Управление качеством образование в образовательном учреждении
Тема 3. Как данные мониторинга качества образования можно использовать в управлении?
§ 1. Стратегическое управление и планирование изменений с использованием данных мониторинга
Управление качеством образование в образовательном учреждении
В управлении образованием входит практика принятия решений на основе данных мониторинга, который сочетает методы аналитической статистики, независимых измерений качества результатов образования (тестовую оценку), сбор дополнительных эмпирических данных относительно планирования и реализации программ и проектов.
В тоже время все еще наибольшую сложность представляет оценочная деятельность, ориентированная на измерение и анализ социальных эффектов от развития образования.
Одним из центральных понятий анализа эффективности политики в образовании и ключевым понятием оценивания является «результат». В англоязычной практике широта его семантического пространства сужается с помощью различений понятий «результата», «результативность» и «эффективность» (Posavec, Carey 1992).
Результат рассматривается как форма конкретного эффекта от выполненной программы, проводимой политики или бюджетного процесса (outcome); как правило, под этой формой понимаются планируемые и/или не планируемые последствия действий (интервенций) – фактические результаты.
Результативность/продуктивность/эффективность в целом (performance) – «совокупность параметров, в соответствии с которыми можно дать оценку результативности/продуктивности и/или эффективности деятельности государственных или муниципальных органов» (Kuhlman 2004).
Результат в виде конкретных образовательных услуг, которые получают граждане, повышение их качества называют внешним (социальным) эффектом (output).
Экономическая эффективность (efficiency) принятых действий оценивается по «соотношению полезного результата и объема, использованных или затраченных для его получения ресурсов, что выражает степень целесообразности и рациональности произведенных расходов. Обычно выражается в показателях объема выпуска на единицу затрат» (Клищ 2004, 61).
Техническая эффективность (efficacy) – внутренняя» эффективность программы или плана действий, выражающая способность ответственных за ее проведение и реализацию государственных органов мобилизовать свои ресурсы (например, выполнить программу в назначенный срок).
Социальный эффект, с точки зрения его оценки, служит своеобразным аналогом экономического эффекта в традиционных подходах к оценке инвестиций, однако, он не всегда может рассчитываться по принципу «вложения – затраты – выгоды – прибыль», то есть его не всегда можно монетаризировать.
Нужно отметить, все современные программы развития образования (стратегические программы) строятся на принципах индикативного управления.
· Региональная программа развития образования – документ, который отражает перевод согласованной федеральной и региональной политики в образовании на модель проблемно--целевого управления. Региональные программы развития образования разрабатываются исходя из приоритетов федеральной образовательной политики и программ социально-экономического развития региона. |
Смысл перехода на индикативное планирование - повысить качество управления при бюджетировании приоритетных направлений развития образования. Данный подход в планировании преобразований требует введения в управления мониторинга образования, как составляющей принятия решений.
§ 1. Стратегическое управление и планирование изменений
Исходя из стоящих перед Россией проблем, важнейшими приоритетами реформирования образования, определенными в среднесрочной программе, являются:
· улучшение качества образования, что является важным условием повышения конкурентоспособности российской экономики;
· внедрение механизмов адресной социальной защиты населения;
· совершенствование законодательства в рамках процесса приведения социальных обязательств государства в соответствие с возможностями государственного бюджета.
Очевидно, что государство сохранило за собой две четко определенные функции:
· обеспечение возможности получения качественного образования как общественного блага, которое содействует социальному и экономическому развитию.
· обеспечение большего равенства. Эмпирический опыт различных стран мира, показывает, что традиционный компромисс между ростом и равенством не является неизбежным. Надлежащая политика в сфере образования и систем социального обеспечения может содействовать экономическому равенству, стимулируя при этом экономический рост.
Для прогноза развития образования и принятия управленческий решений важен не просто набор индикаторов, но и рекомендации по их интерпретации и анализу. Пример представления статистической информации для принятия решений разработан в рамках проекта «Паспорт городов», где статистические данные представляются в форме приемлемой для планирования развития муниципального образования.
