Тесты для определения уровня позиции воспитателя по отношению к детям

Раздел 2. Основные направления и пути оптимизации предшкольной подготовки на базе дошкольного образовательного учреждения.

ЛЕКЦИЯ № 9

Тема 2.6. Педагог как субъект воспитательно-образовательного процесса с детьми предшкольного возраста. – 4 ч.

ПЛАН:

Субъект - субъектные отношения в образовательном процессе. Педагогика сотрудничества.

Стратегия педагогического взаимодействия в личностно-ориентированном пространстве.

Правила успешности общения и типичные ошибки педагогов.

4. Практическая часть:

4.1.Тренинг «Признаки актуализации различных эго-состояний.

4.2.Составить памятку для молодого воспитателя, реализующего основы предшкольного образования: «Субъект-субъектные отношения с воспитанниками»

Тестирование педагогов

ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПОЗИЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ

«Карабас - Барабас, как позиция воспитателя»

Раскрытию творческого потенциала ребенка может способствовать осознание воспитателями позиции, которую они занимают по отношению к детям. Суще­ствует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитателю удается занять позицию, способствую­щую этому развитию.

Ниже описаны семь воспитательских позиций. Шесть из них не обеспечивают полноценного разви­тия способностей, а седьмая, адекватная, воспита­тельская позиция приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка. Все по­зиции представлены через образы, что позволит чи­тателю легче понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляются воздействия на ребенка.

Карабас-Барабас.

Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следую­щие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, на­казание, наставление. Карабас не обучает, а дресси­рует, добиваясь определенного успеха: куклы овладе­вают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, некоторые убегают от него, но большин­ство не смеет и убежать. Но и те и другие в его при­сутствии не выказывают своих истинных чувств, пара­лизованные страхом перед ним.

Позиция воспитателя — Карабаса-Барабаса приво­дит, во-первых, к тому, что у детей блокируется разви­тие способностей. Вместо этого дети овладевают на­бором задаваемых воспитателем знаний, умений, на­выков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом де­ле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

Мальвина .

Благо­воспитанная девочка. Она точно знает, что сле­дует мыть руки перед едой, чистить зубы, чи­тать книжки и т. д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нор­мы, которые она считает единственно правильны­ми, Мальвина сажает не­послушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у нее отсутствует гиб кость, она не допускает иных способов поведения, ре­шения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в не­привычной, экстремальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, неспособной проявить инициативу, предложить не­стандартный выход из положения. Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизве­дению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предла­гает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивирован­ная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.

Красная Шапочка.

Ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу, не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала, и с волком поговорила, и бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.

Способ воздействия воспитателя, занявшего пози­цию Красной Шапочки, — предъявление своего на­турально-ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекатель­ность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель — Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо ре­альных предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия. Позиция воспитателя — Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и про­гнозирования собственных действий, что проявляет­ся в неорганизованности поведения и неэффектив­ных способах решения познавательных задач. У де­тей, присвоивших в качестве образца способ пове­дения Красной Шапочки, нарушается регуляция соб­ственных действий, не формируются усилия по пре­одолению сиюминутных желаний, нарушается воле­вая регуляция поведения.

Спящая красавица.

Как легко догадаться, спит Окружающая действительность для нее не существу­ет: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей краса­вицы, фактически находится вне ситуации взаимо­действия с детьми. Он предоставляет их самим себе Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку», т. е. перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциаль­ные формы поведения. Проводя ежедневно по 8—9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за тре­тье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспита­тель — Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.

Наседка.

Любит своих детей-цыплят. Сначала она! долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусып­ный контроль.

Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоя­тельно, преодолевать трудности. Знаменитый фонвизинский Недоросль, воспитанный мамашей-на­седкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики.

Снежная королева.

Обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для Кая «...эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первосте­пенной важности. Так ему казалось потому, что в гла­зу у него сидел осколок волшебного зеркала». Поце­луи Снежной королевы превратили сердце Кая в ку­сок льда. «Ледяное сердце» Кая — символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную дея­тельность. Цель Снежной королевы — власть над ми­ром, и, в частности, над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом — под­менить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает дви­гаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, кото­рое она называет «зеркалом разума — самым совер­шенным зеркалом в мире». Воспитатель, занимающий позицию Снежной коро­левы, обучает такому же движению, т. е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стре­мления сделать что-либо по собственному намере­нию. Снежная королева искусно воспитывает рабов и функционеров.

Мери Поппинс.

Весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хо­рошо воспитанная и точно представляющая, как сле­дует себя вести в разных ситуациях (как в сказоч­ных, так и в реальных). С другой стороны, Мери Поп­пинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель — Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, пресле­дуя одну-единственную цель — развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.

Наши рекомендации