Практические советы отказывающимся курить
1. Сообщи своим друзьям, родителям, родственникам, что ты отказываешься курить. Чем больше народа будет знать о твоем решении, тем больше ответственность довести начатое до конца.
2. Принимай решение отказа от курения навсегда
3. Выбери определенный день, соберись с духом - и откажись. Чтобы отвлечься, займись чем-нибудь с друзьями, которые не курят.
4. Выбрось все, что напоминало бы тебе о курении, пепельницу, спички и т. п.
5. Запасись жевательной резинкой без сахара, мятными таблетками, морковкой, черенками черемухи и т. д.
6. Помни, что если ты сможешь отказаться от курения, ты научишься распоряжаться своей судьбой. Тебе будет проще принимать другие важные решения.
7. Постоянно напоминай, что курение будет обязательно мешать выполнению поставленных перед тобой задач.
8. Основываясь на собственном опыте, можешь разработать программу в помощь тем, кто хочет отказаться от травления табаком.
9. Подумай об организации группы самопомощи. Потрудись над изменением характера поведения. Хорошо продуманная программа изменения линии поведения может научить человека, как стать некурящим.
Урок-викторина *)
Сегодня у нас не совсем обычный урок. 45 минут мы с вами вместе работаем, - изучаем на практике, как работают в повседневной жизни каждого человека те законы физики, химии, биологии и экономики, которые вы изучаете на других уроках. Урок пройдет в виде игры-викторины.
Правила игры: ведущий задает вопросы - те, кто знает ответ, поднимают руку. Тот, кто правильно отвечает, получает камень-самоцвет (малахит, лазурит, гранат, яшма, авантюрин, бычий глаз, цитрин и другие, в том числе полудрагоценные) в подарок за ваши знания. Тот, кто по итогам викторины наберет больше камней, получит дополнительные подарки от антинаркотического Центра "Редокс" - новые полезные привычки. Камешки получают и экспериментаторы - те из вас, кто проявит смелость участвовать в физиологических экспериментах.
Должны вас предупредить, что через ряд лет отношение к курильщику будет примерно такое же, как к красивой девушке, носящей бабушкины чепчики и панталоны.
Продвинутой организации не нужны курящие работники, потому что они:
1. вредят себе и окружающим;
2. чаще болеют (оплата больничных);
3. требуют дополнительных расходов на содержание курительных комнат и их уборку;
4. меньше денег могут тратить на свое развитие (Интернет, книга) ;
5. снижают престиж торговой марки.
Итак, курить сегодня - это не модно.
Переходим к главной теме нашего урока - к полезным привычкам, которые заставляют ежедневно работать законы физики, химии и биологии
* Использована работа Н.А. Целищевой и С.Л. Бугрова. Сделай правильный выбор. – Н.Н.: ООО «Педагогические технологии», 2002, с. 76 – 87.
на здоровье и красоту.
Для проведения викторины ведущему будет нужна помощница, знающая класс, которая будет давать слово желающим ответить, вынимать из мешочка камень-самоцвет, после объявления вопроса демонстрировать его аудитории и награждать им за правильный ответ.
Сегодня в качестве исследовательских электродов для познания действия законов физики, химии и биологии работают биотренажеры Доктора Редокс - генераторы электрических витаминов, в цепь которых включен прибор, позволяющий измерить электрический ток, - что это за прибор? Помощница Катя вынула из мешочка горный хрусталь.
- Правильно, амперметр.
- Чьим именем назван этот прибор? Катя на кон поставила полудрагоценный камень хризолит.
- Правильно, Ампер. За 30 лет до открытия закона французским физиком Ампером, 200 лет назад человечество познакомилось с электрическим током. Это произошло в результате исторического спора двух великих ученых.
- Фамилии этих ученых?
- Правильно, Вольта. Катя дарит гранат.
- Фамилия второго Гальвани, правильно. Катя дарит яшму.
Трудно себе представить жизнь без электричества. 200 лет назад не было машин, не было света, телевидения, радио - как люди жили?
- И о чем же спорили эти двое ученых?
Не ответили, камень остается у Кати. А ученые спорили о природе электрического тока: Гальвани говорил, что ток имеет «животную» природу, а Алессандро Вольта утверждал, что ток имеет «металлическую» природу.
Какое живое существо участвовало в этом споре и, естественно, пострадало за науку?
Правильно, лягушка. Опал уходит кому. Катя, - Александру? Кто же сегодня вместо лягушки, как 200 лет назад, готов пострадать за науку? Катя, мне нужны два экспериментатора (Катя выбирает из аудитории Михаила и Ольгу).
Михаил и Ольга помогут мне сейчас продемонстрировать вам экстравагантный эксперимент А. Вольта. Вольта составлял цепь из четырех человек. Двое крайних - это Михаил и Ольга - держали палочки из разных металлов. Катя - камень!
- Вопрос аудитории, - какие это металлы?
- Правильно, цинк - серебро.
Итак, для воспроизведения полного эксперимента, Михаил должен палец свободной руки сунуть Кате в глаз. Катя со мной замыкает цепь через ту несчастную лягушку (сегодня мы с ней просто держимся руками). Я по условиям эксперимента должен вставить свой палец Ольге - куда?
- Правильно, в рот.
- Зачем науке нужны были такие извращения? Отвечайте быстро, иначе камень остается в нашем с Катей банке.
- Чтобы ощутить действие токов редокс. При замыкании цепи палочками в глазу появляется свет, во рту появляется кислый вкус, а несчастная лягушка (вернее, ее препарированная лапка) начинала дергаться. Сегодня мы имеем амперметр, который заменяет те ощущения. У Михаила в руке цинковая палочка, у Ольги -серебряная. Мы просто замыкаем цепь руками, и амперметр показывает в этой цепи токи.
По какому закону можно рассчитать ток замкнутой цепи? Правильно, по закону Ома. Теперь Ольга и Михаил берут палочки в левые руки, а правыми руками делают рукопожатие. Пожмите руки сильнее - и ток больше. А еще больше он во время свадебного поцелуя. Почему?
