Экологическая педагогика (психология экологического сознания) наука, изучающая индивидуальное и групповое экологическое сознание

Эколого-педагогический словарь

Эколого-педагогическая подготовка – это функционально-деятельностная система, которая представляет собой сложную совокупность методологических, дидактических, методических и организационных средств воздействия на студентов, обеспечивающая целостную подготовку будущего преподавателя к реализации эколого-педагогических функций, направленных на формирование у школьников экологической культуры..

Эколого-педагогическая готовность– это сформированность эколого-педагогических знаний и умений, способности владеть комплексом эколого-педагогических технологий, направленных на эффективную организацию экологического образования школьников, способствующих формированию у них экологической культуры.

Экологическая культура– это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека, и выраженная в виде теоретических знаний, способов практических действий в природе и в обществе, нравственных норм и ценностей и культурных традиций.

Экологическое сознание1 – адекватное отражение человеком опыта взаимодействия людей с природой, включающее его нравственно–ценностное и ответственное отношение к природе.

(Отражение – воспроизведение особенностей отражаемого предмета, явления или процесса. Это – свойство материи.).

Экологическое сознание определяет экологическое бытие.

Экологическое сознание2 представляет собой совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды в плане оптимального их решения (Э.В.Гирусов).

Экологическое мышление– процесс предвосхищения на понятийном уровне и практической реализации своей экологически целесообразной деятельности.

Экологическое воспитание – это процесс формирования мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и направленности своей культуры и всей практической деятельности на развитие природы, способное содействовать развитию общества.

Эколого–педагогическая среда среда, насыщенная соответствующими стимулами, создающая соответствующее настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более «весомым», значимым, убедительным.

Экологическая педагогика (психология экологического сознания) наука, изучающая индивидуальное и групповое экологическое сознание.

Экологическая психопедагогика – это методологическое направление в педагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования.

Энвайронментальная педагогика (природоохранная) – раздел педагогики, рассматривающий формы воспитания, просвещения, и специального образования в духе максимального стремления к сохранению окружающей человека природной среды.

Непрерывное экологическое образование1- обогащение экологическое культуры личности человека на протяжении всей его жизни (А.А.Вербицкий).

Непрерывное экологическое образование2 следует понимать как систему, где «основной ствол» образования составляет единое целое со всеми параллельными образовательными структурами, которые уже существуют и имеют тенденцию к развитию. Это как бы взгляд «по горизонтали» (С.И.Барановский).

Преемственность экологического образования и воспитания – осуществление согласованной передачи системы сформировавшихся экологических знаний, осознанных качеств, убеждений, норм поведения, отражающих отношение человека к окружающему миру, связь между различными этапами и ступенями, начиная с дошкольного уровня и в течение всей жизни индивида (И.Т.Гайсин).

Преемственность экологического образования и воспитания - последовательный, целенаправленный и непрерывный переход количественных изменений в качественные с неизбежным переосмыслением прошлого опыта, переосмысливанием экологических знаний и их развитием (И.Т.Гайсин).

Приоритетное образование – это образование, которое готовит к решению стоящих перед обществом социальных, экономических, экологических и прочих проблем, как на местном, так и на национальном и глобальном уровнях.

Наши рекомендации