Представление индикаторов для планирования образовательной политики и разработки программ
1.1. Демографические показатели | |||
1.1.1. | Индикатор | Прирост населения | |
Что показывает | Уровень демографического потенциала региона. Косвенно характеризует уровень жизни. | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Процентное отношение разницы между численностью постоянного населения данного периода и предыдущего периода к постоянному населению предыдущего периода. Индикатор может иметь отрицательные значения (отрицательный прирост населения). | ||
Информационная обеспеченность | Используются данные переписей населения и текущих оценок численности населения. | ||
1.1.2. | Индикатор | Рождаемость | |
Что показывает | Количество рожденных за определенный период на 1000 жителей. Характеризует демографический потенциал региона. | ||
Единицы измерения | Промилле | ||
Расчет индикатора | Количество рожденных на 1000 жителей. | ||
Информационная обеспеченность | Используются данные о количестве рожденных. | ||
1.1.3 | Индикатор | Число прибывших | |
Что показывает | Степень привлекательности жизни | ||
Единицы измерения | Промилле | ||
Расчет индикатора | Число прибывших на 1000 жителей. | ||
Информационная обеспеченность | Используются данные о количестве прибывших | ||
1.1.4. | Индикатор | Доля жителей младше ТСВ | |
Что показывает | Резервы трудовых ресурсов и нагрузку на систему образования | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Процентное отношение численности населения младше ТСВ | ||
Информационная обеспеченность | Используются статистические данные о численности населения младше ТСВ | ||
1.1.5. | Индикатор | Доля жителей в ТСВ | |
Что показывает | Характеристика трудовых ресурсов | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Процентное отношение численности населения в ТСВ | ||
Информационная обеспеченность | Используются статистические данные о численности населения в ТСВ | ||
1.1.6. | Индикатор | Доля людей с высшим образованием | |
Что показывает | Уровень образованности населения | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Процентное отношение численности населения с высшим образованием ко всему населению | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные о численности населения с высшим образованием | ||
1.2. Доходы населения | |||
1.2.1. | Индикатора | Соотношение среднего душевого дохода и прожиточного минимума | |
Что показывает | Уровень благосостояния населения | ||
Единицы измерения | Число | ||
Расчет индикатора | Отношение месячного душевого дохода к месячному прожиточному минимуму, рассчитанные в среднем за запрашиваемый период | ||
Информационная обеспеченность | Средний душевой доход либо отслеживается, либо оценивается Прожиточный минимум рассчитывается | ||
1.2.2. | Индикатор | Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума | |
Что показывает | Уровень жизни населения на основании традиционного вида доходов – заработной платы | ||
Единицы измерения | Число | ||
Расчет индикатора | Отношение средней заработной платы к месячному прожиточному минимуму, рассчитанное в среднем за запрашиваемый период | ||
Информационная обеспеченность | Средняя заработная плата – статистический показатель Прожиточный минимум рассчитывается | ||
1.2.3. | Индикатор | Доля населения, имеющего средние душевые доходы ниже прожиточного уровня | |
Что показывает | Уровень жизни населения и уровень социальной напряженности | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Процентное отношение численности населения, имевшего за определенный период средний душевой доход ниже прожиточного уровня, к общей численности населения | ||
Информационная обеспеченность | Средний душевой доход либо отслеживается, либо оценивается Прожиточный минимум рассчитывается | ||
2. Занятость | |||
2.1. | Индикатор | Прирост численности занятых | |
Что показывает | Динамику рынка занятости | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Процентное отношение разницы численности занятых за текущий и предыдущий период к численности занятых в предыдущий период | ||
Информационная обеспеченность | Сумма занятых по отдельным отраслям | ||
2.2. | Индикатор | Доля занятых в ТСВ в экономике муниципального образования | |
Что показывает | Вовлеченность населения в ТСВ в экономику образования | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Процентное отношение занятых в экономике в ТСВ ко всему населению в ТСВ | ||
Информационная обеспеченность | Данные по предприятиям | ||
2.3. | Индикатор | Доля занятых в крупнейшей отрасли | |
Что показывает | Уровень диверсификации экономики | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Процентное отношение занятых в крупнейшей отрасли ко всему занятому населению | ||
Информационная обеспеченность | Данные по предприятиям крупнейшей отрасли | ||
2.4. | Индикатор | Доля занятых на крупнейшем предприятии | |
Что показывает | Уровень монопрофильности экономики | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Процентное отношение занятых на крупнейшем предприятии ко всему занятому населению | ||
Информационная обеспеченность | Данные по крупнейшему предприятию | ||
2.5. | Индикатор | Уровень безработицы | |
Что показывает | Показывает долю населения, которое зарегистрировали на бирже труда и признали безработными от всего экономически активного населения | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Процентное отношение числа признанных безработными на бирже труда к сумме занятых и признанных безработными | ||
