Блок 5. Формулируем позицию автора
Приложение
Блок 1. Композиция сочинения
Блок 2. Зачин в сочинении-рассуждении
Вступление, как и заключение, - это важные композиционные части сочинения.Вступление может
ü вводить тему текста
ü сообщать об основной проблеме текста
ü определять круг проблем, затронутых автором
ü быть основанием для объяснения основной проблемы
ü содержать сведения об авторе текста или о своеобразии художественного мира автора текста
ü содержать обобщённое рассуждение по теме, раскрываемой автором
Формы зачинов:
ü Лирическое размышление
ü Рассуждение о заглавии
ü Диалог с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста
ü Образная картина, возникающая по ассоциации в связи с проблематикой текста
ü Иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста
ü Описательное утверждение
Грамматические средства оформления зачинов:
ü Назывное предложение или ряд назывных предложений
ü Риторический вопрос
ü Цепочка вопросительных предложений
ü Вопросно-ответное единство
ü Цитата
Возможно сочетание разных грамматических средств: назывное предложение + риторический вопрос, назывное предложение + риторическое восклицание; цитирование + риторический вопрос и т.д.
Речевые клише:
ü Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…
ü Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…
ü Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )
ü Передо мной размышления … (кого?) на животрепещущую тему…
Блок 3. Как сформулировать проблему исходного текста?
Теоретическая часть
Проблема -это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Основные виды проблем:
Речевые клише. Формулируем проблему
ü Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
ü Касается … проблемы.
ü Уделяет внимание ... проблеме.
ü Над какой-л. проблемой думать, работать.
ü Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
ü Автор затрагивает проблему...
ü Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
ü Автор очень эмоционально отстаивает идею...
ü Автор привлекает наше внимание к очень важной проблеме…
Блок 4. Как прокомментировать проблему.
Теоретический материал
Комментировать –объяснять, пояснять.
Комментарий– объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста.
Поскольку в комментарии должно быть отражено понимание проблемы исходного текста, то целесообразнее писать текстуальный комментарий. Чаще всего совмещают два вида комментария.
Концепционный комментарий
Примерные вопросы:
ü К какой категории относится проблема? (сложная, общественно значимая, социальная, философская, злободневная, животрепещущая, острая, важная, серьёзная, спорная, наболевшая, мучительная, первоочередная, неразрешимая)
ü Насколько она злободневна?
ü Что делает её злободневной?
ü Традиционна ли эта проблема или нова?
ü Если проблема традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
ü Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
ü Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?
ü Кому приходилось обращаться к данной проблеме?
Речевые клише
Об этом много пишут …
Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…
Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…
Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме:...
Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…
Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.
Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги …
Блок 5. Формулируем позицию автора
Теория
Проблема– это вопрос, который волнует автора.
Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
1) Перечитать текст
2) Найти ответ автора на сформулированный вопрос (проблему):
ü Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
ü Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
ü Какие слова, художественные приёмы передают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?