Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

‑ знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

‑ осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

‑ способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

‑ способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

– знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

– способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

– способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

– готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15);

– способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

– пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);

– способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

– знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);

– способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

Знать:

– основные социологические понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;

– содержание основных теорий и концепций социологии;

– специфику социологических методов анализа общества, его структурных компонентов, форм развития и функционирования социальных институтов, социальных общностей;

– проблемы взаимосвязи общества и личности, социальные типы личности.

Уметь:

– применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

– анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

– применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

Владеть:

– навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

– навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении;

– навыками использования социологических методов в анализе процессов, происходящих в организации

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Заочное отделение (срок обучения 5 лет) На базе школы
Сессия 8 Сессия 9
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:    
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)  
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего)
Подготовка дискуссии или дебатов (круглого стола) по заданной теме.
Написание эссе по теме
Обзор периодической литературы и профессиональных изданий
Разработка доклада с презентацией по теме исследования
Работа студентов в разработке групповых проектов
Другие виды самостоятельной работы (ответы на вопросы для самопроверки, повторение и т.д.)
Контроль - зачет   Зачет – 4
Общая трудоемкость: 3/108

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

1. Социология как наука. Объект и предмет социологии. Основные этапы развития социологии. (ОК-1; ОК-12; ОК-13; ОК-20; ПК-1; ПК-4; ПК-5; ПК-15; ПК-27; ПК-28; ПК-29; ПК-30; ПК-50)

1.1. Становление и развитие предмета социологии как науки. Основные теоретико-методологические подходы к рассмотрению предмета социологии как науки в классической и современной социологии.

1.2. Объект социологии: общество и информация о нем. Предметное поле социологии: социальные общности и их взаимодействие; массовое поведение социальных субъектов; социальные процессы; взаимодействие личностей и социальных общностей. Основные социологические категории, их взаимосвязь.

1.3. Основные функции социологии: познавательная (описательная, объяснительная, диагностическая); прогностические (социального планирования, проектирования, конструирования, моделирования); управленческие (социоинженерная, организационно-технологическая, консультационная).

1.4. Специфика социологического знания, его различные уровни: теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Отраслевые социологии: объект и предмет исследования. Учение Р. Мертона о социологии «среднего значения».

1.5. Соотношение социологии и других наук: философии, истории, экономики, психологии, математики, статистики, информатики. Социология и экономическая теория. Социология и юриспруденция. Социология и теория управления.

1.6. Социология и власть. Роль социологии в современном обществе. Социология как фактор инновационных процессов в современной России. Значение социологии для решения проблем государственного и муниципального управления, юридических вопросов.

1.7. Социология и жизнь.

1.8. Социальные, естественнонаучные и теоретические предпосылки возникновения социологии. Периодизация развития социологии и ее критерии.

1.9. Развитие социологических идей в рамках социальной философии. Социальные идеи Др. Индии (буддизм, индуизм), Др. Китая (конфуцианство, легизм). Античные взгляды на общественное устройство (Платон, Аристотель). Социальные идеи эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла).

1.10. Социальная философия Нового времени и ее значение для развития социологии. Социальные учения эпохи Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др.).

1.11. Становление социологии как науки.

1.12. Возникновение позитивизма в социологии. Характеристика социологических взглядов О.Конта: социальная статика и социальная динамика; учение о методах социологии; проблемы позитивной политики. Социологическое творчество Г. Спенсера. К. Маркс и его роль в развитии социологической науки. Социологическое творчество Э. Дюркгейма: предмет социологии; правила социологического метода; учение о разделении труда, социологическая концепция религии; проблема самоубийства.

1.13. Социологические идеи М. Вебера: теория социального действия; понимающая социология; учение об идеальных типах; учение о типах господства; принцип рациональности и теория капитализма; социология религии.

1.14. Особенности становления и развития социологической мысли в России в конце ХIХ – нач. ХХ веков.

1.15. Становление эмпирической социологии, особенности ее развития в первой половине ХХ в. Чикагская социологическая школа. Возникновение отраслевых социологий. Индустриальная социология. Социология труда, Социология менеджмента. Хоторнский эксперимент. Развитие социологической тории П.А. Сорокиным, Т. Парсонсом, Р. Мертоном. Структурный функционализм как парадигма социологического знания.

1.16. Особенности развития социологии во второй половине ХХ в. Соотношение макро- и микросоциологии, теоретического и эмпирического, фундаментального и прикладного уровней. Основные социологические парадигмы: символического интеракционизма (Дж.Г. Мид, Г. Блумер), феноменологии (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман), обмена (Дж. Хоманс, П. Блау), конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). Объединительные (интегративные) парадигмы (Э. Гидденс, П. Бурдье). Развитие международного социологического сотрудничества, международные социологические конгрессы и их роль в появлении нового социологического мышления.

1.17. Основные этапы развития отечественной социологии в ХХ в.: 20-е – начало 30-х гг., конец 50-х – 80-е гг., 90-е гг. Особенности этих этапов. Уральская социологическая школа.

Наши рекомендации