Дискуссия как метод группового взаимодействия и ее использование в процессе обучения

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знания­ми, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спор­ного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются со­четание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столк­новение различных точек зрения, позиций.

В обучении дискуссию стали более широко применять в послед­нее время, в период демократических перемен, когда стал возмо­жен плюрализм мнений в различных областях общественной жиз­ни.

Дискуссию рассматривают как метод интерактивного обуче­ния и как особую технологию. В качестве метода дискуссия ис­пользуется в других формах обучения: семинарских занятиях, со­циально-психологических тренингах, деловых играх, кейс-техно­логии. Будучи своеобразной технологией, дискуссия сама включа­ет в себя другие методы и приемы: «мозговой штурм», анализ ситуаций, синектику и т.д.

В профессиональном обучении дискуссия применяется в тех ситуациях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на профессиональную деятель­ность, какое-либо явление, окружающих людей, а также для из­менения моделей поведения, организации интенсивной мысли­тельной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающих­ся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспе­чения обратной связи.

Являясь одной из наиболее эффективных технологий группо­вого взаимодействия, дискуссия усиливает развивающие и воспи­тательные эффекты обучения, создает условия для открытого вы­ражения участниками своих мыслей, позиций, обладает возмож­ностью воздействия на установки ее участников. Цели проведения Дискуссии могут быть весьма разнообразными: обучение, тренинг, Диагностика, изменение установок, стимулирование творчества.

Принципами организации дискуссии являются со­действие возникновению альтернативных мнений, путей реше-

ния проблемы, конструктивность критики, обеспечение психо­логической защищенности участников.

Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения — диспут (от лат. disputare — рассуждать, спорить) — «специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или бо­лее стороны, отстаивающие свои позиции» [26, с. 165].

Дискуссии также нужно отличать от открытых форумов, кото­рые, как правило, посвящены вопросам более спорным и дают возможность выслушать и обсудить все аспекты этих вопросов.

По степени управления различают свободные, не контролируе­мые ведущим, и направляемые дискуссии. В обучении взрослых дискуссия может управляться кем-либо из участников.

Чтобы дискуссия была эффективной, участникам необходи­мо обладать определенными базовыми знаниями. Это могут быть знания, переданные посредством инструкции, или полученные ранее, относящиеся к опыту, приобретенному до начала заня­тия, или опирающиеся на информацию, изложенную во время занятий.

По сравнению с распространенной в обучении взрослых лек-ционно-семинарской формой обучения дискуссия имеет ряд пре­имуществ.

1. Дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвое­ние знаний. Хотя лекция является более экономичным способом передачи знаний, дискуссия может иметь гораздо более долго­срочный эффект, особенно в случаях, когда обсуждаемый мате­риал идет вразрез с установками некоторых членов группы либо включает неприятные или спорные вопросы. Активное, заинтере­сованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному ус­воению новых знаний, может заставить человека задуматься, из­менить или пересмотреть свои установки.

2. Во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие
обучающихся. Активное участие в дискуссии раскрепощает обуча­
ющихся, развивает коммуникативные навыки, формирует уверен­
ность в себе. Как правило, дискуссии подразумевают высокий уро­
вень вовлеченности группы, но почти всегда имеются участники,
которые проявляют пассивность, не желая присоединиться к об­
суждению. Однако если группа, тема и вопросы тщательно подо­
браны, то отдельным участникам становится очень трудно укло­
ниться и не внести свой вклад в дискуссию.

3. Обратная связь с обучающимися. Дискуссия обеспечивает
видение того, насколько хорошо группа понимает обсуждае­
мые вопросы, и не требует применения более формальных ме­
тодов оценки. Она также предоставляет членам группы шанс
проверить свои убеждения и установки, подвергая их испыта­
нию.

Дискуссионный метод помогает решать следующие задачи:

- обучение участников анализу реальных ситуаций, а также
формирование навыков отделения важного от второстепенного и
формулирования проблемы;

- моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый
способный специалист не в состоянии единолично охватить все
аспекты проблемы;

- демонстрация, характерная для большинства проблем мно­
гозначности возможных решений.

Наши рекомендации