Потому, что уменьшается сопротивление цепи (камень остается у Кати). Камешек ответившему и по камешку экспериментаторам Михаилу и Ольге.
- В каком литературном произведении и в экранизированном по нему фильме ужасов показана защитная сила замкнутого круга?
- Вий.
- Автор этого произведения?
- Гоголь Н. В.
Это литературное отступление, возвращаемся к нашей теме: Ольга с Михаилом продемонстрировали токи редокс металлического происхождения.
Есть желающий продемонстрировать токи редокс животного происхождения? Для этого экспериментатор должен разуться и босиком встать на такой колючий коврик - лежак Доктора Редокс.
- Иван сознательно решил пострадать за науку. Иван, ты что-нибудь слышал о йогах? Сейчас ты поймешь, что они ничего сверхъестественного не делают.
- Иван встает на два лежака, и что у него между ног «течет»?
- Правильно, токи редокс. Катя, розовый кварц за находчивость!
- Иван, изменяй нагрузку с правой ноги на левую, покачивайся слегка. Видите, токи меняют свое направление.
Иван продемонстрировал нам животное электричество. Это новый вид гимнастики, во время которой не надо размахивать руками и ногами, гимнастики природными токами редокс. Это новая полезная привычка чистить зубы, стоя на таком колючем лежаке Доктора Редокс. Как вы догадываетесь, эти токи идут не только между ног, а через весь позвоночник, поступают в головной мозг, повышают уровень бодрствования. Зачем нужна такая привычка? Для того, чтобы ваш организм получил эти токи - эти электрические витамины, которые обеспечивают тонкое, точное и совершенное уравновешивание организма с окружающей средой. Это своеобразный физиологический стимул, запускающий приспособительные реакции организма. Одна из таких реакций - это рефлекс потягивания, единственный рефлекс, отвечающий за правильную осанку. При наличии новой привычки вы чаще будете потягиваться, у вас исправится осанка, ноги целый день будут теплые и сухие, вы меньше будете подвержены простудным заболеваниям. Если у вас заболела спина, что тоже часто бывает и в вашем возрасте, нужно лечь на этот лежак - боль быстро утихнет.
- Кто из литературных героев спал на ложе, утыканном гвоздями?
- Рахметов.
- Как называется произведение и его автор?
- "Что делать?", Чернышевский (камни остаются у нас с Катей).
- А кто был прообразом Рахметова? Великий русский физиолог, который и спал на таких колючках? - Сеченов И. М. (камень остается).
Стоя на таких колючках, вы более остро ощущаете центр равновесия, что необходимо людям, занимающимся единоборствами и другими видами спорта. Кстати, такая привычка повышает порог болевой чувствительности, а чем выше порог болевой чувствительности, тем сильнее организм противостоит неблагоприятным факторам и стрессам, тем меньше у человека шансов стать наркоманом. Возникающие во время разминки на лежаке ощущения (от приятных до болевых - по желанию) являются тренировкой болевой чувствительности. Такие ощущения не наносят повреждений организму, но стимулируют выделение порции эндогенных опиатов (внутренних наркотиков), как бы награждая организм пряником - обезболивающим веществом, которое вызывает эйфорию, устраняет депрессию и благотворно влияет на эмоциональное состояние. Это своего рода система награждения. Она поощряет исследовательскую деятельность организма, направленную на активную встречу с любыми раздражителями.
- Какова же природа нервного импульса (учебник биологии, 8 класс)?
- Правильно, электрическая. Нервные импульсы от рецепторов стопы преобразуются в электрический ток. Электрический ток по нервным волокнам идет через весь позвоночник.
- А что написано в учебнике физики, что образуется вокруг проводника с током?
- Правильно, переменное магнитное поле.
Итак, голова болит не потому, что началась магнитная буря, а потому, что организм не успел на нее настроиться.
Вставая босиком на колючий лежак, с помощью вырабатываемого на ступнях переменного тока, мы превращаем позвоночник в антенну, которая настраивает наш организм на метеорологические параметры окружающей среды.
- Один из известных философов был рьяным сторонником ходьбы босиком. Он считал, что это ведет к закаливанию организма и обострению мыслей. Кто это?
- Сократ (камень остается у Кати).
А у древних спартанцев существовало даже правило, согласно которому ношение обуви разрешалось только после 18 лет.
Следующая полезная привычка - это биотренажер "Антистресс" с токами редокс животного происхождения. Это приятная разминка пальцев, которая помогает мыслить и творить. В каждой религии есть изделие для пальцев, положительно влияющее на сосредоточенность и на память его обладателя, нормализует электрическую активность мозга.
- Что это за изделие?
- Правильно, четки.
Великий немецкий философ сказал: "Рука является вышедшим наружу головным мозгом".
- Фамилия этого философа?
- Правильно, Имануил Кант.
Главное назначение этой привычки - это выработать у вас привычку следить за своим дыханием. Спокойный выдох и спокойный вдох, - и вы уже не волнуетесь и не нервничаете. И человеку, который бросил курить, эта привычка хорошо заменяет вредную, старую и не модную. Нужно просто сделать в своей голове установку: вместо сигареты всегда доставать из кармана такой "Антистресс" и на спокойном выдохе надевать его на палец, а на спокойном вдохе - снимать. В спокойной обстановке разумный человек всегда задает себе вопрос, зачем начинать курить, если я уже прекратил? Главное не в том, как бросить, а в том, как удержаться.
Только не надо относиться к «Антистрессу» как к какому-то чуду исцеления. Он помогает только сильному человеку, который взял себя в руки. Ведь если вы купили ложку, это не значит, что вы теперь всегда будете сытыми. «Антистресс», так же, как и ложка, помогает вам общаться с окружающим миром и получать новые ощущения, а новые ощущения открывают новые возможности.
- Где же в медицине нашли свое применение животные и металлические токи?
- Электрофорез; электрокардиография, электроэнцефалография, миография, реография.
У Эдгара По была сказка по поводу оживления трупов электрическим током, а сегодня это действительность.
- Как называется метод оживления человека, находящегося в состоянии клинической смерти?
