Формулируем позицию автора

Работа над частью С

Формулируем позицию автора - student2.ru

Зачин в сочинении-рассуждении

Вступление, как и заключение, - это важная композиционная часть сочинения.

Вступление может Формы зачинов Грамматические средства оформления зачинов Речевые клише
ü вводить тему текста ü сообщать об основной проблеме текста ü определять круг проблем, затронутых автором ü быть основанием для объяснения основной проблемы ü содержать сведения об авторе текста или о своеобразии художественного мира автора текста ü содержать обобщённое рассуждение по теме, раскрываемой автором ü - Лирическое размышление ü - Рассуждение о заглавии ü - Диалог с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста ü - Образная картина, возникающая по ассоциации в связи с проблематикой текста ü - Иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста ü - Описательное утверждение ü - Назывное предложение или ряд назывных предложений ü - Риторический вопрос ü - Цепочка вопросительных предложений ü - Вопросно-ответное единство ü - Цитата - Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )… - Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… - Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )

Возможно сочетание разных грамматических средств: назывное предложение + риторический вопрос, назывное предложение + риторическое восклицание; цитирование + риторический вопрос и т.д.

Формулируем проблему. Речевые клише.

ü Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

ü Касается … проблемы.

ü Уделяет внимание ... проблеме.

ü Над какой-л. проблемой думать, работать.

ü Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

ü Автор затрагивает проблему...

ü Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

ü Автор очень эмоционально отстаивает идею...

ü Автор привлекает наше внимание к очень важной проблеме…

ü Передо мной размышления … (кого?) на животрепещущую тему…

Как прокомментировать проблему.

Комментировать –объяснять, пояснять.

Комментарий– объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста.

Поскольку в комментарии должно быть отражено понимание проблемы исходного текста, то целесообразнее писать текстуальный комментарий. Чаще всего совмещают два вида комментария.

Концепционный комментарий (интерпретация проблемы, указание и объяснение ее актуальности) Текстуальный комментарий (объяснение текста вслед за автором в раскрытии проблемы)
Примерные вопросы: - К какой категории относится проблема? (сложная, общественно значимая, социальная, философская, злободневная, животрепещущая, острая, важная, серьёзная, спорная, наболевшая, мучительная, первоочередная, неразрешимая) - Насколько она злободневна? - Что делает её злободневной? - Традиционна ли эта проблема или нова? - Если проблема традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу? - Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме? - Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)? - Кому приходилось обращаться к данной проблеме?   Об этом много пишут … Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме… Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда… Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме:... Затронутая автором проблема имеет многовековую историю… Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему. Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги … Примерные вопросы: - С кем спорит и с кем соглашается автор? - Что заставляет автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная книга, просмотренный фильм, поездка, встреча или другие жизненные наблюдения)? - Какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным вопросом? - На какие авторитетные мнения ссылается автор?  

Формулируем позицию автора

Проблема– это вопрос, который волнует автора.

Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

1) Перечитать текст

2) Найти ответ автора на сформулированный вопрос (проблему):

ü Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

ü Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

ü Какие слова, художественные приёмы передают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?

Наши рекомендации