Сравнение представляемых объектов
О сравнении представляемых предметов (или мысленном сравнении) говорят в тех случаях, когда подлежащие сравнению объекты названы, а не предъявлены, когда их необходимо припомнить, представивши себе, и сравнить.
Такого рода сравнениями обычно пользуются при повторении материала по географии, естествознанию для его уточнения, систематизации и обобщения.
Сведения об особенностях мысленного сравнения объектов получены в исследовании, в котором участвовали слышащие и глухие дети, обучавшиеся в III классе, и ученики VII класса школы глухих. Им предлагали мысленно сравнить те же объекты, которые другие группы учащихся этих же классов сравнивали в условиях восприятия этих объектов (1-я серия—чашка и кружка, бабочка и стрекоза, яблоко и груша, воробей и синица, 2-я серия — чашка и кастрюля, бабочка и жук, яблоко и огурец, воробей и белка). Задача требовала выявления сходства объектов (Ж. И. Шиф, 1940).
У слышащих детей, обучающихся в III классе, мысленное сравнение объектов количественно несколько беднее, чем сравнение воспринимаемых объектов; число высказываний составляет в этом случае 84% от их высказываний при сравнении воспринимаемых объектов. Сравнивая представляемые предметы с целью выявления их сходства, если это были предметы неживой природы, дети рассказывали преимущественно об их использовании. Если это были объекты, принадлежащие к живому миру, говорили об их жизнедеятельности, но мало сравнивали их строение. И наоборот, устанавливая сходство воспринимаемых предметов, выделяли их строение, свойства предметов в целом и свойства их частей, лишь в относительно небольшой мере привлекались припоминаемые функциональные свойства предметов. Следовательно, сравнение припоминаемых объектов при выявлении их сходства отличается от сравнения воспринимаемых объектов не только количественно, но и по существу. Каждый из этих видов сравнения выполняет свою роль в учебной работе детей младшего школьного возраста, мобилизуя разные их возможности и разные слои их опыта.
Общим для выявлен-ия сходства воспринимаемых и припоминаемых объектов является преобладание высказываний, в которых констатируется наличие определенных общих признаков у сравниваемых предметов. При мысленном сравнении это высказывания о наличии общих функциональных свойств; при сравнении воспринимаемых объектов это высказывания об общности строения, о наличии общих частей у сравниваемых предметов. Приведем пример, типичный для сравнения представляемых объектов учениками III класса массовой школы: «Воробей и синица похожи: летают, гнезда вьют, яйца кладут, птенцов выводят, зимой не улетают. Маленькие они, темненькие. Клювы и крылья у них есть. Хвосты жесткие».
При мысленном выявлении сходства проявилась возможность довольно подвижно и гибко сравнивать функциональные свойства объектов: «Воробей по земле прыгает, белка по веткам прыгает—похожи. Воробей зернышками питается; белка из орехов зерна вынимает—тоже зерна ест. И воробей, и белка пищу себе ищут. Этим они тоже похожи».
Привлекает внимание, что при мысленном выделении сходства происходит «приноравливание» внешних свойств, характеризующих объекты в целом, друг к другу. Так, сравнивая яблоко с огурцом, ребенок задумывается и вместо первоначального образа желто-красного яблока вовлекает в сравнение образ неспелого, зеленого яблока: «Огурец зеленый, и яблоки бывают зеленые, когда они еще не поспели—тогда они похожи». При сравнении чашки с кастрюлей первоначальный образ фарфоровой чашки сменяется образом алюминиевой чашки, и тогда оказывается, что они могут быть похожи и тем, что сделаны из одинакового материала, и тем, что их на огонь можно ставить. Приноравливание свойств объектов друг к другу в условиях их мысленного сравнения в целях выявления сходства показывает, что в ходе сравнения происходит смена образа одного, а иногда и обоих сравниваемых предметов. Сравнение пары предметов перерастает в сравнение двух групп однородных предметов, что, несомненно, положительно влияет на развитие гибкости и подвижности мышления школьников.
Сравнение представляемых объектов оказалось доступным для учеников III класса школы глухих, начавших обучаться речи лишь в школе. Это значит, что словесная речь уже стала орудием их мышления, т. е. способствовала соотносительному анализу актуализированных представлений объектов.
Но при мысленном сравнении объектов отставание глухих детей от их слышащих сверстников проявилось гораздо сильнее, чем при сравнении воспринимаемых объектов. Высказывания глухих при выявлении сходства представляемых объектов составляли лишь 40% пх высказываний о сходстве этих же объектов в условиях их восприятия (у слышащих 84%). Следовательно, сравнение представляемых объектов еще вызывает у глухих детей значительные трудности, но самая возможность выполнять эту операцию уже появляется, а это значительный успех в их развитии. Встречающиеся трудности преодолеваются на протяжении подросткового возраста. У учеников VII класса школы глухих больше высказываний о сходстве представляемых объектов, чем у слышащих детей в конце младшего школьного возраста.
Абстракция.