Карта-схема психолого-педагогического изучения коллектива класса
Предлагагемая карта-схема может быть использована как программа наблюдения и изучения коллектива класса путем опроса учителей, классных руководителей а также учащихся из актива класса. Шкала включает определенное число полярных показателей которые оцениваются соответствующим баллом: от 5 (самый высокий уровень выраженности) до 1 (самый низкий уровень выраженности).
№ | Показатели позитивной активности | Оценки (в баллах) | Показатели негативной активности | ||||
Класс активен, полон творческой энергии | Класс инертен, пассивен | ||||||
Коллектив класса выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии) | Коллектив класса выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т.п. | ||||||
Все свои поступки и дела класс оценивает с точки зрения их нравственной частоты и морали | Класс ориентируется на свою узкогрупповую мораль, подчас или всегда идущую в разрез с общечеловеческими ценностями и моралью | ||||||
Класс высоко ценит честность, бескорыстие, дружбу | Ради корыстных целей класс готов поступиться честью и дружбой | ||||||
В своих делах класс ставит перед собой общественно полезные цели | Класс отличают общественно вредные, ассоциативные цели | ||||||
Цели, которые ставит перед собой класс, направлены на достижение общешкольных целей | Классу безразличны цели деятельности общешкольного коллектива | ||||||
Класс объединяет одна общая цель деятельности | В классе объединились люди, у которых разные несовпадающие цели | ||||||
Класс выполняет общественно полезную деятельность ради интересов общешкольного коллектива | В общественно полезном труде, учебе и т.д. класс видит лишь способ удовлетворения своих узкогрупповых интересов (групповой эгоизм) | ||||||
Достижение общего результата увлекательно для всех или для большинства учащихся класса | Каждый в классе увлекается лишь тем, что предоставляет интерес только для него | ||||||
В классе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других | Самые популярные школьники класса – эгоисты, работающие лишь для себя | ||||||
Учащиеся класса стремятся постоянно общаться друг с другом | У школьников класса нет стремления постоянно общаться друг г с другом | ||||||
Класс стремится общаться и сотрудничать с другими классами | У класса наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других классов | ||||||
В совместной деятельности класс оказывает помощь другим, готов поступиться своими интересами ради интересов других | В совместной деятельности класс проявляет враждебность, зависть, нездоровое соперничество | ||||||
В классе велико желание трудиться коллективно | В классе нет стремления к коллективному труду | ||||||
Класс отличают устойчивые интересы | Класс отличает быстрая смена интересов | ||||||
Класс постоянно реализует свои интересы на деле | Класс пассивен. Интересуясь чем-либо, не стремится осуществить это на деле | ||||||
Актив, ядро класса ведет его на общественно полезные дела | Актив нередко ведет класс на антиобщественные дела | ||||||
Лидеры класса избраны самим классом в соответствии с пожеланиями большинства учащихся | Лидеры навязали свое руководство классу, не считаясь с его мнением | ||||||
В классе существует справедливое отношение ко всем учащимся, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого | Коллектив класса заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых» | ||||||
Класс стремится проверить на «командных» должностях многих учащихся, лидеры охотно уступают свое место другим и умеют подчиняться | Лидеры класса протестуют против выдвижения кого-либо на свое место, любыми средствами избавляются от «конкурентов» | ||||||
Актив класса избирается по деловым качествам | В выборах актива класса школьники руководствуются не оценкой деловых качеств, а лишь антипатиями |