- Правильно, дефибрилляция.
Следующее изобретение российских ученых - это биотренажер, который так и называется "Доктор Редокс", который необходим еще для одной полезной привычки - делать массаж лица. Для молодежи это необходимо для снижения влияния возрастных гормональных изменений на состояние кожи лица. Для взрослых это способ замедления образования морщин.
В этом биотренажере воедино работают эти два вида электричества -животное и металлическое. Вопрос из химии. У этого биотренажера на серебряном ролике одни реакции, а на цинковой вставке - противоположные.
- Какие это противоположные реакции (они же участвуют в названии "Фонда развития полезных привычек "Редокс")?
- Правильно, окисление и восстановление.
Ну, а теперь нужна девушка-экспериментатор для демонстрации этих токов редокс. Настя, нужно увлажнить руку и обрабатываемую поверхность кожи лица. При замыкании контура амперметр фиксирует токи редокс.
- А как называется электрод, на котором протекают восстановительные процессы?
- Правильно, катод - Катя дарит камень. На аноде - окислительные.
- А катод - это "+" или "- "?
- Неправильно, потому что правильный ответ - это и "+", и "- ". Потому что в электролизе катод - это "минус", на нем восстанавливается водород, выделяются из растворов различные металлы.
- А где он положителен?
- Правильно, в аккумуляторе автомобиля.
- По какому закону можно рассчитать скорость растворения цинковой вставки этого биотренажера? - Фамилия еще одного известного англичанина?
- Правильно, Майкл Фарадей.
Переходим к экономической части урока.
Новые изобретения российских ученых - это полезные привычки и биотренажеры, с которыми вы сегодня познакомились. Как человек, участвующий в создании в продвижении полезных привычек, должен вас предупредить, что есть привычки вредные и есть технологии их продвижения. Что в основе продвижения привычки, приносящей вам вред - выгода, прибыль.
Получив вредную привычку, человек получает зависимость от нее, делается слабее, и до самой смерти вынужден платить производителю и продавцу.
- Какие вредные привычки, кроме курения, вы знаете?
- Правильно, употребление алкоголя и других наркотических веществ.
- Очень важный вопрос: наркомания лечится или нет? Поднимите руки те, кто считает, что наркомания излечима. Катя, сосчитайте.
Итак, большинство считает, что наркомания излечима, и должен вас огорчить - это неправда. Реклама различных методов лечения наркоманов и, особенно, реклама симпатичных, красивых и сильных молодых людей, которые избавились от наркотической зависимости, - это скрытая реклама наркотиков. Цель этой рекламы - снизить опасность, создать в вашей голове иллюзию, что вы сможете справиться с этой дурью. Это не так. Когда ученые-биологи вставляли крысе электроды в центры удовольствия в головном мозге и давали ей возможность пускать эти электрические сигналы, она возбуждала свои центры удовольствия до самой смерти. Так и наркотик, давая удовольствие, разрушает ваш мозг. Цель наркодельца, который первую дозу дает бесплатно, - заработать на вас хорошие деньги, превратить вас в дойную корову с глупыми и добрыми глазами.
И если вы сегодня примите решение в своем будущем всегда отказываться от предложения закурить или попробовать травку, наркотик типа экстези или химическое вещество, обладающее токсическим действием, или понюхать, уколоть, проглотить что-то, то у вас, как у молодых людей величайшей страны, огромное будущее. Ведь вы живете в России - родине ученых, законы которых изучают во всех странах мира. Катя - камень!
Дорогие ребята, когда мне было столько же лет, сколько и вам, я сожалел, что все уже открыто. Сегодня я вам точно могу сказать, что я вам завидую, в первую очередь потому, что самые интересные открытия и изобретения будете делать вы, и те законы, которые вы сегодня повторили, и те изобретения, о которых вы сегодня узнали, новые полезные привычки - ваши друзья, которые не изменят вам никогда.
Урок закончен, давайте подводить итоги.
- У кого есть 5 камней? Прошу к доске.
- У кого 4?
- У кого З?
- У кого 2?
1 место присуждается Иванову. Подарок - книга с "Антистрессом".
2 место - Ольге, подарок – "Антистресс".
3 место - 3 человека - клипсы.
Литература:
Александров А. А., Александрова В. Ю. Курение и его профилактика в школе. – М., 1996. – 96 с.
Бальчуков А. Г. Призадумайся, курильщик! – Запорожье, 1993. – 46 с.
Бугров С.Л., Гуткина О.Н. Терапия Доктора Редокс – Атас. – Н.Новгород: «Штрих», 1998 – 32 с.
Генкова Л. Л., Славков Н. Б. Почему это опасно: Пер. с болг. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
Гринев В. И. Самоизбавление от курения табака. – М.-Тула, 1997. – 186 с.
Гринченко Н. А. Школьный антинаркотический спектакль. – Елец: Гос. пед. институт, 1997. – 36 с.
Захарова Л. Ю., Соколов Ю. А., Кривомаз Ю. А. Путь к трезвости. – СПб., 1997. – 196 с.
Как бросить курить. – Тарту, 1997. – 12 с.
Каннингхэм Р. Дымовая завеса. Канадская табачная война. – М.: РАОЗ, 2001. – 495 с.
Карпов А. М., Шакирзянов Г. З. Самозащита от курения. – Казань: Изд-во "ДАС", 2001. – 32 с.
Клесгес Р. С., Де Бон М. Как бросить курить и не поправиться: Пер. с англ. / Под ред. О. Арнольд. – М.: Яуза, 1998. – 256 с.
Клуб Доверие. Трезвость, противокурение. – Курган: ВДОБТ, 1989. – 371 с.
Колесов Д. В., Казаков Л. Х., Плешкова Г. В. Профилактика наркомании и токсикомании среди школьников. – М., 1992. – 87 с.
Профилактика курения. – Н. Новгород, 1994. – 73 с.
Курение или здоровье в России? – М.: РАОЗ, 1996. – 265 с.
Лавренюк Н. С. Радиацию победить можно. Становись "деткой". – Брест, 1996. – 76 с.
