Что такое "точка зрения"?
Несомненно, все мы мечтаем о том, что наши дети будут успешны в жизни, найдут хорошую работу. И большинство из нас сознает, что в наш суматошный век все более важным становится наличие собственной точки зрения и, при этом, умение понять точку зрения другого человека. Следовательно, нашей родительской задачей становится развитие этого умения у наших отпрысков. Представим себе такой разговор с ребенком.
- Мама, что такое "точка зрения"?Вот я стою здесь, в этой точке, и вижу.…А если я отошел на один шаг в сторону – значит, моя точка зрения уже изменилась? – спрашивает ребенок.
И что ему на это сказать? Да и не надо пока ничего говорить! Поразмышляем: если есть одна точка зрения на проблему, – может быть и другая. Чтобы эту, другую, понять, надо "встать на нее" и уже с нее посмотреть на исходную проблему. Для того, чтобы это сделать, надо выйти за пределы собственной точки зрения. А как?
В решении этой задачи нам опять смогут помочь художественные полотна и наше желание побыть с чадушком и подарить ему (и себе!) прекрасный выходной.
Для этого наш
Педагогический рецепт №10
Или же мы вновь отправляемся в музей, или даем в руки ребенку альбом с репродукциями картин и поуютнее устраиваемся на диванчике.
Предлагаем ему выбрать понравившуюся картину. Дальше просим ребенка мысленно перешагнуть через раму картины и ответить на вопросы – что под ногами, какая погода, сильный ли ветер, что он видит вокруг?
Естественно, ребенок опишет свои ощущения в соответствии с тем, что он видит на картине. Не торопимся, выслушиваем полностью его ответы. А затем, просим его пойти погулять внутри картины. Пусть он мысленно "выйдет за рамки" изображенного пейзажа или заглянет за границы натюрморта. Предлагаем ему описать то, что он видит за рамой. Какие там дома, деревья, люди? Что они делают? С кем дите захотело поговорить? Что нового услышало? Пусть он посмотрит из картины в вашу комнату (зал музея). Какой она видится со стороны? Что он захотел в ней изменить?
Конечно, и мы сами выполняем это упражнение вместе с ребенком.
После прогулки "возвращаемся" к раме и "перешагиваем" через раму обратно в свою комнату или в зал музея. Ребенок можетвас попросить совершить путешествие за рамки другой картины. Но не стоит это делать в этот же день. Лучше посвятите этому следующий выходной.
По пути из музея домой или от диванчика до кухонного стола мы сравниваем наши описания. Часто случается, что за рамками картины мы увидим разные вещи. Поэтому, за традиционной чашкой чая с вареньем, расскажем друг другу о том, что мы увидели "за рамками", сравним наши ощущения. А заодно зададим ребенку вопрос: а кто из нас прав?
- Как кто?!- удивится он. Ты видела одно, я – другое. У каждого свои фантазии!
- Да, это так, - соглашаетесь вы – у меня один жизненный опыт,у тебя другой. Так кто же здесь прав?
- Оба правы! – делает философски вывод наследник, заодно делая первый шаг в усвоении очень сложного понятия "точка зрения".
Если же ему будет трудно, используем