Сущность основных понятий модуля 4 страница

43. Перевоспитание – система воспитательного воздействия на воспитанников с нравственным и правовым отклоняющимся девиантным поведением с целью его устранения и исправления личности воспитанника.

44. Поведение – образ жизни и действий. Форма взаимодействия человека с окружающей средой, опосредованная его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение проявляется в действиях и поступках, привычках, обычаях.

45. Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. С. выполняет важнейшие общественные и социальные функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д.

46. Социализация – процесс становления личности в системе социальных норм и ценностей, на основе которых формируются её качества.

Модуль 4

Управление образованием

1. Под управлением понимается деятельность, направленная на …

a) централизацию и систематизацию социальных процессов;

b) контроль за выполнением распоряжений администрации;

c) организацию и руководство производством;

d) выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления, анализ и подведение итогов.

e) всеобщего образования.

2. Целью процедуры аттестации учителя является …

a) определение срока преподавательской деятельности;

b) стимулирование роста квалификации и профессионализма учителя;

c) присвоение квалификационной категории и разрядов в соответствии с уровнем профессионализма;

d) определение разрядов для оплаты труда в соответствии с единой тарифной сеткой.

3. Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, – это …

a) программа деятельности образовательного учреждения;

b) концепция развития школы;

c) устав образовательного учреждения;

d) типовое положение об образовательном учреждении.

4. Документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности – это …

a) рабочий учебный план;

b) образовательная программа;

c) учебник;

d) авторская программа.

5. Законодательство РФ устанавливает минимальный возраст приёма на работу … лет.

a) 16;

b) 15;

c) 12;

d) 14.

6. Методы управления, базирующиеся на власти, дисциплине и взыскании, относятся к … методам.

a) психологическим;

b) административным;

c) социологическим;

d) экономическим.

7. Уровень обученности и подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению подготовки или специальности называется…

a) профессией;

b) квалификацией;

c) конкурентноспособностью;

d) специальностью.

8. По уровню развития различают группы…

a) корпорации;

b) группы членства;

c) референтные;

d) ассоциации;

e) диффузные.

9. В классификацию образовательных учреждений по организационно-правовым формам не входят…

a) негосударственные;

b) военные;

c) государственные;

d) муниципальные.

10. Внешнее управление школой осуществляется…

a) директором школы;

b) органами управления образованием города (района);

c) органами управления образованием субъекта РФ;

d) попечительским советом.

11. Детализацией простого плана является … план

a) сложный;

b) комбинированный;

c) смешанный;

d) уточненный.

12. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации педагогических работников не может осуществлять ...

a) педагогический совет школы;

b) орган управления образованием субъектов Российской Федерации;

c) муниципальный орган управления образованием;

d) Министерство образования Российской Федерации.

13. Количество категорий, установленных в соответствии с квалификационными требованиями, составляет …

a) 1;

b) 7;

c) 3;

d) 9.

14. К структурным компонентам управленческого цикла не относится …

a) определение цели деятельности;

b) осуществление деятельности и ее корректировка;

c) поощрение лучших исполнителей;

d) анализ состояния педагогической системы.

15. К объектам педагогического управления НЕ относится

a) ученик;

b) результат обучения;

c) класс.

16. К нормотворческим полномочиям образовательного учреждения относятся…

a) разработка устава и правил внутреннего распорядка;

b) самостоятельное формирование контингента учащихся;

c) проведение текущего контроля успеваемости;

d) привлечение дополнительных источников финансирования.

17. Лицам, не завершившим среднее (полное) общее образование, общеобразовательным учреждением выдаются…

a) направления в вечернюю школу;

b) справки установленного образца;

c) направления в коррекционные образовательные учреждения;

d) рекомендательные письма для руководителей местных промышленных предприятий.

18. Минимум содержания основных образовательных программ и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся зафиксированы в …

a) перспективном плане развития образования;

b) учебном плане;

c) типовой учебной программе;

d) Федеральном государственном образовательном стандарте.

19. Нововведения, разрабатываемые и проводимые работниками и организациями системы образования, называются педагогическим(-и)

a) мастерством;

b) реформами;

c) опытом;

d) инновациями.

20. Предмет теории управления как отрасли научного знания – это...

a) закономерности управленческой деятельности;

b) методы управления;

c) сеть образовательных учреждений;

d) педагогический процесс.

21. Процесс многоступенчатого изучения педагогических явлений с разных позиций – эта функция …

a) целеполагания;

b) моделирования;

c) управления персоналом;

d) педагогического анализа.

