Цель и задачи изучения учебной дисциплины
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал Российского государственного
Профессионально-педагогического университета
«Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт»
__________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УМР
_________________
/Л. П. Филатова/
«___»_______2016 г.
Программа учебной дисциплины
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование»
Нижний Тагил
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии «___» г., протокол № ___
Заведующий кафедрой И.К. Прохорова
Составители:
Смирнов В.И., д.п.н., профессор; Дьяченко Е.А., к.психол.н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи изучения учебной дисциплины
1.1. Место курса «История образования и педагогической мысли» в системе профессиональной подготовки
Курс «История образования и педагогической мысли», предшествуя изучению курса «Общая педагогика», вводит в проблемное поле педагогики, открывает процесс изучения комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих дисциплин по отраслям педагогического знания и представляет собой важную составную часть этого комплекса.
Дисциплины комплекса:
- общая педагогика,
- история образования и педагогической мысли,
- теория обучения,
- методика обучения и воспитания,
- теория и методика воспитания,
- управление образовательными системами,
- субъекты педагогического процесса,
- психолого-педагогические практикумы и курсы по выбору, формирующие готовность к определенным видам и способам практической деятельности.
Курс «История образования и педагогической мысли» изучается в первом семестре, предшествуя изучению курса «Общая педагогика», что позволит в последующем опираться при изучении общепедагогических знаний о факторах развития человека и педагогическом процессе на историко-педагогические факты и процессы. Эти знания составляют научно-методологическую основу педагогического образования.
Учебный материал, раскрывающий факторы развития человека и формирования его личности, рассматривается одновременно с материалом, характеризующим историю педагогической мысли и образовательной практики в древние времена и в раннее средневековье; уже в этот период преподаватель имеет возможность при изучении общепедагогического материала опираться на учения, взгляды и представления древних и средневековых мыслителей о человеке, смысле его жизни, цели воспитания, условиях и факторах его социализации и образования. Впоследствии «Общая педагогика» изучается с опорой на материал истории образования и педагогики в эпохи Возрождения, Просвещения, в Новое и Новейшее время.
Вместе с тем, курс «История образования и педагогической мысли» создает историко-педагогический фундамент для изучения не только общей педагогики, но и на последующих этапах курсов «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Методика обучения и воспитания», которые построены на материале, отражающем накопленный, переосмысленный и модернизированный многовековой опыт организации воспитания и обучения. Таким образом, при изучении любого педагогического феномена студент будет владеть информацией о его происхождении и исторической эволюции.
1.2. Целью освоения курса «История образования и педагогической мысли» является формирование системы историко-педагогических знаний и историко-педагогического мышления, обеспечивающих создание теоретического фундамента профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования.
1.3. Функции и задачи курса:
1) Образовательная функция: вооружение студентов системой теоретических знаний:
- о ходе развития мировой и отечественной системы образования, об исторических фактах, событиях, явлениях, составляющих содержание историко-педагогического процесса;
- о причинно-следственных связях, определяющих развитие системы образования и педагогической мысли;
- о тенденциях и перспективах развития педагогической теории и практики;
- о людях – педагогах-практиках и педагогах-теоретиках, накопивших и ретранслировавших в будущее опыт обучения и воспитания.
2) Развивающая функция:
- формирование у студентов критического стиля мышления на основе развития умений и навыков рефлексивно-оценочной деятельности при работе с источниками научно-учебной информации и специальной литературой, в процессе осмысления, обобщения, интерпретации зачастую противоречивых историко-педагогических фактов и явлений;
- развитие историко-педагогического мышления, обеспечивающего осознанное овладение совокупностью психолого-педагогических знаний;
- формирование целевой и мотивационной основы профессионального педагогического образования и самообразования.
3) Воспитательная функция: формирование у студентов:
- уважения к мировой и отечественной истории образования и педагогики, являющейся неотъемлемой частью истории общества, истории Отечества, его культуры и традиций;
- личностных качеств, свойств, убеждений, основанных на лучших нравственных и педагогических традициях учительства, духовном и профессиональном подвижничестве деятелей педагогики и просвещения;
- готовности к сохранению, рациональному применению и приумножению историко-педагогического опыта;
- ценностного отношения к педагогической деятельности, педагогической науке, к будущей профессии.
