Карта-схема изучения организованности коллектива

Эта карта-схема, предложенная Л.И. Уманским, представляет собой список специально подобранных суждений, характеризующих организованность коллектива. Независимые эксперты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой.

Положительные проявления организованности Оценочная шкала Отрицательные проявления организованности
   
Вколлективе имеются органы эффективного самоуправления           Вколлективе нет органов самоуправления
Коллектив всегда самостоятельно выбирает себе организаторов для различных видов деятельности           Коллектив не в состоянии без посторонней помощи что-то сделать
Члены коллектива всегда хорошо взаимодействуют друг с другом           Члены коллективе никогда не взаимодействуют друг с другом    
Члены коллектива всегда оказывают друг другу помощь в работе           Никто и никогда в коллективе не оказывает помощь товарищам
Трудности, касающиеся согласования действий, всегда преодолеваются быстро           Ни одна из трудностей, связанных с согласованием действий, не преодолевается
Трудные условия, ситуации, опасности, неожиданно возникающие в работе, сплачивают коллектив           При возникновении трудностей, ситуаций опасности коллектив разрушается
Неудачи в достижений целей коллектива усиливают его стремление к ним           Неудачи в достижении поставленных целей расслабляют коллектив, ведут к отказу от них
Коллектив поддерживает устойчивые взаимосвязи, сотрудничает с другими коллективами           Коллектив не взаимодействует с другими коллективами, изолирует себя от них
Коллектив тесно связан с более широким объединением школьников, охотно включается в совместную с ним работу           Коллектив не взаимодействует с более широким объединением школьников, противится налаживанию с ним деловых контактов
В коллективе доброжелательно и с участием относятся к новым членам, стараются помочь им освоиться и включиться в совместную работу           Коллектив враждебно относится к новым членам, противодействует их адаптации и включению в совместную деятельность
Члены коллектива легко, эффективно согласуют свои действия           Члены коллектива не способны к эффективному согласованию своих действий
Имеющиеся в коллективе группировки по личным интересам хорошо взаимодействуют между собой           Имеющиеся в коллекти­ве группировки никогда не взаимодействуют между собой
Коллектив активно сопротивляется любым попыткам его расформирования           Коллектив относится безразлично и легко поддается расформированию
Коллектив находит оптимальный способ взаимодействия между его членами в самых различных ситуациях и условиях           Коллектив никогда не способен найти оптимальный способ взаимодействия, каких бы условий это ни касалось
В коллективе есть хорошие, способные организаторы и достаточно авторитетные лидеры           В коллективе нет хороших и способных организаторов, а лидеры такими возможностями не обладают

Настоящая методика достаточно проста, не требует длительного времени для сбора и обработки информации. Методика в целом надежна при условии правильного подбора экспертов.

В качестве экспертов для оценки организованности ученического коллектива могут быть привлечены классный руководитель, некоторые учителя-предметники, педагог-организатор внеклассной воспитательной работы. При изучении старших классов в качестве экспертов могут привлекаться также учащиеся.

ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ

Наши рекомендации