Требования к результатам освоения дисциплины. 3.1.Принятая структура компетенций

3.1.Принятая структура компетенций

Дисциплина «Общая педагогика и история педагогики» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»):

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7)

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8)

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

способен ориентироваться в отечественных и зарубежных системах воспитания, развития, обучения детей (СК-1);

В результате изучения дисциплины студент должен

Иметь представление об:

· основных технологиях воспитания, обучения, образования личности и возможностях их применения в образовательной практике;

· отечественных и зарубежных образовательных концепциях и системах;

· истории возникновения, источниках, факторах и закономерностях развития педагогической науки, образования, воспитания, обучения как социальных явлений и компонентов педагогического процесса;

· организационно-методических аспектах применения средств, методов и форм организации образовательного процесса и его мониторинга;

· значении, функциях и содержании концептуально-нормативных документов об образовании;

· организационно-методических аспектах профессионально-педагогической деятельности;

· о методологических основах педагогической науки;

Знать:

· сущность, особенности и значение педагогической профессии;

· основные педагогические категории;- предмет, объект, функции, задачи и категориях педагогической науки, источники и факторы и перспективы ее развития;

· ведущие подходы к отбору и структурированию содержания образования;

· теоретические основы педагогической системы и образовательной процесса;

· закономерности и факторы возникновения и развития систем образования, педагогических концепций;

· концептуальные основы структурирования, организации использования образовательной среды;

· функции и возможности социальных институтов образования личности, основы организации социального партнерства в образовании;

· структуру, функции, принципы системы образования РФ, основные направления и перспективы ее развития;

Уметь:

· работать с учебными и научными текстами, получать, хранить и обрабатывать информацию;

· устанавливать связи между педагогическими явлениями, процессами;

· диагностировать, анализировать, оценивать проектировать образовательный процесс в целом, и его составляющие;

· самостоятельно планировать, организовывать и осуществлять учебно-познавательную деятельность;

· применять на практике ведущие теоретические положения педагогической науки знания из сферы смежных гуманитарных наук для решения прикладных профессиональных задач;

· определять исторические корни современных проблем науки и практики;

· решать типовые педагогические задачи вариативными средствами и способами;

Приобрести навыки:

· учебно-познавательные (анализа и конструирования учебной задачи, планирование учебно-познавательной деятельности, адекватный выбор средств достижения учебно-познавательной цели, вариативного использования способов решения учебной задачи самоанализа и самооценки учебно-познавательной деятельности);

· учебной коммуникации;

· работы с учебной информацией;

3.2.Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Кол-во часов Коды формируемых компетенций
ОК-7 ОК-8 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-6 СК -1
  Раздел 1. Введение в педагогическую профессию
1.1 Педагогическая профессия, ее роль в современном обществе 2/4     +      
1.2 Учитель как субъект педагогической деятельности 5/6     +      
1.3 Подготовка и профессиональное становление педагога 2/4     +      
Раздел 2. История педагогики
2.1 История педагогики как область научного знания 2/4           +
2.2 Донаучный этап развития педагогики 2/5   +       +
2.3 Становление педагогики как науки 4/5           +
2.4 Дифференциация педагогического знания и становление отечественной системы образовательных учреждений 8/20   +       +
2.5 Ведущие педагогические инновации ХХ в. 10/12           +
Радел 3. Педагогика как наука
3.1 Педагогика в системе современного человекознания 4/12       + +  
3.2 Методологические основы педагогики 10/12         +  
Раздел 4. Образование как фактор развития общества и личности
4.1 Образование как социальный институт ½         +  
4.2 Направления и тенденции развития современного образования ¾       + +  
4.3 Теоретические основы образовательного процесса 5/4         +  
4.4 Система образования в России 2/4            
4.5 Содержание образования 2/4            
4.6. Образовательная среда школы 2/4            
Раздел 5. Теория и методика обучения
5.1 Теоретические основы обучения 4/4         +  
5.2 Обучение в структуре образовательного процесса ¼       + +  
5.3 Организационно-методические аспекты процесса обучения 7/8       +    
5.4 Современные модели и виды организации обучения 3/2       + +  
Раздел 6. Теория и методика воспитания
6.1 Теоретические основы воспитания 6/4       + +  
6.2 Воспитание в структуре образовательного процесса 8/8       +    
6.3 Воспитательное пространство образовательного учреждения 4/8         +  
6.4 Самовоспитание личности 2/8       +    

Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения: очная

Вид учебной работы Количество часов по семестрам
Аудиторные занятия (всего): В том числе:
  Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ) - -
Семинарские занятия (СЗ)
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе:
  Реферат    
Эссе    
Конспект в рабочей тетради    
Аналитическая таблица    
Исследовательский проект (курсовая работа)    
Другие виды самостоятельной работы    
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы 108/3 180/5
Входной контроль(вид, № семестра) тестирование  
Текущий контроль(вид, № семестра)    
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров Контрольная работа, 1-й семестр Экзамен, 2-й семестр

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

№ п/п Раздел/ тема Неделя семестра Всего час Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах)
Аудиторная работа Сам. Работа
Лек. Сем. Пр. Лаб. Обяз. Доп.
1. Раздел 1. Введение в педагогическую профессию
1.1 Педагогическая профессия, ее роль в современном обществе          
1.2 Учитель как субъект педагогической деятельности      
1.3 Подготовка и профессиональное становление педагога          
2. Раздел 2. История педагогики
2.1 История педагогики как область научного знания          
2.2 Донаучный этап развития педагогики          
2.3 Становление педагогики как науки        
2.4 Дифференциация педагогического знания и становление отечественной системы образовательных учреждений        
2.5 Ведущие педагогические инновации ХХ в.      
3. Раздел 3. Педагогика как наука
3.1 Педагогика в системе современного человекознания        
3.2 Методологические основы педагогики        
4. Раздел 4. Образование как фактор развития личности и общества
4.1 Образование как социальный институт            
4.2 Направления и тенденции развития современного образования        
4.3 Теоретические основы образовательного процесса        
4.4 Система образования в России          
4.5 Содержание образования          
4.6 Образовательная среда школы          
5. Раздел 5. Теория и методика обучения
5.1 Теоретические основы обучения        
5.2 Обучение в структуре образовательного процесса          
5.3 Организационно-методические аспекты процесса обучения        
5.4 Современные модели и виды организации обучения        
6. Раздел 6. Теория и методика воспитания
6.1 Теоретические основы воспитания        
6.2 Воспитание в структуре образовательного процесса      
6.3 Теоретико-методические основы организации воспитательного пространства в образовательном учреждении и семье        
6.4 Самовоспитание личности            

5.Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

Раздел 1. Введение в педагогическую профессию

Наши рекомендации