1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «История образования и педагогической мысли»:
На основе освоения курса «История», в результате одновременного изучения курса «Общая психология», студент имеет и развивает необходимые для изучения «Истории образования и педагогической мысли» представления, знания, умения и навыки:
- о ходе, фактах, причинах и следствиях развития мировой и отечественной истории;
- о человеке, условиях и факторах его развития;
- о структуре и логике образовательного процесса, что позволяет педагогически грамотно и логически обоснованно оценивать историко-педагогическую информацию.
1.5. Ожидаемые результаты:
Студент, выполнивший учебную программу курса «Истории образования и педагогической мысли», должен:
обладать знаниями:
- об истоках и ходе исторического развития педагогической мысли и образования;
- об основных образовательных парадигмах и исторических причинах их смены;
- об образовательных системах, причинах и следствиях прекращения их существования, видоизменения, развития;
- об основных воспитательных и дидактических концепциях, их влиянии на развитие педагогической мысли и образовательной практики;
- о способах постановки и решения проблем воспитания и обучения в разные исторические периоды у разных народов;
- о выдающихся деятелях образования, педагогах-теоретиках, их вкладе в развитие педагогической науки и практики.
уметь:
- учитывать пространственно-временные контексты, в которых протекают процессы обучения и воспитания, при анализе и оценке педагогических феноменов прошлого;
- использовать теоретические знания в области общей педагогики как методологическую основу для анализа и оценивания историко-педагогического процесса и его отдельных явлений;
- сознавать многообразие подходов в организации образования, обусловливать их спецификой социально-культурного и политико-экономического развития, соотносить с различными представлениями о природе человека, о смысле его бытия и познания;
- ориентироваться в источниках научно-педагогической информации (учебная и научная литература, педагогическая периодика, образовательные порталы и т.д.);
- анализировать научно-педагогическую информацию, оформлять ее в логически завершенные тексты, устные сообщения и доклады;
- участвовать в обсуждении историко-педагогических проблем; в общественно-профессиональных дискуссиях;
- взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса на учебных занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам и на практике;
- осознанно оперировать психолого-педагогическими категориями и понятиями.
Владеть;
- способами пропаганды важности педагогической профессии для социального и экономического развития страны;
- различными средствами коммуникации в процессе обучения и в профессиональной педагогической деятельности;
- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей истории образования и педагогической мысли.
иметь представление:
- о предпосылках, условиях, факторах, движущих силах и тенденциях развития всемирного историко-педагогического процесса, о его единстве и многообразии;
- о сущности, возможностях и границах образования, о путях и средствах его осуществления, о степени и условиях их эффективности;
- о трактовках природы педагогического знания, цели и смысла образования.
1.6. Вклад курса «История образования и педагогической мысли» в формирование общекультурных и профессиональных компетенций
1.6.1. Успешно освоивший курсы «Общая психология», «История образования и педагогической мысли», а также другие учебные предметы основной образовательной программы, студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
- способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).
1.6.2. Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
- готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
- владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5).
1.7. Основные принципы отбора содержания учебного материала:
Принцип целостного отражения в содержании «Истории образования и педагогической мысли» задач профессиональной подготовки студента и формирования его общей и педагогической культуры.
Принцип соответствия содержанияисторико-педагогической подготовки насущным требованиямпрофессиональногопедагогического образования,актуальныможиданиям общества, системы образования, школы, личности.
Принцип соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки(педагогики, истории образования и педагогической мысли, психологии, философии образования и др.) и образовательной практики.
Принцип гуманитаризациисодержания курса «История образования и педагогической мысли», которая рассматривается как отрасль гуманитарного научного знания о человеке в его действительном (социальном и физическом, объективном и субъективном) бытии, о человеке как цели и источнике познания, об исторических условиях развития человека, формирования его личности и его социализации.
Принцип фундаментализации,обеспечивающей интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и взаимосвязи материала разных учебных дисциплин, усиление и упорядочение межпредметных связей, обеспечивающих многоаспектную педагогическую подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности осознание студентами единства научного познания и практической преобразующей деятельности.
Принцип структурного единства содержания педагогического образования на разных уровнях его формирования,предполагающий методологическую, теоретическую, содержательную согласованность входящих в его состав учебных курсов, а также таких его составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность обучающегося.
Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения при отборе содержания историко-педагогического образования, требующий учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения.
Принципсоответствия объема содержания учебного предмета времени, отведенному на его изучение.
Принципсоответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
Название раздела, темы | Распределение часов | |||||
Трудоемкость | Аудитор. занятия. | Виды занятий | Самост. работа | |||
Лекции | Практич. занятия | |||||
1 курс 2 семестр | ||||||
Часть I. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗА РУБЕЖОМ | ||||||
1. | История образования и педагогической мысли как область научного знания и как учебный предмет | — | ||||
2. | Системы образования и развитие педагогической мысли в первобытном обществе, на Древнем Востоке и в Античном мире | — | ||||
3. | Мыслители древности о воспитании | — | ||||
4. | Системы образования и развитие педагогической мысли в западноевропейских странах и на Востоке в средние века (до XVII в.) | — | ||||
5. | Проблемы воспитания в средневековых философско-педагогических учениях | — | ||||
6. | Западноевропейское образование в Новое время и в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.) | — | ||||
7. | Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв. | — | ||||
8. | Образование за рубежом в XIX веке | — | ||||
9. | Развитие педагогики за рубежом в XIX веке | — | ||||
10. | Образование за рубежом в XX веке | — | ||||
11. | Развитие педагогики за рубежом в XX веке | |||||
Часть II. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ | ||||||
1. | Воспитание и образование у древних славян, в Киевской и Московской Руси | 3 | 2 | 2 | — | 2 |
2. | Проблемы воспитания и обучения детей в письменных источниках Киевской и Московской Руси в XI– XVII вв. | 5 | 2 | — | 2 | 4 |
3. | Становление российской системы образования в XVIII веке | 3 | 2 | 2 | — | 2 |
4. | Развитие педагогической мысли в России в XVIII веке | 5 | 2 | — | 2 | 4 |
5. | Образование в России в XIX веке | 3 | 2 | 2 | — | 2 |
6. | Развитие педагогической теории в России в XIX веке | 10 | 4 | — | 4 | 8 |
7. | Образование в России в конце XIX –XX вв. | 3 | 2 | 2 | — | 2 |
8. | Развитие педагогики в России в конце XIX –XX в. | 10 | 4 | — | 4 | 10 |
Дифференцированный зачет | ||||||
Всего в часах: | ||||||
Всего в зачетных единицах: |
Учебно-тематический план для студентов ОЗО
Название раздела, темы | Распределение часов | |||||
Трудоемкость | Аудитор. занятия. | Виды занятий | Самост. работа | |||
Лекции | Практич. занятия | |||||
Часть I. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ | ||||||
История образования и педагогической мысли как область научного знания и как учебный предмет | - | |||||
Системы образования и развитие педагогической мысли в первобытном обществе, на Древнем Востоке и в Античном мире | 6,5 | 0,5 | 0,5 | - | ||
Мыслители древности о воспитании | 6,5 | 0,5 | 0,5 | - | ||
Системы образования и развитие педагогической мысли в западноевропейских странах и на Востоке в средние века (до XVII в.) | 6,5 | 0,5 | 0,5 | - | ||
Проблемы воспитания в средневековых философско-педагогических учениях | 6,5 | 0,5 | - | 0,5 | ||
Западноевропейское образование в Новое время и в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.) | 6,5 | 0,5 | 0,5 | - | ||
Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв. | 6,5 | 0,5 | - | 0,5 | ||
Образование за рубежом в XIX веке | 6,5 | 0,5 | 0,5 | - | ||
Развитие педагогики за рубежом в XIX веке | 7,5 | 0,5 | - | 0,5 | ||
Образование за рубежом в XX веке | 6,5 | 0,5 | 0,5 | - | ||
Развитие педагогики за рубежом в XX веке | 7,5 | 0,5 | - | 0,5 | ||
Часть II. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИ | ||||||
Воспитание и образование у древних славян, в Киевской и Московской Руси | 6,% | 0,5 | 0,5 | - | ||
Проблемы воспитания и обучения детей в письменных источниках Киевской и Московской Руси в XI– XVII вв. | 6,5 | 0,5 | - | 0,5 | ||
Становление российской системы образования в XVIII веке | 6,5 | 0,5 | 0,5 | - | ||
Развитие педагогической мысли в России в XVIII веке | 6,5 | 0,5 | - | 0,5 | ||
Образование в России в XIX веке | 6,5 | 0,5 | 0,5 | - | ||
Развитие педагогической теории в России в XIX веке | 7,5 | 0,5 | - | 0,5 | ||
Образование в России в конце XIX –XX вв. | 6,5 | 0,5 | 0,5 | - | ||
Развитие педагогики в России в конце XIX –XX в. | 8,5 | 0,5 | - | 0,5 | ||
Контрольная работа | - | |||||
Дифференцированный зачет | - | - | - | |||
Всего в часах: | ||||||
Всего в зачетных единицах: |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ЧАСТЬ 1.