Организация логопедических занятий
Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда можно проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах. В специальных школах для устранения заикания у детей целесообразно использовать не только логопедические занятия, но и уроки ручного труда, на которых также можно развивать самостоятельную речь детей по рекомендуемой системе.
Лучшей формой организации занятий с заикающимися детьми являются групповые, коллективные занятия. Такие занятия помогают преодолеть одну из самых больших сложностей для заикающихся — говорить при коллективе. Учащиеся получают возможность без конца практиковаться в разговоре друг с другом, спрашивать, отвечать, спорить, советоваться. Находясь в кругу товарищей с таким же дефектам, они не стесняются своей речи, меньше волнуются в процессе речевого общения или выполнения каких-либо заданий. В результате у детей появляется постоянная уверенность в успехе
В каждой группе не должно быть более 5 учеников, с тем чтобы каждый ребенок практиковался в речи.
Занятия по исправлению заикания с применением ручной деятельности мы рекомендуем проводить в течение всего учебного года с перерывами, совпадающими со временем школьных каникул.
В особо тяжелых случаях заикания этого времени может оказаться недостаточно. Тогда необходимо продолжить занятия в следующем учебном году. При этом нужно иметь в виду, что начинать повторные занятия следует с той формы речи, которая уже доступна ребенку. Так, например, если ученик поступил в группу для продолжения занятий по устранению заикания, хорошо владея завершающей формой речи, то его следует подключить к занятиям, когда в группе будут проходить занятия во втором периоде.
Желательно, чтобы логопедические занятия проводились с детьми в специально оборудованном для этого помещении, где можно было бы хранить все необходимые материалы и инструменты для работы.
Перед началом занятий логопед должен предложить родителям обеспечить своих детей всем необходимым для ручного труда — материалом и инструментами (ножницами, клеем, кисточками, пластилином, цветной бумагой). Все это должно храниться у логопеда и быть всегда под рукой. Остальные же нужные для занятий вещи (листья, лоскуты материи, пустые коробки из-под зубного порошка, пуговицы и прочие мелочи) дети будут приносить по просьбе логопеда накануне занятий.
Перед началом занятий логопед должен провести беседу с родителями. Нужно объяснить родителям, что в семье должно быть организовано чуткое и внимательное отношение к ребенку. Очень важно не фиксировать внимания ребенка на его дефекте. Постоянно поощряя и ободряя ребенка, надо вселить в него уверенность в том, что он может и будет хорошо говорить. К заикающемуся ребенку в семье должно быть всегда равное, спокойное и внимательное отношение.
Необходимо, чтобы у ребенка был определенный, строгий режим (своевременный и достаточный сон, здоровое и своевременное питание, прогулки на воздухе и т. п. ).
Одновременно с началом логопедических занятий необходимо ограничить речь ребенка вне занятий. Поэтому родителям следует избегать разговоров с детьми, не задавать им вопросов, стремиться занять каким-нибудь полезным делом, чтобы у детей не появлялось желания спрашивать, разговаривать.
Серьезное внимание следует уделить лечебной стороне дела. Заикающегося ребенка нужно показать врачу невропатологу, так как во многих случаях лечебное укрепление нервной системы является обязательным.
Логопед еще до начала занятий должен поговорить также с обучающим ребенка учителем. Учитель должен создать в классе здоровое отношение к заикающемуся со стороны товарищей. С началом логопедических занятий следует первое время воздержаться от устных опросов заикающегося. При этом ни в коем случае не следует говорить самому ребенку о причине такого поведения. Пусть это пройдет для него незаметно. Кроме того, необходимо помнить, что некоторые заикающиеся дети из лишне медлительны. Излишняя требовательность или строгость учителя может только ухудшить его речь.
Когда же у заикающегося ребенка появятся первые успехи, их необходимо поддерживать и учителю в классе. По договоренности с логопедом такого ученика можно начать постепенно спрашивать на некоторых уроках.
Хорошую речь во время ответов заикающегося ребенка как на логопедических занятиях, так и в классе следует постоянно поощрять, создавая у него тем самым бодрое, приподнятое настроение.
Логопедические занятия должны быть организованы так, чтобы ученики все время говорили не заикаясь. Если у ребенка во -время занятий появятся запинки в речи, это значит, что он еще плохо освоил предыдущую форму речи и новая ему пока непосильна. В этих случаях следует вернуться к более лепкой форме речи.
Учитель должен уметь быть требовательным к детям. Всякое его задание должно выполняться точно и в срок. (Дома должны проводиться упражнения по закреплению поставленных звуков и выработке навыка правильной, плавной речи. )
Логопед каждый раз напоминает детям, что дома нужно делать точно такую же поделку и называть вслух все производимые трудовые операции. Чтобы повторное изготовление поделки имело для ребенка смысл, ему нужно объяснить, что теперь он должен сделать такую же вещь для сестренки или брата, товарища, мамы или папы, для класса или логопедического кабинета.
Такие домашние замятия должны выполняться обязательно под наблюдением родителей или других старших членов семьи. При этом следует проявлять живой интерес ко всему, что делает и говорит ребенок.
Логопед должен заранее проконсультировать родителей относительно того, какие вопросы нужно при этом задавать ребенку, например: “Что ты делаешь?”, “Что ты сейчас загибаешь?”, “Что ты склеиваешь?” и т. п. Нужно предостеречь родителей от таких вопросов, - которые требуют от ребенка самостоятельных выводов, обобщений, так как при этом может снова проявиться заикание.
Строгая последовательность и систематичность в занятиях, чуткое, внимательное отношение к ребенку, тесный контакт логопеда с учителем и родителями ребенка — необходимые условия успеха.