Ларионов Б. А. Миллионы здоровья. – Гомель: Агентство "РИД", 1997. – 112 с.
Методическое пособие для слушателей курсов избавления от вредных привычек употребления алкоголя, наркотиков и курения табака. – Казань, 2000. – 19 с.
Морозов Ю., Коновалов С., Костырева Л. Оптимальный вариант: как стать трезвым и некурящим. – Казань: Аек Булу, 2002. – 35 с.
Основные факты про табак. – Киев, 1998. – 27 с.
Путь к Здоровью, Гаромнии и Радости. – Миасс: Оптималист, 1997. – 69 с.
Рязанцев В. А. Психотерапия при хроническом никотинизме. – Николаев, 1993. – 52 с.
Соколов Ю. А. Семь дней и вся жизнь. // Аврора. – 1996. - № 4. – с. 37-137.
Твой выбор. – Черкассы-Киев, 1997. – 20 с.
Толкачев В. А. Теория и практика оптимализма. – Мн.: Финист, 1997. – 96 с.
Целищева Н.А., Бугров С.Л. Сделай правильный выбор. – Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2002 – 88 с.
Шичко Г. А. Основной словарь трезвенника. – Казань: РИЦ "Школа", 2002. – 40 с.
Шичко А. Курс занятий по профилактике, групповому и индивидуальному избавлению от табакокурения. – Л., 1990. – 78 с.
Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – Мн.: Народна асвета, 1986. – 104 с.
Январский Н. Валеология. Практическая психология здоровья. Психолого-педагогическая методика Г. А. Шичко на уроках. – Ижевск: МАПН, 1998. – 44 с.
Урок 16
Пассивное курение
На этом уроке ты: · осмысливаешь влияние "пассивного курения" на организм некурящего; · доказываешь недопустимость дискриминации табашниками людей, ведущих здоровый образ жизни; · учишься тестированию на отравление табаком; · обсуждаешь стратегические задачи антиникотинизма. Основные понятия темы: · пассивное курение; · принцип оптимализма; · принцип сингулизма; · толерантность. ПАССИВНОЕ КУРЕНИЕ – вдыхание так называемой "боковой струи" сигареты, иными словами, пребывание в задымленном (прокуренном) помещении. Известно, что боковая струя содержит больше вредных для организма веществ, чем дым, который вдыхает курильщик. Пассивное курение приводит к таким же изменениям в крови, как и активное. Помимо вреда, наносимого организму при пассивном курении, оно тоже вызывает привыкание. Иными словами, стаж курильщика начинается с пассивного курения. Другими словами, пассивное травление - это нахождение рядом с курильщиком и вдыхание его табачных "испражнений". Пассивное травление вредно, особенно детям. ПРИНЦИП ОПТИМАЛИЗМА - принцип поиска и выбора лучших оптимальных решений. Курильщик имеет перед собой ряд вариантов дальнейшей жизни: курить пуще прежнего, оставить все неизменным, перейти на более слабые сорта табака, уменьшить частоту курения, стать сознательным противокурильщиком. Оптимальный вариант – последний, наихудший – курить пуще прежнего. Человек, умело руководствующийся принципом оптимализма живет наилучшей, полноценной и наиболее полезной жизнью. Существование курильщика - противоположность такой жизни. ПРИНЦИП СИНГУЛИЗМА - принцип учета индивидуальных особенностей человека. Игнорирование этого принципа приносит большой ущерб обществу. Например, мешает резкому повышению выздоравливания больных, подъему воспитательной и учебной работы. К общим основным свойствам нервной системы человека относятся: вникаемость, память, подвижность. ТОЛЕРАНТНОСТЬ- переносимость табака. Никотин - яд, поэтому организм на первых порах старается удалить его (рвотные движения). Каждое новое курение поднимает защиту организма от ядов и увеличивает переносимость. Постепенно она доходит до 2 и более пачек. Длительность воздержания от курения восстанавливает нормальную толерантность, а рецидив курения быстро возвращает ее к былому патологическому уровню. Пометки на полях Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит оно есть. И. Тургенев. Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) – русский писатель. Первое проявление счастья - долголетие, второе - богатство, третье - здоровье тела и спокойствие духа, четвертое - любовь и целомудрие, пятое - спокойная кончина, завершающая жизнь. Ши Цзин. Ши Цзин (XII-XI вв. до н. э.) - литературный памятник Китая. Счастье есть равновесие разумных желаний и возможности их удовлетворения. В. Шишков. Шишков Вячеслав Яковлевич (1905-1984) – русский писатель. | А теперь разберемся, как и насколько дым табакокурильщиков влияет на окружающих. Существует такой термин – "пассивное курение", под которым понимается принудительное вдыхание некурящими людьми табачного дыма, образованного в результате табакокурения другими. В последнее время изучению влияния пассивного курения на человеческий организм стали уделять большое внимание во многих странах мира. Проведена масса экспериментальных, клинических и эпидемиологических исследований, в результате которых опубликовано много научных работ, многогранно освещающих эту проблему, за рубежом выпущены обширные фундаментальные труды. Установлено, что вторичный дым вместе с выдыхающим табакокурилыциком загрязняет воздух никотином, окисью углерода, аммиаком, смолами, бензпиреном, радиоактивными веществами и другими вредными компонентами. Первый нарком здравоохранения молодой Советской республики Н. А. Семашко, известный медик и ученый, говорил: "Всякий курильщик должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других". А вот что сообщает еженедельный экономико-политический журнал США "Бизнес уик" за 1987 год: "Но самый ощутимый удар по табачным монополиям был нанесен в 1986 году. Речь идет о докладе национального совета по научным исследованиям и докладе главного хирурга США Эверетта Купа. В них представлены доказательства, что табачный дым, который невольно вдыхают ничего не подозревающие некурящие люди, может вызвать у них рак легких и другие серьезные заболевания". Постараемся разобраться в этом детально. Мы уже говорили о двух фазах табачного дыма, образующегося во время курения. Первая, или основная, та, которую вдыхает курильщик, и вторая, или побочная, которая выделяется в окружающую среду между затяжками. Мы уже знаем, что табачный