Организация логопедических занятий
Известно, что большое значение для речевого и интеллектуального развития ребенка имеет специально организованная коррекционная работа в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Наибольшую результативность в обучении детей с вторым уровнем речевого развития можно достигнуть на занятиях с одним-двумя детьми (в первые два месяца обучения). Это объясняется тем, что дети гораздо лучше воспринимают новый материал тогда, когда он обращен непосредственно к каждому из них.
Индивидуальная форма работы в первые месяцы обучения является наиболее эффектной, если продолжительность занятий составляет 10-15 минут. Спустя 2 месяца детей целесообразно объединить в подгруппы из 2-3 человек, а время занятий увеличить до 15-20 минут.
Во втором полугодии, когда дети уже научатся активно вслушиваться в речь логопеда и выполнять его обращения, просьбы, инструкции, относящие к невербальным и вербальным заданиям, состав подгрупп может включать 4-5 человек. Это дает возможность обеспечить совместные игры и уделить внимание организации взаимоотношений детей в совместной речевой деятельности.
Учитываются общеразвивающие и коррекционные задачи. При этом ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Определяя содержание логопедических занятий, важно акцентировать внимание на предъявлении посильных требований к ребенку.
Большой интерес к занятию дети проявляют тогда, когда создаются занимательные игровые сюжеты, в которых часто они сами являются активными участниками. Следует развивать у детей познавательный интерес. Для этого можно использовать сюрпризные моменты, разные формы поощрения. Все это в совокупности помогает активизировать речевую деятельность детей. В качестве поощрения могут выступать: картинки, флажки, звездочки, крестики, различные символы; рисунки, фишки, медальоны; публичная оценка логопедом, детьми (аплодисменты), устная похвала, рукопожатие кукольного персонажа); трудовые подкрепления (раздача и сбор картинного материала, игрушек, контроль за выполнением заданий и т. д.).
Постоянно обращается внимание на соматически ослабленных детей, которые быстро устают и их работоспособность падает. Поэтому в середине занятия проводятся динамические паузы для снятия мышечного напряжения. Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика и другие приемы с речевым ритмическим сопровождением.
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
В настоящее время в отечественной логопедии используются 2 классификации:
1. Клинико- педагогическая ( медико- педагогическая);
2. Психолого- педагогическая ( педагогическая по левиной).
Согласно психолого- педагогической классификации речевые нарушения делятся на 3 группы.
1. ФФН- к этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом у которых нарушена произносительная сторона речи и особый фонематический слух (ФС).
ФС-способность различать звуки родного языка в потоке речи, в различном линейном порядке ( сон-нос), в словах – паронемах – близких по звучанию, но разных по значению ( коса- коза).
ФС ( по Эльконину)- естественный звуковой анализ.
По данным психолога Швачкина , ФС в норме формируется к 1г7м ( принеси мышку- мишку).
К ФФН относятся : дислалия, ринолалия, стертая дизартрия.
Следует не путать «ФС» и «ФВ»!!!
ФВ ( фонематическое восприятие) по Эльконину- искуственный звуковой анализ , который самостоятельно не формируется- надо учить .
ФВ-способность различать фонемы, определять звуковой состав слова.
Правильное развитие ФС и ФВ- основа безошибочного усвоения чтения и письма.
2. ОНР- речеваяч патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов речи, относящихся к звуковой и смысловой стороне ( фонетики, лексики, грамматики).
Р.Е. Левина выделила 3 уровня речевого развития
1) отсутствие общеупотребительной речи
2) начатки общеупотрбительной речи
3) развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и ФФН.
В 2000 г. Т.Б. Филичева выделила
4)-й уровень- развернутая фразовая речь с остаточными явлениями элементов лексико- грамматического и ФФН.
3. Нарушение темпоритмической стороны речи, они бывают:
1) судорожного характера- при заикании;
Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
2) несудорожного характера:
А) Тахилалия- патологически ускоренный темп речи. К тахилалии относятся:
- Баттаризм ( парафазия)- неправильное формирование фразы вследствие ускоренного темпа речи. Слова произносятся нечетко, недоговариваются.
-Полтерн ( спотыкание)- патологически ускоренный темп речи с наличием прирывистости.
Б) Брадилалия ( брадифазия)-замедленная речь, которая часто является следствием брадилогии-замедленным мышлением из-за нарушения балланса нервных процессов ( преобладание торможения над возбуждением).