Основные задачи и опасности первого семилетия
Чем занят ребёнок с самого рождения? Строительством своего «дома» и овладением им. Овладение своим телом, строительство внутренних органов, – всё это происходит в соответствии с космическим ритмом развития человека, нарушать который или ставить ему какой-либо барьер недопустимо даже Министерству Здравоохранения! Все нарушения космических закономерностей развития оборачиваются для ребёнка дополнительными энергозатратами, что обязательно скажется впоследствии как на его душевно-телесном, так и на душевно-духовном развитии. Возьмём, к примеру, памперс. Это типичный барьер, помеха на пути к стремлению почувствовать своё тело и установить внутреннюю связь с периферией. Памперс на этом пути является серьёзной преградой и одной из причин неврозов. Ведь ребёнок воспринимает внешний мир через ощущения, которых его начинают лишать, а лишив, следовательно, мешают и овладеть своим телом, мешают почувствовать «пульт управления».
Овладение своей телесностью – дело не простое, особенно тогда, когда параллельно идёт построение внутренних органов, «учится» язык и осваивается весь внешний мир. На всё это тратится масса сил, и их экономия целиком зависит от окружающих малыша родителей и близких. Хорошо, если они более глубоко осведомлены об опасностях, подкарауливающих малыша, и могут их вовремя нейтрализовать.
Одна из опасностей таится в необдуманном использовании воды. Вода способна, с одной стороны, снимать различные структурные клише, «прилипшие» к телу, как бы очищать от них, с другой – влиять своей структурой, но в обоих случаях она вызывает истечение жизненных сил через рассеивание тепла. Активное приобщение ребёнка к воде с раннего возраста, включая и роды в воду, провоцирует отвлечение эфирных сил от внутренней деятельности на внешнюю, т.е. на поддержание жизненно необходимых условий. В связи с этим лучше купать ребёнка зимой – один раз в неделю, а летом – два, при температуре воды 37 градусов С.
Носить лучше нательное бельё из тонкой шерсти, снимая только на время купания. Но после купания нужно надевать другое, чтобы не втянулось умершее за это время жизненное тепло.
«Духовное нуждается в жизненном тепле. Ребёнок медленно врастает в земной мир», – говорил Штейнер молодым мамам. Поэтому сохранение тепла – важнейшее условие, но мода сильней здравого смысла, и родители, потакая ей, любят одевать детей, к примеру, в носочки или в гольфики с открытыми коленями, а через них, как и через стопы и другие суставы, очень активно рассеивается тепло.
Все, наверное, знают, что дети очень не любят мыть ноги. И не напрасно! Энергия рассеивается и через мытьё ног. Более двух раз в неделю их мыть не стоит, а в остальных случаях лучше протирать влажным полотенцем.
Более всего истечение жизненных ресурсов вызывает закаливание. Оно вредно до семи лет в любой форме. Многолетний опыт отдельных групп, практиковавших закаливание как образ жизни, показал, что дети поначалу болели меньше, но, повзрослев, оказались на грани инвалидности. Ведь даже при простом охлаждении организма возникает склонность внутренних органов к ослизнению, т.е. они как бы внутренне проклеиваются выделениями обмена веществ.
Искусственно создаваемый стресс в виде хождения босиком, частых водных процедур и т.п. постоянно привлекает на борьбу с ним внутренние силы ребёнка. Организм постоянно борется за выживание. Ему как бы приходится непрерывно использовать «неприкосновенный запас». Это как раз и вызывает у родителей иллюзию успеха. Они и не подозревают, что лишают ребёнка гармоничного развития, что культивируют в нём огрубление, неспособность тонкого душевного восприятия. Недаром один из пропагандистов закаливания – Чарковский, отвечая в одном из теле-интервью на вопрос о том, кем стали в жизни его подопечные, признался, что среди них очень много спортсменов…! По другому и быть не могло, ведь в результате таких бездумных действий духовное развитие невозможно, на него просто не хватает сил.Хватает сил только на всё грубое, заземлённое, малоутончённое. Жёсткий реалист-прагматик с воспалённой прямой кишкой, больными почками и подорванными внутренними органами – вот типичный результат закаливания!
Если вы отправите ребёнка «за здоровьем» на Юг, к морю, то стресса ему не избежать, стресс его организму просто гарантирован. До семи лет ребёнка лучше никуда не перевозить. Оказавшись на Юге, в новых условиях, организму ребёнка, помимо проблем, связанных с водой и с адаптацией к новым условиям, придётся противостоять ещё и солнечному воздействию. Любой загар, даже самый слабый, в своей сущности – ожёг. И на восстановление кожного покрова организм будет вынужден привлекать резервные силы, тогда как в загаре необходимости нет никакой. Ведь если не считать моды на загар, то для выработки витамина Д солнечных лучей нужно совсем не так много. А при жаре и перегреве внутренние органы иссыхают и становятся анемичными. Проблему представляет и процесс переезда, а именно – скорость. Чем быстрей перемещение, тем хуже для ребёнка, ибо астральное тело (тело чувств) от быстрого движения как бы отступает, смещается и действие эфирного ослабевает. Это касается и взрослого человека. Вспомним, для примера, переезд в поезде. Что вы всегда берёте с собой «перекусить» в дальнюю дорогу? Народная мудрость подсказывает, что брать в дорогу нужно прежде всего сваренные вкрутую яйца и соль. В вагоне почему-то всегда хочется есть, а хочется потому, что организм подсознательно стремится привлечь, приманить смещённые оболочки. Центростремительные силы, заключённые в желтке и в соли, способны удерживать астральное и эфирное тела, и человек не испытывает дискомфорта. При перелёте самолётом потому и возникает необходимость в гигиеническом пакете, что эфирное тело там более подвержено воздействию, а сдержать его «взлётно-посадочная» карамелька не в состоянии. Поэтому перед полётом проявите разборчивость относительно пищи или не ешьте совсем.