дым содержит более 4 тысяч соединений, из них более 40 канцерогенов, веществ, способствующих возникновению раковых заболеваний. Исследователи пассивного курения считают, что он вреднее самого курения, так как во второй фазе дыма содержится в два раза больше никотина и углерода, в три-четыре раза больше канцерогена бензпирена, что, как известно, ведет также к раковым заболеваниям. Более того, в прокуренных помещениях, так называемых курилках, туалетах тоже содержится бензпирен. А значит, длительно находиться в этих помещениях, даже проветренных, не безопасно. В эксперименте выявлено отрицательное воздействие многих компонентов табачного дыма на пассивных курильщиков и подтверждено лабораторными данными при исследовании крови, мочи и нервной системы. Особенно большой вред организму наносит окись углерода, которая, проникая через легкие в кровь, соединяется с гемоглобином крови, образуя карбоксигемоглобин (соединение гемоглобина с СО - угарным газом). По данным ВОЗ, пределом содержания карбоксигемоглобина в крови человека считается 4%. При пассивном курении его концентрация повышается до 16-20% и может вызывать смертельный исход у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Очень интересные экспериментальные исследования пассивного курения были проведены в Ленинградском институте радиационной гигиены. Молодая женщина с защитной маской-фильтром на лице, задерживающей дым, находилась в течение часа в помещении, где курили мужчины. По окончаний эксперимента маску поместили в раствор четыреххлористого углерода. В результате выяснилось, что пребывание человека в таких условиях равносильно выкуриванию 4-х сигарет. Нахождение в таких же условиях без маски вызывало вялость, заторможенность, повышение давления крови, ухудшение показателей электрокардиограммы. Исследования показали, что табачный дым при пассивном курении вызывает явления дискомфорта у 75% людей некурящих, раздражение слизистой оболочки глаз – у 70%, головную боль – у 70%, кашель – у 25%. У них снижается работоспособность и в зависимости от наличия табачного дыма может снизиться до 40%. Особенно страдают официанты, моряки на рыболовных сейнерах, проживающие в одном кубрике с табакокурильщиками и так далее. Исследователи пассивного курения пришли к выводу, что в плохо вентилируемом помещении некурящий за 1 час вдыхает столько же дыма, сколько получает курильщик от одной выкуренной сигареты. Профессор Хитоги Касуга (Япония) установил, что девушки, работающие в пропитанном табачным дымом помещении, как бы выкуривают 20 сигарет ежедневно. Жена заядлого табакокурильщика вдыхает столько дыма, как если бы она выкуривала 10-12 сигарет в сутки, а дети порядка 6-7 сигарет. В крови и моче некурящего, долгое время находившегося в накуренном помещении, обнаруживается никотин. Пребывание в накуренном помещении уже через 10-14 минут может вызвать обильное слезоточение, а у 14% некурящих - кратковременное ухудшение остроты зрения, у 19% - повышенное отделение слизи из носа и головные боли. И неудивительно, поскольку исследованиями доказано, что в недостаточно проветриваемых помещениях, в которых курят, загрязнение воздуха производными табачного дыма достигает 60-90%. Для проветривания комнаты от табачного дыма одной выкуренной сигареты нужно 6753 чистого воздуха. В начале 80-х годов японский ученый Хираяма исследовал более 90 тысяч некурящих замужних японок в возрасте старше 40 лет и выявил, что женщины, мужья которых курили, заболевали раком легких в полтора раза больше, чем женщины, живущие с некурящими мужьями. Вредность пассивного курения доказывали и другие японские ученые. На другом конце планеты, в Греции, получены более многозначительные данные. Были исследованы более 3 тысяч гречанок, и установлено, что у некурящих женщин, мужья которых выкуривали до 20 сигарет в день, риск развития, рака легких равнялся - 2,4, а при выкуривании более 20 сигарет в день этот показатель был уже 3,4 раза по сравнению с женами, у которых мужья не курили. К подобным выводам пришли исследователи США, Великобритании, ФРГ и других стран. Имеются сведения, когда от рака легких, присущего табакокурильщикам, умирали некурящие люди. При выявлении причины оказывалось, что они длительное время находились в помещении, где активно курили. Особенно вреден табачный дым при пассивном курении больным стенокардией, имеющим поражение коронарных сосудов, с хроническим поражением легких и рядом других. Пассивное курение вызывает у некурящих людей возбужденное состояние, раздражительность, оно влияет на психику, ухудшает внимание, понижает способности к восприятию знаний. Табачный дым уменьшает количество отрицательно заряженных ионов в воздухе, которые способствуют повышению тонуса организма и работоспособности. Если пассивное курение влияет на взрослых людей, то в большей степени от него страдают дети. Тест на определение табачной зависимости Этот тест используется, чтобы разобраться, зачем люди курят, и помочь им избавиться от вредной привычки. Подумайте и Вы над вопросами – и, возможно, поймете, зачем, почему курите. А это – первый шаг к кардинальному решению. А. Это помогает мне держать себя в рабочей форме. Б. Мне доставляет удовольствие держать сигарету в руках. В. С сигаретой мне легче расслабиться, у меня появляется чувство раскованности. Г. Закуриваю, если чем-то расстроен. Д. Мне просто не по себе, когда под рукой нет сигареты. Е. Курю автоматически, не задумываясь о причинах. Ж. Курю, чтобы собраться, сосредоточиться. 