Глава IV. Психология младшего школьника. 3. Проверь, делится ли эта сумма на 3; (7 + 7 + 1):3= ?
3. Проверь, делится ли эта сумма на 3; (7 + 7 + 1):3= ? Напи
ши, да или нет.
4. Теперь перепиши правило, вставив в него пропущенные слова.
«Если сумма цифр любого числа ... на то это число ... на 3».
5. Пользуясь этим правилом, определи (не производя деле
ния!), делится ли на 3 число 2808. Напиши ответ, да или нет.
Проведение эксперимента: учащихся просят отобрать для математического задачника самые интересные задачи. Необходимо подчеркнуть, что речь идет только о самых интересных (количество же выбранных не имеет значения). Эти задачи каждый должен попытаться решить. Если кто-то не сможет решить выбранную задачу или решит ее не до конца, - пусть не волнуется: важно, чтобы решались именно те, которые по-настоящему заинтересовали их.
При анализе результатов учитываются следующие показатели:
а) выбрал ли ученик «задачу-способ» и правильно ли ее ре
шил;
б) выбрал ли он «задачу-способ» первой или решал до нее
задачи других номеров;
в) применил ли в задачах, выбранных после «задачи-спосо
ба», выведенный способ;
г) запомнил ли этот способ (проверка проводится индивиду
ально через несколько дней после эксперимента);
д) понравилась ли ученику «задача-способ» и почему?
Таким образом, условия эксперимента позволяют получить
данные о содержании интересов учащихся: направлены ли они на способы деятельности или на результаты.
В учебном процессе может быть широко использовано и наблюдение по определенному плану. Вот примерный план изучения интеллектуальной активности школьников на уроке:
1. К а к включается в учебный процесс: по принуждению учителя или одноклассников; просьбе; собственной инициативе.
2. Какова сосредоточенность внимания на уроке: слушает невнимательно; слушает под контролем учителя; слушает внимательно, сосредоточиваясь сам.
3. Задает ли вопросы, дополняет ли ответы товарищей: не задает, не дополняет, задает по просьбе учителя; собственной инициативе.
4. Характер вопросов: уточняющие; направленные на познание сути явлений.
5. Какую учебную задачу выбирает: самую трудную; средней трудности; легкую.
План-задание для самостоятельной работы
6. Как решает задачу: ждет, когда начнут решать на доске или подскажет учитель или одноклассник; начинает решать сразу самостоятельно; решает разными способами.
Формирование мотивов учения тесно связано с тем, как сам ребенок осознает процесс своего учения, свои успехи и неудачи, т.е. с уровнем развития самооценки. Завышенная самооценка мешает ему критически подойти к оценке своего отношения к учению. Заниженная самооценка создает неуверенность в своих силах и мешает ребенку проявить высокий уровень активности. Адекватная самооценка позволяет ему самокритично подойти к своей деятельности, увидеть, что известно, что еще удается с трудом, над чем еще надо работать.
В целях диагностики и формирования самооценки можно практиковать письменный анализ учеником своей работы по таким вопросам:
1. Как я работал на уроке (активно, не очень активно, с интересом, без интереса и др.)?
2. Что было трудно при выполнении задания?
3. Что я еще не понял?
4. Как я справился с работой?
Эта работа может выполняться на отдельных листочках или в специальной тетради «Моя учеба», в которой дети периодически делают соответствующие записи. Анализ этих записей позволяет судить об уровне самооценки и ее изменении.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
ФИЛЛИПСА
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны с н и м , или «—» если не согласны».