Физ. культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении

Физическая культура как учебный предмет имеет сложное строение, она включает в себя воздействие на физиологические системы организма занимающихся, совершенствование физических и морально-волевых качеств и психологической устойчивости, на нервно-эмоциональную умственную сферы студентов.

Является процессом планомерного, систематического воздействия на студентов под ответственным наблюдением и руководством преподавателей, которые призваны дать будущим специалистам знания и сформировать у них глубокое понимание социального значения физической культуры и спорта в условиях производственной деятельности и на основе сформировать физическую культуру личности.

Большие воспитательные и образовательные возможности физического воспитания не реализуются сами по себе, если соответствующим образом не организован процесс преподавания.

Массовые обследования анкетные опросы студенческой молодежи свидетельствуют, что наряду со студентами по настоящему увлеченными и регулярно занимающимися физической культурой и спортом, встречается еще значительная часть студентов, которая не использует эти средства в режиме своей жизнедеятельности.

Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении по содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от уроков по физкультуре в средней школе.

С 1994-1995 учебного года в высших учебных заведениях была введена новая учебная программа по физической культуре, содержание которой отражало основные направления реформы высшего образования в России, утверждающие принципы гуманистического характера образования и приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека.

В законе говорится:
«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».
(взято из «Закона российской Федерации об образовании»; учительская газета №28, от 4 августа 1992 года)

Для реализации этого направления во всех высших учебных заведениях, по всем специальностям в образовательно – профессиональные программы включен цикл из десяти учебных гуманитарных и социально-экономических дисциплин в объеме 1082 часа (философия, история, иностранный язык, физическая культура, педагогика, психология и другие).

На основании Закона, постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года №773 утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

В требованиях Государственного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по всем специальностям, в перечне знаний и умений по физической культуре записано:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределения в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
(взято из: «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования». Издание официальное. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. Москва, 1995 год. Страница 38 и далее по каждому профессиональному направлению).

Новая учебная программа по физической культуре отражает также «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (приняты постановлением Верховного Совета Российской Федерации 27 апреля 1999 года).

Поэтому в перечне дисциплин гуманитарного цикла учебной дисциплине «Физическая культура» уделяется особое внимание, в учебном плане на нее выделяется самое большое количество учебных часов (408 часа).

Кроме того выделяются дополнительные часы на так называемые элективные курсы для занятий по выбору студентов в спортивных секциях во внеучебное время.

В целом это позволяет проводить учебные занятия со студентами не менее двух раз в неделю по два часа на четырех годах обучения.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих требованиям Государственного стандарта.

Одной из важных социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после окончания высшего учебного заведения.

Именно на это и направлена учебная программа, которая явилась прогрессивным шагом в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника высшего учебного заведения с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.

Результатом обучения должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической подготовленности.

Отличительными особенностями учебной программы являются ее широкая общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации.

Профессиональная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре включается во все разделы программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую роль.

Необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди студентов обусловлена запросами и правами личности молодых людей, возрастными и индивидуальными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, «социальным заказом» общества на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Этот заказ предполагает обязательное наличие у будущих специалистов общей и профессиональной культуры, физического и психического здоровья, высокой работоспособности, способности осваивать и обогащать культурный потенциал общества.

Хорошее психофизическое развитие личности повышает биологические возможности жизнедеятельности, позволяет успешно противостоять ухудшающимся экологическим условиям, переносить высокие психические и физические нагрузки, эффективно функционировать в обычных и экстремальных условиях.

Однако надо всегда помнить, что физическая культура в своем арсенале содержит острые средства, которые при их неправильном использовании могут воспитать у студентов отрицательные духовные (нравственные, волевые, психические) качества, поэтому каждый преподаватель на учебных занятиях тщательно контролирует этот процесс.

Помимо чисто воспитательных мероприятий одним из важных факторов в этом направлении является создание у студентов устойчивой мотивации по выполнению требований профессионально-прикладной физической подготовки.

С этой целью в рабочем учебном цикле кафедр физического воспитания должно предусматриваться обязательное медицинское обследование, в состав которого по мере прохождения материала подключается углубленное функциональное обследование психомоторики и характерологических качеств личности.

Результаты обследований сравниваются с разработанными психофизическими моделями инженеров-строителей различных специальностей, а затем выдаются соответствующие рекомендации по доведению уровня «профессионального здоровья», физических и психофизических характеристик студентов до модельных.

