как я
сейчас вас научу. Но сначала подготовим ваши руки для работы с условной меркой.

Пальчиковая гимнастика:

Я в путешествие попал.
И в жарких странах побывал,
И увидел там шакала,
Страуса, гиппопотама,
Обезьяну, тигра, льва,
Крокодила и слона.
Хорошо живется им –
Не бывает снежных зим.
Воспитатель: Берем, условную мерку накладываем ее на край коричневой полоски, и проводим черту. Теперь от этого места, где отметили, наложили край условной мерки и снова отметили, и так до конца.
(Воспитатель показывает, дети смотрят.) После объяснения воспитателя дети выполняют задания самостоятельно.
Воспитатель: Сколько мерок вы отметили? Дети: четыре
Воспитатель: Итак, какая длина удава?
Дети: Длина удава состоит из четырех условных мерок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой стал удав довольный, веселый. Он
очень рад, что вы ему помогли измерить его длину.
-Ребята, нас мартышка зовет немножко отдохнуть.

Использование ТСО (Чунга-Чанга)
Физкультминутка "Обезьянки"

Рано утром на полянке (ходьба по кругу)
Так резвятся обезьянки (обезьянки)
Левой ножкой: топ-топ! (движения по кругу)
Правой ножкой: топ-топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз - и покружились,
А потом - остановились.
Обезьянки быстро скачут,
Словно мой любимый мячик.
А теперь мы отдохнем,
Снова дальше поплывем.

6 - задание

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь много животных? - Давайте мы их сосчитаем!
Воспитатель: сколько всего животных?
Ребенок: десять
Воспитатель: молодцы! А теперь давайте обратно посчитаем от 10 до 1. (Ребенок считает)
Воспитатель: Который по счету стоит лев? Ребенок: Пятый.
Воспитатель: Который по счету стоит жираф? Ребенок: Первый и т.д.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, обезьянки скачут на пальмах. Давайте каждый про себя посчитает сколько обезьян?
Ребенок: семь
Воспитатель: Посчитай...
Ребенок: Одна обезьяна, две обезьяны пять обезьян и т.д. Воспитатель: Молодцы! А сколько пальм?
Ребенок: восемь. Одна пальма, две пальмы и т.д.
Воспитатель: Молодцы! А как сделать, чтобы обезьян стало столько же, сколько и пальм?
Ребенок: Нужно добавить одну обезьяну Воспитатель: Молодцы! Сколько их стало?
Дети: Поровну. Пальм восемь, и обезьян восемь.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.
Садимся на корабль. (Использование ТСО)

III часть. Заключительная

-Ребята, когда вы придете, сегодня домой, обязательно расскажите своим родителям, как вы путешествовали.
- В какую страну мы с вами плавали на корабле? (В Африку).
-Кто просил у нас о помощи? (Удав хотел измерить, свой рост).
-Чему мы научились новому в путешествии? (Измерять длину с помощью условной мерки)

Наши рекомендации