22. Педагогическими инновациями не являются изменения в …

a) штате обслуживающего персонала школы;

b) содержании образования;

c) методах общения;

d) отношениях «учитель - ученик».

23. Основной целью создания различных типов образовательных учреждений является ...

a) возрождение интеллектуального и духовного потенциала общества;

b) регламентация учебного процесса;

c) создание единого образовательного пространства;

d) обеспечение взаимосвязи теории и практики.

24. Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность общеобразовательного учреждения, являются ...

a) распоряжения администрации школы и решения методических объединений;

b) базисный учебный план, Устав образовательного учреждения;

c) типовое положение об образовательном учреждении, Устав общеобразовательного учреждения;

d) типовое положение об общеобразовательном учреждении, базисный учебный план.

25. Образовательное учреждение имеет право вести образовательную деятельность с момента …

a) аттестации;

b) регистрации;

c) получения лицензии;

d) аккредитации.

26. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в сфере образования является …

a) Закон Российской Федерации «Об образовании»;

b) Конституция Российской федерации;

c) локальный нормативный документ;

d) Федеральная целевая программа развития образования.

27. Согласно «Всеобщей Декларации прав человека» к элементарным правам личности не относится право на …

a) труд;

b) свободу;

c) личную неприкосновенность;

d) жизнь.

28. Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с ...

a) приказом руководителя;

b) Уставом образовательного учреждения;

c) трудовым договором;

d) желаниями учащихся.

29. Становление личностное и становление статусное – две составляющие …

a) профессиональной деятельности;

b) профессионального становления;

c) педагогического общения;

d) педагогического самосознания.

30. Свойственные учебному заведению цели, задачи, содержание и организация учебно-воспитательного процесса, характеризуют…

a) качество образования;

b) уровень образования;

c) инновационные процессы;

d) тип школы.

31. Совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными процессами определяется как …

a) менеджмент;

b) интеграция;

c) маркетинг;

d) манипуляция.

32. Учебные коллективы выделяют по такому основанию, как …

a) содержание деятельности;

b) длительность функционирования;

c) сложность структуры;

d) условия функционирования.

33. Формами и средствами общения в менеджменте являются…

a) собрания;

b) беседы;

c) уроки;

d) классные часы.

34. Форма совместной работы педагогов, объединяющая их по характеру преподаваемого предмета, называется…

a) педагогическим советом;

b) исследовательским коллективом;

c) методическим объединением;

d) педагогическим консилиумом.

35. Комплексная оценка уровня квалификации педагогического профессионализма работников образовательного учреждения – это ...

a) аттестация;

b) сертификация;

c) аккредитация;

d) диагностика.

36. Система планирования, организации и руководства деятельностью школы, осуществляемая в единстве и взаимосвязи внутренней и внешней сторон управления, называется …

a) структурой педагогической деятельности;

b) управлением школой;

c) тематическим планированием;

d) календарным планом.

Ключ:1d,e; 2b,c,d; 3c; 4b; 5d; 6b; 7b; 8a,e; 9b; 10b; 11d; 12a; 13c; 14c; 15b; 16a; 17b; 18d; 19d; 20a; 21d; 22a; 23a; 24c; 25a; 26a; 27a; 28b; 29b; 30d; 31a; 32a; 33a,b; 34c; 35a; 36b.

Сущность основных понятий

Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одно­го аспекта урока, например использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся.

Аттестация образовательного учреждения– установление соответствующего содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственного образовательного стандарта.

Бизнес-образование– образование, имеющее целью подготовку человека к карьере в сфере коммерции или промышленного производства.

Годовой план охватывает время работы школы на весь учеб­ный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в течение текущего учебного года и прохо­дит несколько этапов. На первом этапе (первая учебная четверть) директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности. На втором эта­пе (вторая учебная четверть) под руководством директора школы создается инициативная группа для разработки и корректировки структуры проекта плана, определяются источники и формы сбо­ра необходимой информации. На третьем этапе (третья учебная четверть) анализируется получаемая информация, проводятся отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект плана. На пер­вом заседании совета школы в новом учебном году план работы школы утверждается.

Директор образовательного учреждения– педагогический работник, в задачи которого входит: непосредственное управление образовательным учреждением в соответствии с лицензией, уставом и свидетельством об аккредитации.

Дистанционное обучение–обучение, основанное на совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.

Договор–соглашение двух или нескольких (физических или юридических) лиц об установлении, изменении или прекращении каких-либо прав и обязанностей.

