Резюме - практические советы

1. Не бывает хороших или плохих форм трансактов. Каждый из них имеет свои позитивные и негативные ас­пекты.

2. Речь идет о том, чтобы вы могли в критических ситу­ациях действовать или реагировать более гибко.

3. Вы можете что-то делать, даже если это неудобно. Но у вас нет никаких шансов заставить другого вести себя так, как вам нравится.

4. Если вы измените свое поведение, то изменится и ре­акция вашего партнера. Возможно, что не с первой попыт­ки. Следует и дальше действовать, изменив собственное поведение, как правило, из другого эго-состояния.

5. Старайтесь избегать скрытых трансактов, которые со­провождаются критикой или недовольством. Критические замечания высказывайте прямо и откровенно, но в любом случае в подобающей форме. Это позволит установить от­крытые отношения.

6. Используйте скрытые трансакты, при которых на скрытом уровне присутствует отношение "вы мне симпа­тичны", "мне нравится говорить или работать с вами" и т.д. Это конструктивно.

7. Во многих случаях имеют смысл параллельные трансакты. Полезными бывают и перекрестные трансакты, если они используются сознательно и в соответствии с об­стоятельствами, т.е. конструктивно.

КОНФЛИКТЫ ПО ОДНОМУ ОБРАЗЦУ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Конечно же, всем известны ситуации, которые регуляр­но повторяются и когда заранее известно, чем они завер­шатся. В 1964 г. Эрик Берн методически исследовал такие ситуации в своей книге "Игры взрослых" и объяснил их, прибегая к помощи моделей. Его заслуга состоит в том, что он очень точно проанализировал и описал отдельные ша­ги. Таким образом, даже неискушенный в психологии че­ловек после некоторых тренировок может их распознать.

Новичку часто бывает трудно отличить их от умыш­ленной стратегии, маневра. Имейте, пожалуйста, в виду, что Берн описал процессы, которые протекают бессозна­тельно. И если вы во время анализа не будете постоянно представлять себе, что происходит на бессознательном уровне, то у вас практически не будет возможности конст­руктивно общаться с вашим собеседником (в данном слу­чае партнером по игре).

Мы будем рассматривать здесь только те игры, которые можно охарактеризовать как негативно влияющие на ком­муникацию. Конечно, есть игры, не носящие деструктивно­го характера, например флирт. Тот, кто хочет подробно изучить эту тему, может почитать вышеупомянутую книгу Эрика Берна "Игры взрослых".

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР

Каждая психоловдческая игра имеет определенные за­кономерности:

Игра состоит из одинаковой последовательности скрытых трансактов, которые ведут к предсказуемо­му результату и оканчиваются недобрыми чувства­ми. Внешне трансакты могут казаться убедительны­ми, но в них преобладают скрытые мотивы

Отдельные конструкции игры; протекающей по полно­му сценарию, можно подразделить на различные элемен­ты, или шаги. Но часто бывает так, что требуется провести много встреч, чтобы осознать окончание игры. Ниже при­водятся отдельные шаги подобной игры.

Первый шаг: уловка

Каждая игра начинается с уловки. Представьте себе, что собеседник А забрасывает приманку для Б. Уловка заклю­чается в том, что А игнорирует нечто важное, относящееся к нему, другому или к ситуации, — т.е. "закрывает на это глаза" или искажает, представляет более важным или нао­борот, чем это есть в действительности.

Например, А может не замечать свое раздражение и ве­сти себя так, словно все в порядке, но тем сильнее он потом "взорвется". И это для других участников игры будет несо­измеримо с событием, его породившим. Игрок Б может, например, оставить без внимания то обстоятельство, что его собеседник собирается в дорогу и у него нет времени для обсуждения с А его проблем. Участник игры может не обратить внимания и на ситуацию. Например, он хотел об­судить со своим собеседником Б какие-то конфиденциаль­ные вопросы, а в помещении в это время находится еще и С. Могут возникнуть и лингвистические искажения, обусловленные употреблением слов "всегда, никогда, только, никто, каждый". Если вы слышите эти слова, то советую вам проанализировать их из состояния взрослые-я.

Наши рекомендации