Занятие № 2. Конструктивные и деструктивные формы влияния на слушающего
Цель: Вывести закономерности, повышающие вероятность того, что тебя услышат и поймут правильно.
Для того чтобы актуализировать знания участников группы, ведущий предлагает всем по очереди высказать предположения — „что именно требуется от говорящего". Затем заключается „договор" на проведение тренировочных упражнений.
Упражнение 1
Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому — как черепаха; второму — как маленький ребенок; третьему — как робот; четвертому — как пулеметная очередь; и т. д.
Обсуждение.
Какой темп разговора в общении является самым выгодным? Как это связано с конкретной ситуацией? Какие чувства возникают при изменении темпа речи?
Упражнение 2
а) Произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть, как влияет интонация на восприятие.
б) Произнести фразу: «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим» — с разными интонациями (назидания, жалобы, заискивания, пренебрежения и злости).
в) Произнести фразу: «Дело случая, будут ли у нас в жизни хорошие друзья или нет», — стараясь вызвать протест, интерес, сожаление и т. д.
Обсуждение.
Конструктивные и деструктивные формы влияния на слушающего.
Роль интонации в достижении целей (принятие точки зрения, желание понять и продолжить разговор).
Информация для педагога-психолога.
Заключить „договор" о тренировке способов улучшения взаимопонимания.
Занятие № 3 (2 часа). Закономерности, повышающие взаимопонимание
Цель: Тренировка способов улучшения взаимопонимания.
Упражнение 1. „Место встречи"
Ведущий предлагает участникам договориться о встрече.
а) Один участник описывает место в помещении, куда нужно прийти. У второго участника глаза закрыты. Затем второй участник должен найти то место, где назначена встреча.
б) Один участник описывает место в городе, а второй — должен догадаться, где оно находится.
Обсуждение.
Что мешало и что помогало понять собеседника?
Что помогало „встать" на позицию говорящего?
Упражнение 2
а) Описать состояние человека в какой-либо ситуации из известного фильма или книги (например, Чацкого в момент его отъезда).
б) Попытаться описать состояние любого члена группы.
Упражнение 3
Представить себя экзаменационной комиссии на собеседовании. Один человек — абитуриент, остальные — экзаменационная комиссия. „Проиграть" этот этюд с разными участниками.
Обсуждение.
Что помогало абитуриенту настроить комиссию на слушание и что вызвало интерес?
Какие чувства вызвал он у слушающих?
Обобщение.
Выведение и запись на доске закономерностей, повышающих возможность выразить свою мысль и завоевать внимание собеседника (речь, формулирование мысли, взаимовлияние).
Тема 2. Искусство полемики
Занятие № 4 (2 часа). Виды вопросов.
Цели: знакомство с видами вопросов; отработка умения задавать вопросы. Порядок работы.
Упражнение
Каждый из членов группы выбирает сказочный персонаж и идентифицирует себя с ним, присваивая его имя, образ жизни, прошлое и т. д. Вначале все знакомятся, задавая закрытые вопросы. Затем каждый должен задать 2—3 открытых вопроса любому персонажу, на которые получает развернутые или формальные ответы.
Персонажи могут объединяться между собой, и теперь открытые вопросы будут задаваться всей группе, а участники сами решают, как они будут отвечать.
Обсуждение.
Проходит в свободной форме, т. е. рассказывают о впечатлениях, вызванных чувствах, реакциях, сложностях, находках.
Домашнее задание. Составить анкету, используя открытые и закрытые вопросы. Вариант темы для анкеты: „Ваше хобби".
Занятие № 5 (4 часа). Простые и сложные вопросы
Цель: познакомиться с понятиями простого и сложного вопроса. Порядок работы.
Упражнение 1
Участники делятся на „родителей" и „детей". „Родитель" должен задать сложный вопрос, который бы вызвал тревогу „у ребенка". Например: «Верно ли, что тебе больше нравится музыка, и на экзамене по математике ты хочешь, чтобы тебе поставили оценку за это увлечение, а не за знания?». Затем они меняются ролями, процедура повторяется.
Обсуждение.
Какие чувства вызывают такие вопросы?
Как хочется ответить на такой вопрос?
Ученики владеют большим арсеналом подобных вопросов и знают, что именно вызывает тревогу во взаимоотношениях родителей и детей, поэтому приводят много примеров.
Упражнение 2
Это упражнение аналогично упражнению 1, но теперь участники делятся на „учеников" и „учителей" либо предлагают свои ситуации. Например:
Учащийся подготовительных курсов задает уточняющие вопросы, чтобы расширить свою информированность по поводу условий и выгод обучения на этих курсах: «Когда закончатся курсы обучения, что будет решающим при поступлении на … факультет?», или же ученик пытается выяснить непонятный вопрос по какому-либо предмету.
Если проигрывать или разбирать предложенные участниками ситуации, то у них появляется возможность прорепетировать самостоятельное поведение в них.
Упражнение 3
Ведущий задает дискуссионную тему: «Дети виноваты в том, что родители ими постоянно недовольны и поэтому в семье возникают ссоры». Участники делятся на две группы:
группа — условно согласные с утверждением;
группа — условно не согласные,
и обсуждают эту тему, используя сложные и простые вопросы.