Документ об образовании–документ, закрепляющий право индивида на определенный социальный статус (в виде установленных образцов справки, диплома, свидетельства и т.д.)

Дополнительное образование – составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ.

Допрофессиональная подготовка–профессиональная ориентация на конкретную профессию и подготовка к ней в стенах школы; включающая самооценку учащимися своих реальных способностей и возможностей в ее постижении, способности осуществить свое стремление к получению профессионального образования и самореализовать себя как личность в выбранном жизненном пути.

Доступность обучения – дидактический принцип, предполагающий учёт уровня подготовки учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей при разработке программ, учебников и методов обучения.

Изучение документов–метод получения первичной информации на ранних стадиях исследования для предварительного знакомства с объектом.

Инновации в образовании – нововведения, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности системы образования. Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

Итоговый анализ проводится по завершении учебной четвер­ти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа скла­дывается из данных параметрического и тематического анализа, четвертных и полугодовых контрольных работ, данных официаль­ных отчетов, справок, составляемых учителями, классными ру­ководителями, представителями администрации школы, обще­ственных организаций.

Качество образования– комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду в зависимости от его интересов и возможности получать полноценное, непрерывное образование соответствующего уровня в очной, заочной или дистанционной форме.

Классно-обобщающая форма контроляприменима при изу­чении совокупности факторов, влияющих на формирование класс­ного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности, предметом изучения в данном случае выступают деятельность учи­телей, работающих в одном классе, система их работы по индиви­дуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и по­знавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др.

Комплексно-обобщающая форма контроляиспользуется при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учеб­ных предметов, работы нескольких учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

Менеджмент –форма управления предприятием, учреждением в условиях рыночной экономики с целью достижения высокой эффективности.

Мониторинг в образовании–это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития. Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания, умения, компетенции и т.д.

Параметрический анализ направлен на изучение ежеднев­ной информации о ходе и результатах образовательного процес­са, на выявление причин, нарушающих его. Как правило, поитогам параметрического анализа вносятся поправки и измене­ния в ходе регулирования целостного педагогического процес­са. Предметом параметрического анализа является изучение
текущей успеваемости, состояние дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, посещаемость уроков и внек­лассных занятий, санитарное состояние школы, соблюдение расписания занятий.

Педагогический ана­лиз воспитательного дела (вариант):

– анализ цели воспитательного дела;

– анализ темы воспитательного дела, формы его проведения, определение места данного мероприятия в системе воспи­тательной работы класса, школы;

– оценка места проведения воспитательного дела, оформле­ния аудитории, состояния и качества использованного обо­рудования;

– анализ каждого этапа проведения воспитательного дела (до­стижение воспитательной задачи этапа, соответствие содер­жания поставленной задаче этапа, оптимальность исполь­зования методов, анализ результатов этапа);

– анализ влияния воспитательного дела на индивидуальное развитие личности школьника, на развитие детского кол­лектива, его самоуправление;

– оценка деятельности учителя, классного руководителя, уровень его педагогического мастерства: компетентность и профессионализм воспитателя в управлении воспита­тельным процессом; авторитет, педагогический такт, фор­мы сотрудничества;

– недостатки в проведении воспитательного дела, их причины;

– рекомендации, советы классному руководителю, учителю, воспитателю по совершенствованию воспитательного про­цесса.

Педагогический процесс – это организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии

Педагогические совет школы создается в соответствии с Вре­менным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации. Состав, структура и содержание его деятельности определяются Уставом школы. Ра­ботой педагогического совета руководит председатель, избираемый коллективом педагогических работников. Деятельность совета школы и педагогического совета не дублируется, но они дополня­ют друг друга. Педагогический совет – это совет профессионалов, работающих в одном педагогическом коллективе, он призван ре­шать вопросы, связанные непосредственно с организацией учеб­но-воспитательного процесса, определением путей его совершен­ствования. Деятельность педагогического совета направлена на ре­шение следующих задач:

– обсуждение, оценка и отбор учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, соответствующих требовани­ям государственных стандартов, и внедрение форм и методов

– учебно-воспитательного процесса, определение способов их реализации;

– обсуждение работы коллектива школы по выполнению пер­спективных годовых, текущих планов, обсуждение каче­ства учебно-воспитательной работы;

– организация работы по повышению квалификации учите­лей, воспитателей, развитию творческой активности, фор­мированию инновационной среды в педагогическом кол­лективе, по изучению, обобщению и распространению пе­редового педагогического опыта;