Информационная обеспеченность | Данные биржи труда | ||
Показатель для сравнения | Средний по России и средний по региону аналогичный показатель | ||
3. Бюджет | |||
3.1. | Индикатор | Доля расходов на образование | |
Что показывает | Характеристика структуры распределения общественных средств в соответствии со сложившейся социально-экономической ситуацией и выбранной приоритетностью расходов | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Процентное отношение расходов по статье образование ко всем расходам бюджета | ||
Информационная обеспеченность | Региональный бюджет | ||
4. Образование | |||
Индикатор | Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских дошкольных учреждениях | ||
4.1 | Что показывает | Характеризует обеспеченность детей услугами детских дошкольных учреждений (ДДУ), а также уровень развития соответствующей инфраструктуры в городе. | |
Единицы измерения | Мест на 100 детей. | ||
Расчет индикатора | Число мест в ДДУ в расчете на 100 детей в возрасте от 1 до 6 лет. | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные. | ||
4.2 | Индикатор | Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях | |
Что показывает | Характеризирует соответствии обеспеченности социальным нормативам | ||
Единицы измерения | на 100 мест приходится детей | ||
Расчет индикатора | Фактическое кол-во детей в ДДУ приходящихся на 100 мест | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
Индикатор | Охват детей 5-6 лет образованием в дошкольных учреждениях | ||
Что показывает | Характеризует решение проблемы охвата предшкольным образованием детей данной возрастной группы | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Отношение численности детей, посещающих ДДУ, и численности детей в возрасте 5-6 лет | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
4.3 | Индикатор | Обеспеченность различными видами детских дошкольных учреждений | |
Что показывает | Обеспечение возможности выбора типов и видов программ дошкольного образования населением | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Отношение числа ДДУ каждого вида к общему числу ДДУ | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
4.4 | Индикатора | Нагрузка на одного воспитателя в детских дошкольных учреждениях | |
Что показывает | Индикатор показывает реальную обеспеченность детских дошкольных учреждений (ДДУ) кадрами воспитателей. | ||
Единицы измерения | Воспитанников на 1 воспитателя. | ||
Расчет индикатора | Отношение численности воспитанников в ДДУ к численности воспитателей в них. | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
Показатель для сравнения | В Российской Федерации норматив наполнения класса общеобразовательной школы – 25 человек. | ||
4.5 | Индикатор | Обеспеченность отапливаемой площадью дошкольных образовательных учреждений | |
Что показывает | Характеризует достижение социальных норм по данному виду образования | ||
Единицы измерения | Кв.м. | ||
Расчет индикатора | Фактическая площадь на одного учащегося (воспитанника). | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
4.6 | Индикатор | Обеспеченность детей школьного возраста местами в общеобразовательных учреждениях | |
Что показывает | Характеризует наличие условий для получения образования | ||
Единицы измерения | на 1000 детей приходится мест | ||
Расчет индикатора | Отношение числа мест в ОУ к численности детей в возрасте 7-17 лет | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
4.7 | Индикатор | Обеспеченность местами детей, находящихся в общеобразовательных учреждениях | |
Что показывает | Характеризует оптимальность сети общего образования | ||
Единицы измерения | на 100 мест приходится детей | ||
Расчет индикатора | Отношение числа мест в общеобразовательных учреждениях к численности детей в них. | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
4.8 | Индикатор | Охват детей образовательными учреждениями | |
Что показывает | Характеризует доступность образования | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Отношение численности детей, посещающих ОУ, и численности детей в возрасте 7-17 | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
4.9 | Индикатор | Количество учащихся на преподавателя в дневных общеобразовательных школах | |
Что показывает | Показывает реальную обеспеченность дневных общеобразовательных школ кадрами преподавателей, оптимальность бюджетной нагрузки на ФОТ | ||
Единицы измерения | Учащихся на 1 преподавателя. | ||
Расчет индикатора | Отношение количества учащихся в дневных общеобразовательных школах к численности преподавателей в них. | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
Индикатор | Обеспеченность различными видами образовательных учреждений | ||
4.10 | Что показывает | Характеризует возможность выбора населением образовательных программ | |
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Отношение числа ОУ каждого вида к общему числу ОУ | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
4.11 | Индикатор | Доля учащихся, занимающихся во вторую и третью смену | |
Что показывает | Большое число учащихся во вторую и третью смены свидетельствует о недостаточной обеспеченности города общеобразовательными школами, что негативно влияет на качество образования. | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Процентное отношение числа учащихся во вторую и третью смену ко всему числу учащихся в дневных общеобразовательных школах. | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