3. Сам процесс прикуривания доставляет мне удовольствие. И. Мне приятен запах табака. К. Закуриваю, когда волнуюсь. Л. Когда я не курю, мне будто чего-то не хватает. М. У меня такое ощущение, что я курю одну сигарету: пока старая догорает в пепельнице, я, не замечая, прикуриваю новую. Н. Когда я курю, мне кажется, что становлюсь бодрее. О. Смотреть на дым от сигареты доставляет мне удовольствие. П. Чаще всего я курю, когда мне хорошо, я спокоен и умиротворен. Р. Курю, когда мне скучно или не хочется ни о чем думать. С. Если я какое-то время не курю, то начинаю испытывать неудержимое желание сделать это. Т. Иногда случается, что я закурил автоматически, несознательно. Теперь посмотрите, можно ли сгруппировать ваши ответы так, как это делает автор теста. Первая группа мотивов А+Ж+Н - мотив стимулирования. Б+3+О - удовольствие от самого процесса курения. В+И+П - расслабление, удовольствие, поддержка. Вторая группа мотивов Г+К+Р - снятие напряжения, придание бодрости. Д+Л+С - неконтролируемое желание закурить, психологическая зависимость. E+K+P - привычка. Если ваши ответы приходятся в основном на первую группу, это значит, что ваша зависимость от табака скорее психологического, чем физиологического характера. Печальная статистика · При сгорании сигареты 25% никотина разрушается, 50% - оказывается в воздухе, где курят, 25% - поглощаются курильщиком. Главный поток дыма, вдыхаемый курящим, составляет при курении сигарет без фильтра 32%, а с фильтром – 23% общего количества дыма, 55-70% табака сгорает в воздухе между затяжками. · По подсчетам радиологов, не менее 50% радиоактивных веществ табака при его курении попадает в окружающую среду. · По вине одного курящего страдают по меньшей мере 3-4 некурящих. Согласно данным науки, некурящие вдыхают до 14 мг высококанцерогенных веществ, содержащихся в табачном дыме, с задержкой в легких до 70 дней. Пребывание в течение 8 часов в закрытом помещении, где курят, приводит к воздействию табачного дыма, соответствующего выкуриванию более 5 сигарет. |
· Дым от одной выкуренной сигареты снижает концентрацию легких ионов в помещении на 25%, от трех – почти на 70%. При выкуривании же шести и более сигарет ни о какой свежести воздуха в помещении говорить не приходится. Главным поставщиком легких ионов является озон и эаростимуляторы, которые нам поставляют наземная и подводная флора. Чем больше в воздухе ионов, тем больше его свежесть. В накуренном помещении индекс свежести нередко снижается в 100 раз и более. В табачном дыме, исходящем от зажженной сигареты по сравнению с табачным дымом, вдыхаемым курильщиком, угарного газа содержится в 4-5 раз больше, а никотина и смол в 3, бензапирена – в 4, аммиака – в 45 раз.
· Некурящему достаточно 1 час провести в накуренном помещении, чтобы в его организм попали все вредные вещества в количестве, которое содержится в одной выкуренной сигарете.
· Установлено, что табачный дым при пассивном курении более агрессивен, чем при активном. Это объясняется тем, что организм курящего в той или иной степени адаптирован к табачным токсинам и его ферментная система способна в определенной степени противостоять табачным ядам.
· Доказано, что никотин, дегтеобразные смолы, окись углерода действуют на органы дыхания в 40 раз сильнее, чем на другие органы.
· Табачный дым является причиной смерти 15% некурящих.
· Более 60% женщин, страдающих раком легких, - жены курящих.
· Анализ японских, немецких, греческих, американских ученых показал, что смертность от раковых заболеваний у жен курящих супругов диагностируется в 3 раза чаще, чем у жен, чьи мужья не курят.
· Дефицит кислорода у пассивных курильщиков в жизненно важных органах таков, как у находящихся на высоте 2-3 км над уровнем моря. Кстати, специалисты установили, что содержание угарного газа выше в табачном дыме сигарет с фильтром, чем без него.
· Пассивное курение ведет к снижению трудоспособности как физической, так и умственной. Ухудшается зрение, слух, обоняние, осязание, пропадает тонус мышечной ткани. Длительная работа в накуренном помещении ухудшает память, мешает точности проведения тех или иных операций. При повышенном содержании окиси углерода табачного происхождения скорость переработки информации уже через полтора часа падает на 36%, а коэффициент трудоспособности снижается почти на 40%.
· Пассивное курение практически в 100% случаев тормозит деятельность яичников, развивающиеся в них атрофические процессы приводят со временем к жировой дистрофии этого детородного органа. Статистические данные показывают, что у пассивных курильщиц бесплодие встречается в несколько раз чаще, чем у женщин свободных от табачной агрессии. Способность к зачатию при пассивном курении снижается в 1,5 раза.
· Германскими исследователями был проведен анализ детородной функции у 5000 женщин, длительное время подвергавшихся табачному воздействию. Оказалось, что случаи нарушения менструального цикла, бесплодия, самопроизвольных выкидышей встречались у них в несколько раз чаще, чем среди тех, кто не подвергался воздействию табачного дыма.
· В настоящее время есть данные о том, что курение отца не оказывает существенного влияния на рост плода у супруги, но в 5 раз увеличивает частоту аномалий в тех или иных его органах.
· Твердо установлено, что полоний-210 табачного происхождения, попадая в организм, оказывает вредное влияние на важные участки хромосом, что в определенном проценте случая приводит к появлению врожденных уродств, тяжелых наследственных заболеваний, прежде всего центральной нервной системы, в том числе эпилепсии, психической неполноценности. Вред, причиненный генетическому аппарату радиоактивными изотопами табачного дыма, канцерогенными его соединениями и рядом другим компонентов, зачастую проявляется спустя годы, а то и десятилетия после рождения ребенка. Генные мутации в ряде случаев дают о себе знать и через поколение.
· Некурящий, находясь в комнате с курящим, вдыхает до 80% всех веществ табачного дыма, который уже через 5 секунд в организме некурящего начинает токсические нарушения.
· Медико-социальные исследования показали, что среди курящих недовынашиваемость беременности констатируется в шесть раз чаще, а преждевременные роды с пониженной массой тела ребенка в 15 раз чаще, чем среди женщин, не подвергающихся действию табачного дыма.
· Внезапная гибель новорожденных у курящих встречается в два раза чаще, чем у свободных от табачной зависимости.
