Социальная адаптация средствами туризма.
Советская школа в свое время видела в детском туризме мощное средство идеологического воспитания школьников и не без успеха использовала его возможности. В нынешней ситуации размытости идейных ориентиров и идеологической неразберихи воспитание патриотизма и гражданской позиции школьников стоит как никогда остро. Очевидно, что человек не может любить то, чего не знает, и беречь и защищать то, чего не любит. Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой Родины пробуждает желание внести и свою лепту в ее развитие и процветание, т.е. закладывает основы деятельного патриотизма.
Участие в походах, экскурсиях, экспедициях позволяет учащимся познакомиться с прошлым и настоящим разных народов, их национальными традициями. Непосредственное знакомство с бытом, обычаями, историей, культурными особенностями разных народов нашей многонациональной страны — действенное средство сближения народов, предотвращения межнациональных конфликтов.
Не менее важен и другой аспект становления молодых граждан. В настоящее время наблюдается негативное отношение большой части молодежи к службе в армии. Но с окончанием эпохи «холодной войны» и переходом к политике мирного сосуществования государств отнюдь не исчезла необходимость укрепления обороноспособности страны и защиты ее границ. Кроме того, существует серьезная опасность терроризма и техногенных катастроф. Молодежь необходимо учить грамотно действовать в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности, обеспечивать укрытие в непогоду, преодолевать естественные препятствия, выживать в природной среде. Все эти жизненно необходимые знания и навыки юные туристы получают в походах, на соревнованиях по поисково-спасательным работам и «Школы выживания». Юношей, прошедших такую подготовку, не страшит служба в вооруженных силах.
В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопление положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Прежде всего, это качества, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме - коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.
Важным преимуществом активных форм туристско-краеведческой деятельности является преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой применения их в условиях общежития. Не умаляя значение формирования этических, нравственных и прочих, связанных с нормами поведения, знаний, необходимых для выработки личностных качеств, следует признать, что только возможность практически следовать им является необходимым, действенным, наиболее важным компонентом воспитания. В туристском походе устраняется разрыв между идейно- нравственными представлениями и практикой поведения, формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как эта деятельность сопровождается должным воспитательным воздействием, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности.
Педагогическая теория знает, как важен для воспитания ума и характера собственный опыт. Но очень часто педагогическая практика не хочет рисковать своим реноме. Для нее спокойные формы работы, не требующие лишних хлопот и риска, предпочтительнее, и она оставляет приоритет за словесным методом воспитания детей. Хоть и не мала воспитательная роль бесед и фильмов, уроков мужества и встреч с интересными людьми, утренников и вечеров, они не дают, не могут дать желаемых результатов, ибо здесь все словесно, книжно и не подкреплено собственным опытом самодействия. Здесь каждая мысль, хоть и облеченная в эмоциональную форму, дается воспитуемым в готовом виде, а не зарождается в них самих в процессе личного опыта. Воспитывая патриотизм, смелость и мужество только таким образом, мы можем получить обратный результат, когда по выражению А.С.Макаренко «... вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг только объект для глазения».
Туристский поход позволяет каждого участника поставить в уникальные, с точки зрения воспитания, условия, когда абстрактные идеи норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обусловленную реальность. В условиях туристского похода, особенно многодневного, деятельность каждого члена туристской группы тесно переплетена и взаимообусловлена деятельностью, поступками других членов группы и группы в целом. Здесь естественным путем возникает очень важная для педагогов обстановка — ответственная взаимозависимость. Подросток учится соотносить свои поступки, удовлетворение потребностей с благополучием своих товарищей. Так понимание элементарных общечеловеческих правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков. Личность ребенка обогащается пониманием себя как конкретного человека, способного своими действиями причинить другим людям радость или несчастье. Безусловно, этому ребенка учат с детства, но, к сожалению, семья и школа не создают условия для эмоционального восприятия своей причастности к другому человеку.
Современные школьники постоянно находятся в положении опекаемых, многие из них освобождены от домашних обязанностей, не знают стоимости продуктов, не имеют понятия о том, как сварить макароны, не держали молотка в руках. Иногда в походе Нальчик не знает, что у него в рюкзаке, потому что собирала его мама, к сожалению, весьма распространено мнение, что чем сытнее, чем беззаботнее жизнь человека, тем лучше для него. А наукой доказано обратное: для полноценного развития человеку обязательно необходим дефицит жизненных благ, некоторая некомфортность условий жизни.
(Курилова В.И. 1988). Необходимость возникает только в ситуации высокого напряжения между потребностями и возможностями, в ситуации лишений. Вот здесь-то и возникает то ценное для педагогики положение, когда человеку(надо (очень надо!), но, чтобы удовлетворить потребность, он должен поработать. В трудных условиях походной жизни, в ситуации лишений привычного комфорта труд становится единственным средством удовлетворения многочисленных «надо». Когда надо, необходимо, человек берется и делает (не зря говорят: «Нужда научит»). Сначала, понятно, не все получается, но с каждым разом - все лучше и лучше. И труд постепенно становится не печальной необходимостью, а радостной потребностью. Только в таких условиях можно воспитать в человеке глубокое уважение к своему и чуткому труду и столь же глубокое неуважение к лени, тунеядству, халтуре. К сожалению, к туризму издавна прилипла этикетка - «лучший отдых», и в сознании многих людей он никак не связывается с проблемой трудового воспитания (ведь отдых - антипод труда). А между тем детский самодеятельный туризм - великолепное, чудодейственное средство воспитания основы основ - трудолюбия. В конце концов, не так важно, какую профессию изберет для себя молодой человек; важно в первую очередь, чтобы он не чурался никакого труда, умел и любил трудиться и стал достойным гражданином своей страны.
