Технологии коллективно-группового обучения
Эти технологии предусматривают одновременную общую работу всего класса. Это такие формы работы, как: "Микрофон", "Мозговой штурм", "Уча – учусь", "Ажурная пилка", "Незаконченные предложения", "Дерево решений".
Микрофон
Это технология общегруппового обсуждения, она дает возможность каждому ученику в определенном порядке что-то быстро сказать, высказывая свою мысль.
Организация работы
1. Сообщите проблему классу.
2. Предложите воображаемый "микрофон" (любой предмет).
3. Предоставляйте ученикам слово поочередно, передавая "микрофон". Говорить имеет право лишь тот, у кого находится "микрофон".
4. Сообщенные ответы не комментируют и не оценивают.
5. Когда кто-то высказывается, другие не имеют права что-то говорить.
Мозговой штурм
"Мозговой штурм" - это такой метод решения проблемы, когда все участники размышляют над одной и той же проблемой и "идут на нее в атаку". Эту технологию применяют, когда нужны несколько вариантов решения проблемы.
Организация работы
1. Определите проблему, которую необходимо решить.
2. Приготовьте бумагу для записывания идей, запишите проблему в виде вопроса.
3. Изберите ведущего и секретаря, который будет записывать все идеи.
4. Напомните правила первого этапа:
- цель - собрать как можно больше идей;
- каждый имеет право высказаться;
- предложения должны высказываться поочередно, конкретно, сжато;
- принимаются любые предложения, даже невероятные;
- высказывание других не подвергают критике и не обсуждают;
- расширение предложенной идеи поощряется;
- ведущий может сформулировать новую идею для записи по согласию того, кто ее предложил.
5. Выскажете свои идеи.
1. Запишите их в порядке поступления. Не вносите в идею никаких исправлений.
2. Продолжайте, пока будут возникать новые идеи (но не больше 10-15 мин).
3. В конце обсудите и оцените предложенные идеи.
Уча - учусь
Эту технологию используют во время повторения изученного и во время изучения блока информации. Ее применение дает возможность ученикам принять участие в передаче своих знаний одноклассникам, повышает интерес к знаниям.
Организация работы
1. Подготовьте карточки с фактами, которые касаются темы урока, по одной для каждого ученика.
2. Раздайте их каждому.
3. Предложите ученикам:
- в течение нескольких минут ознакомиться с информацией, которая содержится на карточке;
- после ознакомления с материалом, который содержится на карточке, пусть ученики ознакомят со своей информацией одноклассников и получат информацию от них. Ученик должен одновременно говорить только с одним человеком;
- внимательно слушать информацию других, запомнить как можно больше. Если нужно, делать записи;
- когда все поделились тем, что им известно, и получили информацию, пусть они расскажут в классе, о чем узнали от других.
Ажурная пилка.
Этот вид деятельности дает возможность работать вместе, изучать большее количество материала за короткое время.
Организация работы.
1. Подберите индивидуальный информационный материал для каждого ученика (материалы учебника, дополнительные материалы и т.п.).
2. Объедините учеников в группы (домашние) и выдайте им материалы с задачей.
3. В группе ученики обсуждают предложенный материал, изучают. Однако необходимо избрать председательствующего, чтобы следил за временем, и лицо, которое задает вопрос, чтобы убедиться, что каждый понимает содержание материала.
4. После завершения работы домашних групп предложить ученикам приобщиться к другим группам, в которых они будут выступать экспертами из отдельной темы. В каждой новообразовавшейся группе должен быть представитель из каждой домашней группы.
5. Каждая экспертная группа должна выслушать всех представителей домашних групп и проанализировать материал в общем, осуществив его экспертную оценку за определенное время (урок).
6. После завершения работы ученики возвращаются в свои домашние группы. Каждый ученик должен поделиться информацией, которую он получил в экспертной группе, с членами домашней группы. Информацию следует донести качественно и в полном объеме за определенное время.
Незаконченные предложения
Эту интерактивную технологию часто объединяют с "микрофоном", она дает возможность развивать у учеников связную речь, собственные высказывания, сравнивать их с другими, отрабатывать умение говорить коротко, но по сути и убедительно.
Организация работы
Учитель четко называет тему, по которой ученики будут высказываться (можно использовать и воображаемый "микрофон"), формулирует незаконченное предложение и предлагает ученикам закончить его. Каждый следующий участник должен начать свое выступление из предложенной формулы. Например: "На сегодняшнем уроке я усовершенствовал свои умения...", "На сегодняшнем уроке самым важным открытием было...", "Этот рассказ научил меня ..." и т.п.
Дерево решений.
Эта технология является вариантом решения конкретной проблемы. "Дерево решений" помогает детям проанализировать и лучше понять механизм принятия сложных решений.
Организация работы
1. Выберите проблему, которая не имеет однозначного решения. Изложить ее можно в виде интересной истории, ситуации из жизни, эпизода из литературного произведения.
2. Предложите ученикам необходимую информацию для решения проблемы, которая возникла во время домашнего чтения.
3. Подготовьте на доске (отдельном плакате), раздайте каждому участнику образец "дерева решений".
4. Четко сформулируйте проблему, ее суть, запишите на доске, заполняя схему.
5. Дайте необходимую дополнительную информацию относительно проблемы.
6. Спросите у учеников об актуальности проблемы, выясните, почему именно стороны хотят ее решения.
7. Пути и варианты решения проблемы можно определить проведением " мозгового штурма". На этом этапе ни один из вариантов не может быть неправильным. Важно набрать как можно больше идей.
8. Обсудите каждый из вариантов решения. Выясните, что положительного или негативного для каждой из сторон он содержит. Таким образом, часть идей можно отклонить и оставить три-четыре.
9. Объедините учеников в малые группы и предложите заполнить схему. Группа путем обсуждения должна дойти до одного варианта решения. Если единства нет, можно применить голосование.