· Если беременные курили, то большинство детей первого года жизни (а тем более недоношенные) с первых же дней отстают в росте и весе. У них часто нарушается аппетит, они неохотно берут грудь, сосут мало, беспричинно плачут, их сон нередко поверхностный. Они чаще страдают одышкой. Родители нередко отмечают у них беспричинное повышение температуры. Такие дети позднее обычных начинают становиться на ноги, ходить, у них позже развивается речь. Различные психологические отклонения в их здоровье встречаются в два раза чаще, чем у потомства некурящих родителей. Любые отклонения в жизни маленьких пассивных курильщиков будь то простуда, погрешности в питании или другие факторы воспитания приводят часто к серьезным последствиям для здоровья и жизни. Так, вероятность развития многих заболеваний у детей первого года жизни встречается в несколько раз чаще, чем у детей некурящих матерей.
· В доме, согласно научным наблюдениям, где курит один человек часто болеют 65% детей, при двух курящих – 77%, а в семьях, где курят трое, - здоровых детей практически нет.
· По данным английского педиатра М. Юона, у каждых семи детей из тысячи в возрасте семи лет диагностируются стертые и легкие формы эпилепсии – следствие перенесенной табачной интоксикации в период внутриутробной жизни, а у каждых пяти из тысячи – явные клинические формы этого грозного заболевания. Различные расстройства функции центральной нервной системы были отмечены в 8% случаев.
· При концентрации окиси углерода, превышающей допустимые величины в 15 раз, что нередко наблюдается в накуренном помещении, коэффициент трудоспособности снижается почти на 40%.
· Из общего числа детей со злокачественными опухолями 60% - это пассивные курильщики.
· Асфиксия у младенцев, родившихся от курящих матерей, встречается в два раза чаще, чем от матерей, в семье которых не курят.
· 40% родившихся детей от курящих матерей страдают повышенной предрасположенностью к судорогам.
· Свыше 63% курящих и 45% некурящих не находят вредным находиться в накуренном помещении.
· По статистике жены курящих мужей живут на 4,1 года меньше среднестатистических сроков.
· Лишь 10% курящих мам и пап не курит в своей квартире.
· Пассивное курение вредно отражается на половом развитии детей, особенно девочек. Этот факт неоднократно подтверждался экспериментами на животных, подвергавшихся окуриванию. Табачный дым приводит к уменьшению рабочей ткани половых органов молодых самок и самцов. Измененные клетки детородных органов впоследствии, как правило, из-за генетических нарушений становились неполноценными, делая животных или стерильными, или же неспособными к рождению здоровых детенышей.
· У грудного ребенка, находящегося в накуренном помещении, может развиться никотиновая интоксикация. Если в доме делают довольно длительный перерыв между перекурами, то малыш, уже привыкший к табачному допингу, начинает беспричинно беспокоиться, не берет грудь, "требуя" очередной порции табачного наркотика. Но стоит отцу или матери закурить, как он тут же успокаивается, сосет грудь и засыпает.
Задания и упражнения:
1 Что такое пассивное курение?
2 Что ты думаешь о пассивном курении?
3 Кто-то курит в твоей комнате, и ты этого не хочешь. Что ты будешь делать?
4. Почему вредно курить и пить алкогольные изделия?
5. Есть ли способы сохранить здоровье?
6. Срисуй себе следующую таблицу.
· Впиши в нее, согласен или не согласен ты с ее пунктами. Сначала напиши о себе самом, а затем то, что думают твои друзья и родители.
· Заполни таблицу сначала сам, а затем обсудите этот вопрос в группе.
Согласен или не согласен? | Я | Друзья | Родители |
Курить, чтобы произвести впечатление на других | |||
Покупать сигареты под влиянием рекламы | |||
Курить потому, что курит кто-то, кого любишь | |||
Курить потому, что курят дома |
Домашнее чтение
Президент Общероссийской общественной организации "Российская ассоциация общественного здоровья", доктор политических наук А. К. Демин со своими коллегами предложил ряд стратегических задач и тактических вопросов, которые стоят сегодня в области совершенствования здорового образа жизни, и в первую очередь, среди детей, подростков и молодежи. Среди них:
- продолжить формирование государственной политики, объединяющей органы власти и все силы общества, на основе сочетания санитарного просвещения и законодательных мер, цель которой - сократить к 2005 году число ежегодно начинающих курить подростков хотя бы на треть. При этом необходимо помочь некурящим избежать табачной ловушки; воодушевить курящих освободиться от курения, и помочь им сделать это; защитить здоровье и права некурящих;
- стремиться к принятию законодательства, ограничивающего рекламу табака, снижение содержания смолы и никотина в табачных изделиях и помещения впечатляющего предупреждения о вреде курения для здоровья на упаковке табачной продукции;
- провести слушания в Государственной Думе Федерального Собрания с участием всех заинтересованных организаций для объективной оценки табачной угрозы;
- подготовить, опубликовать и распространить государственный доклад "Курение и здоровье населения в России" и представить его в Федеральное Собрание Российской Федерации как основу формирования комплексной табачной политики на федеральном и региональном уровнях. Этот доклад следует опубликовать и широко распространить для объективного информирования населения, правительственных и неправительственных организаций, педагогических и медицинских работников о рисках, связанных с курением и стратегиях борьбы с ними;
-официально признать курение табака - потреблением психоактивных средств, вместе с приемом алкоголя и нелегальных наркотиков;
- признать никотин наркотиком, оборот которого в интересах населения обязано контролировать государство, с учетом того, что состояния зависимости человека от табака, алкоголя и наркотиков включены в одну категорию "Нарушений психики и поведения, обусловленных приемом психоактивных веществ" Международной классификации болезней Десятого пересмотра (МКБ-10);
-осуществить просветительные меры, чтобы обеспечить отношение россиян к курению как социально неприемлемому поведению человека;
- бороться за исполнение законодательства органами государственного управления и табачной индустрией;
- осуществлять государственный мониторинг производства и маркетинга табачных изделий, контроль качества табачных изделий, содержания в них вредных веществ, а также потребления табака и его последствий для общественного здоровья в России;
- укрепить ресурсную базу антитабачных государственных структур и общественных организаций;
- установить продажу табачных изделий с 21 года с предъявлением документа, удостоверяющего возраст;
- повысить розничные цены на табачные изделия;
- запретить курение в общественных местах;
- расширить сотрудничество между правительственными и неправительственными организациями по проблемам предупреждения курения и борьбы с ним;
- педагогическим и медицинским работникам России, в первую очередь врачам, освободиться от курения, возглавить и воодушевить общественное движение за прекращение курения;
- активизировать санитарное просвещение населения при участии СМИ с акцентом на риске развития наркотической зависимости, и болезней при курении, в том числе "пассивном". Обратить особое внимание на то, что, курение предшествует, или сопутствует употреблению других психоактивных веществ - алкоголя и наркотиков, вызывающих наркотическую зависимость и разрушающих личность;
- обеспечить обучение педагогических и медицинских работников по вопросам противодействия курению, освобождения от табачной зависимости, с использованием разрешенных эффективных лекарственных и нелекарственных средств, подготовить и издать соответствующие руководства и пособия;
- разработать и утвердить официальные документы, регламентирующие оказание медицинской помощи по освобождению от табачной зависимости;
- запретить спонсорство табачного бизнеса в отношении спортивных, развлекательных мероприятий;
- дополнительно ограничить рекламу табачных изделий, в том числе предусмотреть ограничение рекламы только черно-белыми текстами, без использования рисунков и фотографий;
- запретить реализацию упаковок с количеством табачных изделий менее 20 штук, выдачу покупателям подарков за купоны, вкладываемые в упаковку табачных изделий.
