Мои педагогические поиски и находки

Абилов Агабала Умут-оглы

Учитель истории, первой категории

Место для фото
ОСШ имени Ю. Гагарина.

Южно-Казахстанская область,

Тюлькубасский район,

С. Майтобе

Мои педагогические поиски и находки

В современных условиях, в период возрастания объема информации, обучение подрастающего поколения должно быть развивающим, мотивированным, личностно-ориентированным, учитывающим способности, потребности и особенности учащегося.

Время идет вперед и требует обновления содержания и методов преподавания, т.е. применения новых технологий обучения. Суть технологий обучения заключается в органичном соединении изучения собственных затруднений с обучением новым средствам и способам такого изучения.

Мы, учителя, должны уметь демонстрировать технологическую и информационную грамотность, чтобы иметь право учить в школах. В век информации подготовка школьников к жизни в новом столетии требует их близкого знакомства со способами передачи, получения и обработки информации.

Массовое образование не может зависеть от индивидуальной одаренности учителей, их таланта и педагогического чутья. Оно неизбежно требует технологий. Сегодня уже не дискутируют, нужна ли образовательная технология. Вопрос теперь состоит в том, какая образовательная технология нужна. Каждая педагогическая эпоха создала свое поколение образовательных технологий. Однако, в отличие от поколений компьютеров или людей, все они, хотя и возникли последовательно в разное время, продолжают существовать и развиваться.

Существует ряд конкретных технологий с разными возможностями, разной трудоемкостью, применяемых для разных целей.

Я, как учитель истории для повышения доступности и эффективного и качественного образования – интерактивный метод обучения. Задачи, которые я ставлю перед собой, реализую как на уроках истории Казахстана, так и на уроках истории мира, так как обучение этим предметам является интегрированным.

Интерактивные методы обучения – это методы, которые способствуют формированию:

Ø коммуникативных умений и навыков;

Ø установлению межличностных отношений в коллективе и в группах;

Ø интенсивному усвоению материала;

Ø активного участия.

Интерактивные методы обучения являются синтетическими методами и органический входят в состав новых педагогических и информационных технологий:

- обучения в сотрудничестве;

- технологии проблемного обучения;

- проектной технологии;

- игровых технологии;

- дебатных технологии.

К интерактивным методам относятся:

- «мозговой штурм»;

- «снежный ком»;

- «обратная связь»;

- «морфемный анализ»

- «ассоциации»;

- «проектирование»;

- «моделирование»;

- дебаты;

- игры и другие методы;

- избирательное чтение;

- метод аналогии и другие.

Основные приемы использования интерактивного метода обучения:

- работа в малых группах;

- смысловые, ролевое, социальные, коммуникативные игры, игры-разминки;

- упражнения с обратной связью;

- управляемые обсуждения;

- проектирование;

- моделирование.

Кроме того, игровые формы обучения обеспечивают достижения ряда важнейших образовательных целей:

- стимулирование мотивации и интереса;

- поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме;

- развитие навыков;

- изменение установок;

- саморазвитие.

В своих уроках я использую мультимедийные технологии, как средство повышения эффективности обучения истории. Мультимедиа – это сумма технологии, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, изображения, видео и звук. Инновационные технологии немыслимы без широкого использования новых информационных и компьютерных технологии в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрыть очередной материал.

Для достижения качества образования, мной были созданы и собраны широкии спектор слайд – презентации, видеороликов, флипчартов АСТІV STUDIO, и «говорящих карт». При опросе домашнего задания, чтобы охватить большое количество учеников и выявить уровень знании, умении и навыков, я использую такую методику:

Ученики сами выбирают себе подходящую уровень в зависимости подготовки на урок. Каждый раз их деятельность заносится на мониторинговую таблицу. В конце четверти и учебного года я анализирую все итоги, которые позволяют мне отслеживать уровень знаний, умений и навыков каждого ученика.

6 класс
ФИО уроки І чет.
                     
                     

При закреплении новой темы, чтобы проверить уровень усвоения материала использую следующую анализ – карточку:

темы Я знаю Не знаю Хотел(а) побольше знать
       
       
       
       

или:

Я узнал(а) Я понял(а) Я удивлен(а)

По итогами этих данных строится структура следующего урока, выбирается форма урока, методы и подбор материалов.

Уровень самостоятельности учащихся изменяется не только от класса к классу, но и в течение одного учебного года. Развитие самостоятельности в обучении истории идет по следующим основным направлениям:

- Способность к усвоению исторических знаний из различных источников информации, расширение круга источников.

- Способы воспроизведения и применения усвоенных исторических знаний на уроках.

- Объяснение сущности исторических явлений с возрастающими глубиной и доказательностью.

Разрабатывая задания для самостоятельной работы по истории для учеников, я стремлюсь охватить все характерные для истории типы содержательных проблем; важнейшие аспекты творческой деятельности; реализовать принцип постепенного возрастания сложности заданий, учесть требование индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

Особый интерес вызывают у учеников 6 классов обзорные задания. Например, на уроке по теме «Ранний палеолит» было поставлено задание: «Представьте себе, что вы встретили первобытных людей и провели с ними несколько часов. Что бы вы увидели?» Составьте рассказ об их жизни, используя опорные слова: заостренный камень, палка – копалка, дубина, собирательство, охота. Проверьте себя: «А могло ли так быть?».

Применение интерактивных методов обучения, внедрение технологий в учебный процесс должны быть отправной точкой, от которой отталкиваются и учитель и учащиеся в процессе обучения.

Современный учитель призван формировать готовность учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в ХХІ веке.

Наши рекомендации