VI. ТД — тревожность по отношению к детям

Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Вре­

менами она обретает форму открытой враждебности. Все

симптомы одинаково важны.

1- Играет героя, особенно когда ему делают замечание.

2. Не может удержаться, чтобы не играть перед окружа­

ющими.

3. Склонен прикидываться дурачком.

Карта наблюдения Стотта

4. Слишком смел (рискует без надобности).

5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии

с большинством. Навязывается другим; им легко

управлять.

6. Любит быть в центре внимания.

7. Играет исключительно (или почти исключительно) с

детьми старше себя.

8. Старается занять ответственный пост, но опасается,

что не справится с ним.

9. Хвастает перед другими детьми.

10. Паясничает (строит из себя шута).

11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.

12. Одевается вызывающе ( п р и ч е с к а, преувеличен­

ность в одежде, косметика — у девочек).

13. Страсть портить общественное имущество.

14. Дурацкие выходки в группе.

15. Подражает хулиганским проделкам других.

VII. А — недостаток социальной нормативности

(асоциальное™)

Неуверенность в одобрении взрослых, которая выража­

ется в различных формах негативизма. Симптомы 1—5 —

отсутствие стараний понравиться взрослым. Безразличие и

отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с

ними. Симптомы 5—9 у более старших детей могут указы­

вать на определенную степень независимости. Симптомы

10—16 — отсутствие моральной щепетильности в мелочах.

16 — считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не

имея на это права.

1. Не заинтересован в учебе.

2. Работает в школе только тогда, когда над ним стоят,

когда его заставляют работать.

3. Работает вне школы только тогда, когда его контро­

лируют или заставляют работать.

Практикум по девиантологии

4. Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе

на вопросы учителя.

5. Не застенчив, никогда не просит о помощи.

6. Никогда добровольно не берется за работу.

7. Не заинтересован в одобрении или неодобрении

взрослых.

8. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормаль­

но общается с другими людьми.

9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.

10. Списывает домашнее задание.

11. Берет чужие книги без разрешения.

12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям

игры.

13. В играх с другими детьми проявляет хитрость и не­

порядочность.

14. Нечестный игрок (играет только для личной выго­

ды, обманывает в играх).

15. Не может смотреть прямо в глаза другому.

16. Скрытен и недоверчив.

VIII. ВД — враждебность по отношению к другим детям

Враждебное отношение к другим детям — от ревнивого

соперничества до открытой враждебности.

1. Мешает другим детям в играх, посмеивается над ними,

любит их пугать.

2. Временами очень недоброжелателен по отношению

к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу

его общения.

3. Надоедает другим детям, пристает к ним.

4. Ссорится, обижает других детей.

5/ Пытается своими замечаниями создать определенные

трудности у других детей.

6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие

другим детям.

Карта наблюдения Стотта

7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с

другими детьми.

8. Пристает к более слабым детям.

9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

10. Дерется несоответствующим образом (кусается, ца­

рапается и пр.).

IX. Н — неугомонность

Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к рабо­

те, требующей усидчивости, концентрации внимания и раз­

мышления. Склонность к кратковременным и легким уси­

лиям. Избегание долговременных усилий.

1. Очень неряшлив.

2. Отказывается от контактов с другими детьми таким

образом, что это для них неприятно.

3. Легко примиряется с неудачами в ручном труде.

4. В играх совершенно не владеет собой.

5. Непунктуальный, нестарательный. Часто забывает

или теряет карандаши, книги или другие предметы.

6. Неровный, безответственный в ручном труде.

7. Нестарателен в школьных занятиях.

8. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.

9. В классе не может быть внимателен или длительно на

чем-то сосредоточиться.

10. Не знает, что с собой поделать: ни на чем не может

остановиться, хотя бы ненадолго.

11. Слишком беспокоен, чтобы запоминать замечания

или указания взрослых.

Наши рекомендации