4.12 | Индикатор | Обеспеченность общей отапливаемой площадью общеобразовательных учреждений | |
Что показывает | Характеризует достижение социальных норм | ||
Единицы измерения | Кв.м. | ||
Расчет индикатора | Фактическая площадь на одного учащегося | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
4.13 | Индикатор | Обеспеченность детей с ограниченными возможностями здоровья местами в образовательных учреждениях | |
Что показывает | Характеризует наличие данного вида услуги по нормативу | ||
Единицы измерения | на 100 мест приходится детей | ||
Расчет индикатора | Отношение числа мест в специализированных общеобразовательных учреждениях к численности детей в них. | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
4.14 | Индикатор | Обеспеченность отапливаемой площадью в общеобразовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья | |
Что показывает | Характеризует достижение социальных стандартов | ||
Единицы измерения | Кв.м. | ||
Расчет индикатора | Фактическая площадь на одного учащегося | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
4.15 | Индикатор | Обеспеченность учреждениями начального профессионального образования | |
Что показывает | Характеризует наличие условий для подготовки кадров для города | ||
Единицы измерения | Кол-во чел. | ||
Расчет индикатора | число обучающихся на 10 000 чел. Населения | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
4.16 | Индикатор | Обеспеченность различными видами учреждений начального профессионального образования | |
Что показывает | Характеризует соответствие подготовки рынку труда | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Отношение числа ОУ каждого вида к общему числу ОУ | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
4.17 | Индикатор | Обеспеченность отапливаемой площадью в учреждениях профессионального начального образования | |
Что показывает | Характеризует достижение социальных норм по отрасли | ||
Единицы измерения | Кв.м. | ||
Расчет индикатора | Фактическая площадь на одного учащегося | ||
Информационная обеспеченность | Данные отсутствуют. | ||
4.18 | Индикатор | Обеспеченность учреждениями среднего профессионального образования | |
Что показывает | Характеризует соответствие подготовки кадров запросам рынка труда | ||
Единицы измерения | Кол-во чел. | ||
Расчет индикатора | Число обучающихся на 10 000 чел. Населения | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
4.19 | Индикатор | Обеспеченность различными видами учреждений среднего профессионального образования | |
Что показывает | Характеризует соответствие условий для подготовки кадров рынку труда и достижение социальных норм | ||
Единицы измерения | Проценты | ||
Расчет индикатора | Отношение числа ОУ каждого вида к общему числу ОУ | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
4.20 | Индикатор | Обеспеченность отапливаемой площадью в учреждениях среднего профессионального образования | |
Что показывает | Характеризует достижение социальных стандартов | ||
Единицы измерения | Кв.м. | ||
Расчет индикатора | Фактическая площадь на одного учащегося | ||
Информационная обеспеченность | Статистические данные | ||
4.21 | Индикатор | Обеспеченность кабинетами основ информатики и вычислительной техники | |
Что показывает | Характеризует развитие информационных ресурсов образования | ||
Единицы измерения | Число компьютеров | ||
Расчет индикатора | Численность учеников на 1 компьютер | ||
Информационная обеспеченность | Отчетность | ||
Для проведения анализа развития образования выбор показателей начинается с изучения перечня возможных показателей, которые могут быть полезны для анализа и постановки новых задач.
Из показателей, представленных в списке можно составить меню показателей, которые могут быть включены в список показателей динамики развития образования. После составления перечня возможных показателей, необходимо провести оценку каждого показателя и принять решение, надо ли оставить его в списке или следует исключить.
При выборе показателей следует учесть следующие соображения:
· В перечне следует оставить показатели, соответствующие приоритетам федеральной политики развития образования и обязательствам по международному мониторингу в образовании.
· Не следует оставлять показатели, не отражающие предполагаемые проблемы развития образования в регионе и не позволяющие проследить динамику развития образования в среднесрочный период.
· Не следует оставлять показатели, которые отражают проблемы развития образования, но практически бесполезны, так как не существует возможности создать надежную и достоверную базы данных по этим показателям.
· Не следует оставлять в списке показатели, которые считаются полезными, но не являются важными, либо потому, что дублируют другие показатели, лучше поддающиеся мониторингу, либо потому, что информация, которую они содержат, не имеет большого значения для принятия решений.
· В том случае если показатель важен для анализа воздействия программы на развитие образования, но по нему нет информации, в предполагаемую форму отчетности следует включать пустой столбец, чтобы показать важность недостающей информации и необходимость ее восполнить.
На приведенной ниже блок-схеме графически представлен процесс выбора показателей развития образования, описанный выше. После анализа всего списка показателей, должно быть составлено четкое представление о том, какие переменные необходимо включить в таблицы баз для анализа динамики развития образования.