Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе. Эриксон полагал, что если эти конфликты разрешаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств
Эриксон полагал, что если эти конфликты разрешаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих тот или иной тип личности. Указанные 8 стадий люди проходят с разной скоростью и с различным успехом, неудачное разрешение кризиса на какой-то из них приводит к тому, что при переходе на новую стадию у человека сохраняется необходимость решать противоречия, свойственные не только данной, но и предыдущей стадии. Однако в таком случае это дается гораздо труднее.
Конфликты на разных стадиях развития личности по Э.Эриксону
Суть конфликта между: | Примерный возраст (специфика развития) |
Доверием и недоверием к окружающему миру Чувством независимости и ощущением стыдаи сомнениями Инициативностью и чувством вины Трудолюбием и чувством неполноценности Пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу Стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих Жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возрастных проблемах Ощущением полноты жизни и отчаянием | Рождение — 1 год 1—3года 4—5лет 6—11лет 12—18лет Раннее взросление Нормальное взросление Позднее взросление |
Особое место в концепции Эриксона занимает подростковый возраст. И м е н н о здесь происходит активная идентификация и самоидентификация личности.
Эриксон выделил четыре основных типа развития неадекватной идентификации:
1.Уход от близких взаимоотношений, обусловленный страхом потери собственной идентичности. Избегание тесных контактов, их формализация и стереотипизация, «западание» сферы общения в целом.
Причины и сущность психического развития ребенка 37
2. Размывание времени. В этом случае подросток обнаруживает неспособность (упорное нежелание) строить планы на будущее, боязнь перемен.
3. Размывание способности к продуктивной работе, неумение сосредоточиться и активно включиться в деятельность.
4. Негативная идентичность — презрительное, враждебное отношение к ролям, позициям, формам поведения, ценимым ближними.
Список неадекватной идентичности был дополнен впоследствии Джеймсом Марсиа, который выделил предопределенную идентичность — некритичное принятие ценностей семьи, общества, религиозной группы. Подросток становится некритично внушаемым, консерватизм его взглядов приводит к неумению думать и решать самостоятельно.
Наиболее полно проблемы умственного развития были разработаны швейцар-
Когнитивный
подходским ученым Жаном Пиаже и амери-
канским психологом Лоуренсом Колбер-гом.
Ж. Пиаже показал, что мышление детей существенно отличается от мышления взрослых и что дети являются активными субъектами собственного умственного развития. Согласно его теории, способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям.
Жан Пиаже (1896—1980) родился в Швейцарии, детство провел в Женеве. В 10 лет написал и опубликовал первую научную работу о воробьях-альбиносах, за которыми он несколько лет наблюдал в парке. К 15 годам Жан приобрел столь прочную репутацию знатока моллюсков, что был приглашен (небывалый случай!) на работу в секцию моллюсков Женевского музея, а в 21 год ему была присвоена ученая степень доктора естественных наук. Позднее, во Франции, он принимал участие в тестировании французских детей на интеллект. Пиаже был настолько очарован их ответами, особенно неправильными, что решил посвятить себя изучению проблем умственного развития детей. Подробные записи о психическом и интеллектуальном развитии собственных детей — Жаклин, Люсьен и Лорен — легли в основу его научно-теоретических построений, составив эмпирическую базу многих его научных трудов. Более 50 лет он провел в собственном домике