VI. ТД — тревожность по отношению к детям
Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Вре
менами она обретает форму открытой враждебности. Все
симптомы одинаково важны.
1- Играет героя, особенно когда ему делают замечание.
2. Не может удержаться, чтобы не играть перед окружа
ющими.
3. Склонен прикидываться дурачком.
Карта наблюдения Стотта
4. Слишком смел (рискует без надобности).
5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии
с большинством. Навязывается другим; им легко
управлять.
6. Любит быть в центре внимания.
7. Играет исключительно (или почти исключительно) с
детьми старше себя.
8. Старается занять ответственный пост, но опасается,
что не справится с ним.
9. Хвастает перед другими детьми.
10. Паясничает (строит из себя шута).
11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.
12. Одевается вызывающе ( п р и ч е с к а, преувеличен
ность в одежде, косметика — у девочек).
13. Страсть портить общественное имущество.
14. Дурацкие выходки в группе.
15. Подражает хулиганским проделкам других.
VII. А — недостаток социальной нормативности
(асоциальное™)
Неуверенность в одобрении взрослых, которая выража
ется в различных формах негативизма. Симптомы 1—5 —
отсутствие стараний понравиться взрослым. Безразличие и
отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с
ними. Симптомы 5—9 у более старших детей могут указы
вать на определенную степень независимости. Симптомы
10—16 — отсутствие моральной щепетильности в мелочах.
16 — считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не
имея на это права.
1. Не заинтересован в учебе.
2. Работает в школе только тогда, когда над ним стоят,
когда его заставляют работать.
3. Работает вне школы только тогда, когда его контро
лируют или заставляют работать.
Практикум по девиантологии
4. Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе
на вопросы учителя.
5. Не застенчив, никогда не просит о помощи.
6. Никогда добровольно не берется за работу.
7. Не заинтересован в одобрении или неодобрении
взрослых.
8. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормаль
но общается с другими людьми.
9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.
10. Списывает домашнее задание.
11. Берет чужие книги без разрешения.
12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям
игры.
13. В играх с другими детьми проявляет хитрость и не
порядочность.
14. Нечестный игрок (играет только для личной выго
ды, обманывает в играх).
15. Не может смотреть прямо в глаза другому.
16. Скрытен и недоверчив.
VIII. ВД — враждебность по отношению к другим детям
Враждебное отношение к другим детям — от ревнивого
соперничества до открытой враждебности.
1. Мешает другим детям в играх, посмеивается над ними,
любит их пугать.
2. Временами очень недоброжелателен по отношению
к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу
его общения.
3. Надоедает другим детям, пристает к ним.
4. Ссорится, обижает других детей.
5/ Пытается своими замечаниями создать определенные
трудности у других детей.
6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие
другим детям.
Карта наблюдения Стотта
7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с
другими детьми.
8. Пристает к более слабым детям.
9. Другие дети его не любят или даже не терпят.
10. Дерется несоответствующим образом (кусается, ца
рапается и пр.).
IX. Н — неугомонность
Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к рабо
те, требующей усидчивости, концентрации внимания и раз
мышления. Склонность к кратковременным и легким уси
лиям. Избегание долговременных усилий.
1. Очень неряшлив.
2. Отказывается от контактов с другими детьми таким
образом, что это для них неприятно.
3. Легко примиряется с неудачами в ручном труде.
4. В играх совершенно не владеет собой.
5. Непунктуальный, нестарательный. Часто забывает
или теряет карандаши, книги или другие предметы.
6. Неровный, безответственный в ручном труде.
7. Нестарателен в школьных занятиях.
8. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.
9. В классе не может быть внимателен или длительно на
чем-то сосредоточиться.
10. Не знает, что с собой поделать: ни на чем не может
остановиться, хотя бы ненадолго.
11. Слишком беспокоен, чтобы запоминать замечания
или указания взрослых.