Упражнение 4
Ведущий предлагает рассказать о своем предполагаемом профессиональном выборе. Каждый участник должен задать 2—3 вопроса члену группы для выяснения причины выбора. Вопросы должны быть корректными.
Обсуждение.
Какие чувства и желания вызывают эти вопросы?
Упражнение 5
Совместно выбирается сказка, по желанию распределяются роли между участниками. В дальнейшем отвечать на вопросы надо будет от имени этих персонажей. Им задаются некорректные вопросы с попыткой уличить в чем-либо или со спрятанным утверждением {двойной смысл), а можно просто нелогичные вопросы.
Вопросы персонажам сказок: „Почему ты, Змей Горыныч, не любишь людей?" (утверждение); „Что, у тебя, Настенька, руки отсохнут, если ты подметешь пол?" (нелогичность, скрытый смысл).
Упражнение 6 (обобщение)
В играх „Брифинг", „В прямом эфире", „Телемост" (по форме телепередач) показать умение задавать следующие формы вопросов: нейтральные; благожелательные; неблагожелательные; „острые".
Обсуждение.
а) Выделить собственный стиль задавания вопросов.
б) Если группа готова к открытому и доброжелательному общению, можно предложить высказаться желающим о стиле поведения других (если позволит тот, о ком хотят сказать).
После обсуждения группа формулирует необходимые требования к задаваемым вопросам, основываясь на принципе конструктивности для поддержания коммуникации.
Требования к вопросам.
1. Разговор не должен походить "на экзамен.
2. Вопросы не должны: быть сложными для понимания; выходить из области знания, проблем, известных собеседнику.
3. Вопросы должны побуждать собеседника к выражению собственных мыслей и чувств.
Занятие №6 (2 часа). Искусство отвечать
Цель: научить подбирать формы ответов, адекватные конкретной ситуации.
В тренировке умения отвечать можно использовать те же упражнения, что и при изучении вопросов, акцентируя внимание на ответах. Это позволит использовать эффект формы „тренинга умений" при отработке форм задавания вопросов. Можно модифицировать эти упражнения, а также разбирать литературные произведения.
Обобщение.
Классифицировать формы ответов (полные — неполные, прямые — со скрытым смыслом, проясняющие — уводящие в сторону и др.).
Домашнее задание.
При просмотре радио- и телепередач обратить внимание на формы ответов собеседников. Проанализировать, какие формы ответов вам ближе.
Занятие № 7 (А часа). Правила поведения в дискуссии
Цель: выделить основные правила дискуссионного общения; научиться анализировать поведение в дискуссии — свое и собеседника.
Примечание: Материал этого занятия активизируется при работе с темой „Основные стили общения. Конвенциальное общение."
Порядок работы
1. Тема дискуссии выбирается методом „корзины идей":
— на доске записываются все предложенные темы;
— систематизируются по общности смысла;
— выбирается предпочтительная или формулируется новая на основе обобщения (часто учащиеся выбирают тему юмористического плана).
2. Разрабатываются правила проведения дискуссии при помощи задавания (напоминания) проблем, которые смогут возникнуть в ее процессе. Выработанные правила записываются на доске. Это могут быть такие правила:
— предельная доброжелательность;
— обсуждение и аргументация не переводятся на личность;
— нельзя голосовать;
— не отнимать время, решая свою личностную проблему — желание выглядеть лучше (не „рисоваться");
— непозволительны самоуверенный безапелляционный тон, оскорбления.
3. Дискуссия.
а) Тренировочный вариант.
Предлагается утверждение «День начинается с восхода солнца». Участники делятся на согласных с утверждением и оппонентов. Оговаривается предмет обсуждения. Приводится аргументация утверждения. Защита точки зрения на данное утверждение проходит по правилам, которые записаны на доске. Оценка аргументов: доказательность, логика, четкость и корректность формулировок,
строгое следование теме.
б) Дискуссия на тему, выбранную из предложенных детьми. Можно воспользоваться такими, как „Интеллигентный человек",
Упражнение „Деловой человек"
1 вариант. Участники разделяются на две команды, устанавливаются правила дискуссии.
2 вариант — „Аквариум". Участники делятся на три группы: 1-я и 2-я группы — оппоненты, 3-я группа — наблюдатели. Наблюдатели отслеживают поведение, стиль общения, выполнение правил дискуссии.
3 вариант. 1-я и 2-я группы — оппоненты, 3-я группа — члены жюри. Члены жюри выбираются по деловым и личностным качествам.
Критерии оценки:
— умение слушать и выслушивать;
— умение понять собеседника;
— доброжелательный или оценочный подход к товарищам;
— организованность и умение объединяться для групповой деятельности;
— умение встать на точку зрения партнера и оппонента;
— умение склонить собеседника к своей точке зрения.
Обсуждение.
1. Рефлексия: чувства, открытие в себе и в других.
2. Что мешало и помогало?
3. Какие принципы нарушались чаще, почему?
4. Чему научились в процессе дискуссии?