Уже только одна организационно-хозяйственная деятельность туристов по подготовке и проведению похода содержит в себе огромный педагогический потенциал в привитии трудовых навыков, в социальной адаптации. А ведь есть еще и другая деятельность - краеведческая, познавательная, в процессе которой также весьма успешно решаются многие вопросы подготовки школьников к труду.
Отправившись в поход, дети фактически вступают в не новое социально-экономическое образование - временное сообщество семейного типа, у которого большое и сложное хозяйство. Здесь каждый быстро уясняет: чтобы жить, надо работать. И здесь результаты труда не растворяются в каком-то абстрактном понятии ~ «для пользы общества», они нужны конкретному Сереже, конкретной Тане. По сути, это коллектив по производству собственных жизненных благ, но не ради самих благ, а во имя достижения общих целей, добровольно поставленных перед собой.
Мир открывается ребенку во всем многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих знаний, своего житейского опыта принимать решения и нести за них ответственность, т.е. при условии самоуправления той деятельностью, в которую он вовлечен. Известный русский деятель народного образования В.П. Вахтеров еще в начале XX века вывел четкую формулу: «Ученик развивается, когда он сам действует. И думает, и чувствует, и действует. Выньте отсюда хоть одно звено, и развитие исчезнет, а начнется вырождение». Это подтверждается в наши дни: инфантильность, безответственность, узость мышления. А в свободной, нерегламентированной деятельности - бездумное разрушительство, хулиганство, жестокость. Много в этом и непосредственной вины школы.
Функция творит орган. Авторитарная школа, подавляя инициативу детей, не давая им упражняться в самостоятельном решении жизненных вопросов, переживать радость интеллектуального творчества и сознавать ответственность за свои решения, не развила в них этот «решительный» орган, воспитала поколения пассивных, равнодушных исполнителей, не способных продуцировать идеи. Уже много десятилетий циркулируют в народе поговорки типа: «Меня это не колышет», «Не высовывайся», «Начальству виднее», «Инициатива наказуема», «Моя хата с краю...» и т.п. Эти поговорки - языковые симптомы духовной болезни нашего общества. И не случайно наша страна славится тем, что в многочисленных управленческих учреждениях у нас невозможно решить даже самые простые вопросы, все решает только одно лицо - Начальник, до которого не добраться. Остальные не приучены и не хотят ничего решать.
Человек должен каждодневно тренировать не только тело, руки, но и голову - решением реальных жизненных проблем. И он должен каждодневно тренировать душу радостью труда, и не только собственноручного, но и «собственноголового».
Право решать - обязывающее право. Каждое решение влечет за собой ответственность, принимающий решение понимает, что всегда есть вероятность ошибки. И человек приучается к самоконтролю, к взвешенности, к проверке идей практикой. При правильной организации работы каждый член походного коллектива отвечает за определенный участок жизнеобеспечения группы и выполнения экспедиционного задания, при этом практически каждый имеет и свои ежедневные «дежурные» обязанности. Таким образом, каждый участник похода находится в сложной системе ответственных отношений. Человек познается до конца в трудную минуту, в час лишений. Но эта минута, этот момент - лишь начало чего-то нового. Этот час испытания - этап в развитии человека. В этот момент он обстоятельствами создается - кристаллизуется, шлифуется, развивается в ту или другую сторону. И это особенно справедливо по отношению к маленькому человеку — ребенку, подростку.
Когда в многодневном походе группа уходит далеко от обжитых мест, приходит понимание, что теперь можно надеяться только на себя и на своих спутников. Это сознание роднит ребят, учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и бережливость. Детскую беззаботность как рукой снимает, рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям. И здесь следует указать на такую немаловажную деталь, как возможность в условиях похода, туристского лагеря своевременно диагностировать отклонения в развитии личности. Этому способствует пребывание подростка в атмосфере взаимодоверия и взаимопонимания, причем не в течение 40-45 минут урока или двух часов какого-либо мероприятия, а в течение длительного времени - от 4-8 часов (однодневный поход) до нескольких дней и недель (в условиях туристского путешествия или многодневного полевого лагеря), что, безусловно, позволяет разработать и легче осуществить подходящую для каждого конкретного случая коррекцию поведения и развития ребенка.
Туристско-краеведческая деятельность является действенным профилактическим средством девиантного поведения учащихся, которое в сегодняшних социально-экономических условиях России проявляется в массовых явлениях наркомании и токсикомании, алкоголизма. Охота к перемене мест, романтика дальних дорог, зачастую стимулирующие бродяжничество детей и подростков со всеми вытекающими последствиями, педагогически правильно используемые, находят удовлетворение в активных занятиях туризмом.