- законодательно ввести принцип платы табачных компаний за ущерб здоровью населения, связанный с курением, по аналогии с мерами в отношении загрязнителей окружающей среды;
- содействовать судебным искам к табачному бизнесу со стороны отдельных лиц, общественных групп, органов и учреждений здравоохранения по возмещению расходов на лечение, а также выплате компенсации семьям умерших от болезней, вызванных курением;
- создать условия для того, чтобы табачный бизнес, добровольно, или на законодательной основе:
· прекратил маркетинг табачной продукции, направленный на детей, подростков, молодежь и женщин;
· признал ущерб здоровью граждан, вызываемый курением, в том числе риск развития рака и патологической зависимости курящего от никотина, с обязательным помещением соответствующей полной объективной информации на упаковке табачных изделий, занимающей не менее 50% от каждой из шести наружных поверхностей упаковки, а также вкладыша с двух сторон с указанием телефона консультации по отказу от курения;
· выделил в специальный фонд средства для компенсации ущерба здоровью потребителей табачных изделий, а также на проведение санитарно-просветительных мероприятий среди населения, в первую очередь среди детей и женщин;
- принять меры для того, чтобы стандарты деятельности табачного бизнеса (правила поведения) в России, определяемые необходимостью защиты здоровья населения, были принципиально сходными с используемыми в странах, успешно преодолевших табачную эпидемию, или более строгими.
Литература:
Александров А. А., Александрова В. Ю. Курение и его профилактика в школе. – М., 1996. – 96 с.
Больчуков А. Г. Призадумайся, курильщик! – Запорожье, 1993. – 46 с.
Генкова Л. Л., Славков Н. Б. Почему это опасно: Пер. с болг. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
Гринев В. И. Самоизбавление от курения табака. – М.-Тула, 1997. – 186 с.
Гринченко Н. А. Школьный антинаркотический спектакль. – Елец: Гос. пед. институт, 1997. – 36 с.
Захарова Л. Ю., Соколов Ю. А., Кривомаз Ю. А. Путь к трезвости. – СПб., 1997. – 196 с.
Как бросить курить. – Тарту, 1997. – 12 с.
Каннингхэм Р. Дымовая завеса. Канадская табачная война. – М.: РАОЗ, 2001. – 495 с.
Карпов А. М., Шакирзянов Г. З. Самозащита от курения. – Казань: Изд-во "ДАС", 2001. – 32 с.
Клесгес Р. С., Де Бон М. Как бросить курить и не поправиться: Пер. с англ. / Под ред. О. Арнольд. – М.: Яуза, 1998. – 256 с.
Клуб Доверие. Трезвость, противокурение. – Курган: ВДОБТ, 1989. – 371 с.
Колесов Д. В., Казаков Л. Х., Плешкова Г. В. Профилактика наркомании и токсикомании среди школьников. – М., 1992. – 87 с.
Профилактика курения. – Н. Новгород, 1994. – 73 с.
Курение или здоровье в России? – М.: РАОЗ, 1996. – 265 с.
Лавренюк Н. С. Радиацию победить можно. Становись "деткой". – Брест, 1996. – 76 с.
Ларионов Б. А. Миллионы здоровья. – Гомель: Агентство "РИД", 1997. – 112 с.
Методическое пособие для слушателей курсов избавления от вредных привычек употребления алкоголя, наркотиков и курения табака. – Казань, 2000. – 19 с.
Морозов Ю., Коновалов С., Костырева Л. Оптимальный вариант: как стать трезвым и некурящим. – Казань: Аек Булу, 2002. – 35 с.
Основные факты про табак. – Киев, 1998. – 27 с.
Путь к Здоровью, Гаромнии и Радости. – Миасс: Оптималист, 1997. – 69 с.
Рязанцев В. А. Психотерапия при хроническом никотинизме. – Николаев, 1993. – 52 с.
Соколов Ю. А. Семь дней и вся жизнь. // Аврора. – 1996. - № 4. – с. 37-137.
Твой выбор. – Черкассы-Киев, 1997. – 20 с.
Толкачев В. А. Теория и практика оптимализма. – Мн.: Финист, 1997. – 96 с.
Шичко Г. А. Основной словарь трезвенника. – Казань: РИЦ "Школа", 2002. – 40 с.
Шичко А. Курс занятий по профилактике, групповому и индивидуальному избавлению от табакокурения. – Л., 1990. – 78 с.
Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – Мн.: Народна асвета, 1986. – 104 с.
Январский Н. Валеология. Практическая психология здоровья. Психолого-педагогическая методика Г. А. Шичко на уроках. – Ижевск: МАПН, 1998. – 44 с.
Урок 17