Частые переезды и перелёты представляют опасность для всей телесно-физической организации ребёнка, если ему не исполнилось 2,5-3 лет, т.к. примерно в это время эфирные силы, обеспечивающие пластику головы (голова – верхний полюс человека), завершают свою работу и высвобождаются для внешней деятельности. Если не исполнилось пяти лет, опасность распространяется на область груди (ритмическая система дыхания и кровообращения) и ниже, на систему обмена веществ и конечностей (нижний полюс), голова же к этому времени как бы «сдана в эксплуатацию», с точки зрения внутреннего формообразования, и на ней уже меньше скажется перелёт. А в пять лет освободится та часть сил, которая обеспечивала организацию дыхания и кровообращения, т.е. ритмическую систему. Так что после пяти лет и до смены зубов сохраняется опасность только для нижнего полюса, т.е. для системы обмена веществ и конечностей. Это значит, что быстрым перемещением в возрасте от 5 до 7 лет можно более всего нанести урон желудочно-кишечной системе, ослабить её моторно-мышечную функцию.
Сжато, всё это можно выразить так:
· Отвлекая преждевременно эфирные силы головы, наносят ущерб будущему мышлению.
· Отвлекая преждевременно эфирные силы груди, наносят ущерб чувствам.
· Отвлекая силы от системы обмена веществ и конечностей, наносят ущерб воле.
Поэтому, к возрасту до 7 лет – первой семилетке человека – подход должен быть очень вдумчивым. Ведь то, что ребёнок принёс с собой из душевно-духовного мира через зачатие – весь свой космический багаж, весь свой опыт прошлых жизней, – всё это он вносит в телесно-физическую организацию. И он должен успеть это сделать до семи лет в вышеописанные три этапа. Космический ритм неумолим, и всё, что останется не внесённым в физическую организацию, – позже не внести. Знать об этом родителям необходимо, иначе, даже при самой большой любви к ребёнку, можно наделать непоправимых ошибок, которые, к сожалению, сразу не видны.
Таким образом, наиболее уязвим ребёнок до 3 лет. До этого возраста «круговую оборону» ему помогает держать Ангел, который охраняет его от многих вольных или невольных глупостей окружающих людей до тех пор, пока ребёнок не «заякает», т.е. не заявит о себе в первом лице. До этих пор дети говорят о себе от третьего лица, как некоторые племена индейцев, ибо «Я» ещё не вошло в них. Этого события и «дожидается» Ангел – самое близкое к человеку существо из всех Иерархий. Событие это потрясает более всего не окружающих ребёнка пап и мам, а самого ребёнка, самого носителя этого «Я». Он с восторгом оповещает весь дом о случившемся, радостно выкрикивая: Я, Я, Я!!! Этим криком ребёнок как бы подводит черту под важнейшим этапом своей жизни. Что же такого с ним произошло, что он совершил за это время?
Если бы взрослый человек смог совершить то же самое за три года, то о нём бы говорил весь мир, а о ребёнке – молчит. Между тем стоит подумать о том, каким образом совершенно «безграмотный» ребёнок в 2-3 года может овладеть любым языком в совершенстве и говорить без акцента??? Причём это происходит в одной и той же последовательности у всех детей. Сначала осваивается равновесие и хождение, а затем речь. Иначе говоря, способность движения рук, ног, подвижность пальцев, умение сохранять равновесие, – всё это передаётся в мозг и приводит его к развитию и отсюда – к развитию органов речи.
Естественно, что это не происходит, как в немом кино. С ребёнком постоянно нужно разговаривать, причём с годовалым, как с двухлетним, и не «сюсюкать», а с двухлетним, как с шестилетним, ибо различие в развитии уменьшается в прямой пропорции к годам. Жан Поль 2 советовал говорить всегда несколькими годами вперёд, подобно тому, как гении в своих произведениях говорят с нами вперёд несколькими столетиями. Важна интонация речи, ритм и красота, но не стремитесь пробудить рассудок, – вреднее для ребёнка придумать что-либо трудно. Говорить нужно обязательно, ведь прежде чем ребёнок скажет что-либо, он должен вас слышать, чтобы «знать» на каком языке ему предстоит с вами объясняться.