– проведение аттестации педагогических работников с уче­том мнения учителей, учащихся, родителей, внесение пред­ложений по совершенствованию технологии аттестации, ходатайство перед органами управления образованием о присвоении категорий, званий, разрядов;

– рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на ста­жировку, на курсы повышения квалификации, в аспиран­туру, представление лучших учителей к различным фор­мам морального и материального поощрения;

– определение основных направлений взаимодействия шко­лы с научно-исследовательскими учреждениями и учебны­ми заведениями, государственными и общественными орга­низациями, творческими союзами; организация опытно-экспериментальной работы, создание в структуре школы методических служб, центров.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельно­го учителя, классного руководителя, воспитателя и может быть те­матическим, фронтальным. Работа коллектива педагогов склады­вается из работы его отдельных членов, поэтому персональный кон­троль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимула в его профессиональном становлении. К сожалению, не исключе­ны случаи, когда результаты такого контроля и последующего ана­лиза свидетельствуют о профессионально-педагогической некомпе­тентности, об отсутствии роста, а иногда и о профессиональной не­пригодности.

Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может иметь сле­дующий вид:

1. Задачи школы на планируемый срок.

2. Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов.

3. Перспективы обновления образовательного процесса, вне­дрение педагогических инноваций.

4. Потребность школы в педагогических кадрах.

5. Повышение квалификации педагогических кадров через различные формы (ИУУ, курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе).

6. Развитие материально-технической базы и учебно-методи­ческого оснащения школы (строительные работы, приобретение средств ЭВТ и информатики, наглядных пособий, пополнение книжного фонда библиотеки, обновление оборудования и оформ­ление кабинетов).

7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.

Предметно-обобщающая форма контроляиспользуется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподава­ния отдельного предмета в одном классе, или в параллели клас­сов, или в целом по школе. Для проведения такого контроля при­влекаются как представители администрации школы, так и пред­ставители методических объединений школы.

Прогноз – научное предсказание хода или результатов каких-либо событий, процессов.

Развернутый педагогический анализ урока предполагает де­тальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого: определение воспитательных, дидактических, психологи­ческих, санитарно-гигиенических требований к уроку. Разверну­тый анализ урока проводится при посещении уроков начинающих учителей, учителей, испытывающих серьезные затруднения в ра­боте с планом, учителей, чей опыт является предметом специаль­ного изучения для обобщения и распространения.

Руководство– наиболее эффективный вид управления людьми и коллективами, при котором субъект управления и объект управления взаимодействуют в сознательном стремлении к единой цели. Основные стили руководства: автократический и демократический.

Управление вузовским учебно-воспитательным процессом– планомерное воздействие на его содержание, структуру и предпосылки эффективности с целью теоретической и практической подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям.

Управление образованием–междисциплинарная область, в которой рассматриваются теория и практика управления системой образования на региональном и муниципальном уровнях, организация и методы управления различными типами и видами образовательных учреждений, проблемы руководства педагогическим коллективом, организация и методы анализа деятельности в управлении школой, основы и методы управления инновационными процессами.

Текущий план составляется на учебную четверть, он являет­ся конкретизацией общешкольного годового плана. Таким обра­зом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского кол­лективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчи­вых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результа­тах относительно самостоятельных компонентов педагогического процесса. В основе тематического анализа в большей мере прояв­ляется системный подход к изучению урочной и внеурочной дея­тельности. Предметом тематического анализа выступает система уроков, система вне­классной работы.

Тематически-обобщающая форма контроляимеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных клас­сов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного про­цесса. Например, использование краеведческого материала в про­цессе обучения, или развитие познавательных интересов учащих­ся, или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педаго­гического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следо­вательно, содержание тематического контроля составляют различ­ные направления педагогического процесса, частные вопросы, вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объеди­нения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большо­го количества участвующих в проверке при фронтальном контроле этот вид целесообразно, как показывает практика, использовать не более 2 – 3 раз в учебном году. При фронтальном контроле деятель­ности отдельного учителя, например проведении аттестации изуча­ются все направления его работы – учебной воспитательной обще­ственно-педагогической, управленческой. При фронтальном конт­роле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учерждения: всеобуч, организация образователь­ного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная де­ятельность и др.

Цель управленческой деятельнос­ти – это начало, которое определяет общее направление, содер­жание, формы и методы работы.

Целенаправленность понимается как определенная целевая установка, как учет прошлого опыта работы школы, развивающий и углубляю­щий основные направления работы педагогического и ученичес­кого коллективов.

Модуль 5

Наши рекомендации