Выпускнику предполагается выдавать «паспорт профессионального здоровья», в котором содержатся характеристики молодого специалиста, отражающие его соответствие требованиям профессии по физической подготовленности, по состоянию основных функциональных систем организма, по готовности основных рабочих органов воспроизводить психофизические требования данной специализации, характерологические особенности личности, а также способность переносить специфические профессиональные вредности.
Такой паспорт станет для каждого выпускника строительного высшего учебного заведения свидетельством его здоровья, физической и психофизической пригодности на первых этапах трудовой деятельности, а в дальнейшем станет основой индивидуальных программ самосовершенствования личности и специалиста с целью оптимального выполнения тех сложных задач, которые поставит перед ним жизнь.

ЗОЖ – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определенный уровень здоровья. Индивидуальное здоровье на 50 % зависит от образа жизни.

Основные составляющие ЗОЖ

  • Умеренное и сбалансированное питание.
  • Режим дня.
  • Двигательная активность.
  • Закаливание.
  • Личная гигиена.
  • Грамотное экологическое поведение.
  • Психогигиена, умение управлять своими эмоциями.
  • Сексуальное воспитание.
  • Отказ от вредных привычек.
  • Безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений.

Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни.
Значительная роль физических упражнений, в сохранении и укреплении здоровья школьников, студентов, поддержании высокого уровня работоспособности доказана многочисленными исследованиями, которые свидетельствуют, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности. Влияние оздоровительной физической культуры на организм
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. Оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности

Значение физических упражнений для здоровья человека

Систематическое выполнение физических упражнений активный двигательный режим способствуют укреплению здоровья человека. Занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на все основные системы организма (дыхательную, сердечно - сосудистую нервную и др.).

Влияние физических упражнений на костно-мышечную ткань

Все части костно-мышечного аппарата находятся в тесной зависимости друг от друга, изменения в одной из них отражаются на всем аппарате, а весь аппарат в свою очередь влияет на движения отдельных частей.

Мышцы тела развиваются в зависимости от количества и качества выполняемых физических упражнений. И наоборот, отсутствие систематической нагрузки на мышцы вызывает их атрофию.

Физические упражнения положительно воздействуют на все группы мышц, суставы и связки. Увеличивается объём мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Короткие мышцы - для выполнения силовых движений, длинные и тонкие - для быстрых. Мышцы составляют значительную часть тела. Они обогащаются кровью и являются источником физической силы и тепла.

Влияние физических упражнений на органы дыхательной системы

Говоря о дыхании во время занятий физическими упражнениями, следует отметить, что оно находится в тесной связи с соблюдением двух условий. Первое - для занимающихся требуется воздух экологически чистый, отвечающий санитарно- гигиеническим требованиям. Второе, организм требует этого чистого воздуха, вдыхаемого кислорода, в надлежащем количестве. Для выполнения второго условия необходимо, чтобы органы дыхания, сердце, вся кровеносная система, были абсолютно здоровыми.

Глубина дыхания зависит от жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ), которая измеряется количеством выдыхаемого воздуха в промежуток времени между самым глубоким вдохом и самым глубоким выдохом. Состояние ЖЕЛ является показателем здоровья. Измеряют её с помощью специального прибора - спирометра.

Глубину и ритм дыхания определяют различные физические упражнения, подвижные и спортивные игры и др. Чем больше мышц участвует в работе, чем явственнее ускоряется темп движений, тем дыхание становится чаще и тем большее количество кислорода требуется организму.

Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую систему

Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, лёгкие, другие органы и системы организма. Тем самым повышаются функциональные возможности человека, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Правильно организованные и регулярно проводимые занятия физическими упражнениями улучшают функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Во время занятий физическими упражнениями усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются капилляры. Количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.

Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличивается работоспособность сердца, содержание в крови гемоглобина, эритроцитов, повышается фагоцитарная (противомикробная) функция крови, совершенствуются функции и строение внутренних органов, улучшаются химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику.

Деятельность внутренних органов в сочетании с работой мышц регулируется нервной системой, функция которой тоже совершенствуется при систематическом выполнении физических упражнений. Как мышечные клетки беспомощны без нервных, так и нервные (и мозг в целом) без мышечной системы, по сути дела, бессильны. Они развиваются взаимосвязано.

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации.

Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Наши рекомендации