Сущность основных понятий

1. Беседа – метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на вопросы, предусмотренные программой исследования.

2. Взаимодействие – это реальная связь между людьми в коллективах и социальных группах, возникающая в ходе совместной деятельности. Оно охватывает круг явлений, обуславливающих деловую интеграцию членов коллектива, согласование их активности и делающих коллектив единым целым.

3. Гипотеза – мысленное воплощение замысла, предположение о способах, процессе, механизмах преобразований, обеспечивающих более эффективный образовательный процесс, предположительные ответы на поставленные в исследовании задачи и вопросы. Носит вероятностный характер и подлежит проверке; при подтверждении может стать основой концепции или теории.

4. Деловая игра – соревнование или состязание между участниками, которое моделирует систему отношений (предметно-социального содержания), характерную для данного вида профессиональной практики; таким образом проигрываются различные ситуации и необходимые в этих случаях действия.

5. Деятельность – человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности.

6. Диагностика (педагогическая)– процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в развитии, общении, а также эффективности функционирования и развития систем, технологий, методик, педагогических проектов.

7. Диалог – форма устной или письменной речи, разговор двух или нескольких лиц. Существует как самостоятельный публицистический и философский жанр.

8. Диалог культур (межкультурный диалог) – процесс общения и взаимодействия, осуществляемый между представителями различных культур или культурных сообществ.

9. Дифференциация образования – обеспечение многообразия образовательных учреждений и права учащегося на выбор образования, на его индивидуализацию и личностную ориентированность, на выбор индивидуальных образовательных траекторий для удовлетворения интересов, склонностей и способностей личности, что требует максимального разнообразия образовательных условий и педагогических подходов, опирается на многообразие учебных заведений, программ, учебников, учебных пособий, в том числе и разноуровневых, обеспечивает создание рынка образовательных товаров и услуг.

10. Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанный в аудитории.

11. Имитационная игра – игра, в основу которой заложена возможность применения имеющихся знаний, приобретение умения или освоения определенного объема сведений в их действенном, операциональном воплощении. Различают игры-упражнения, игры-иллюстрации, игры с совместным принятием решений в сложном социальном контексте, имитационные игры с усиленным ролевым компонентом и др.

12. Индивидуализация образования – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся в рамках общих задач и содержания обучения. Индивидуализация обучения может осуществляться через индивидуальные и групповые задания, широкие возможности открываются в связи с использованием в процессе обучения компьютерной техники.

13. Индивидуальность - неповторимое своеобразие психических и физических свойств и качеств человека, его поведения и других присущих только ему особенностей, отличающих его от других людей.

14. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая позицию ученика как субъекта выбора, субъекта разработки, субъекта реализации образовательной программы при осуществлении учителем педагогической поддержки по самоопределению и самореализации.

15. Критерий – мерило оценки, признак, правило, на основании которого производится выбор после измерения, оценка научной и практической деятельности.

16. Личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

17. Личностные образовательные достижения учащихся – 1) решенная личностно значимая проблема; 2) достижения школьников в образовательном процессе, складывающиеся из следующих компонентов: академическая успеваемость, фонд умений (в первую очередь – коммуникативные), познавательная творческая активность и личные социальные достижения внутри и вне школы, зафиксированные каким-либо документом.

18. Личностный смысл образования – это смысл учебной деятельности, которым руководствуется учащийся. Его значение является средством связи человека с реальностью, то смысл связывает его с реальностью собственной индивидуальной жизни в этом мире.

19. Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

20. Метод в педагогике – способ познания педагогических явлений, процессов и закономерностей и их практического осуществления.

21. Метод дискуссии – коллективное обсуждение какого-либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В педагогическом процессе выступает одним из методов активного обучения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т.п.

22. Метод исследования – способ, неотъемлемая часть любого исследования, кратчайший путь, определяющий ход и результативность исследования, формы организации работы, общую методологическую ориентацию автора. В философском смысле под методом понимаются научные теории, проверенные практикой.

23. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, обладающих субъективной новизной и имеющих практическую значимость. Метод возник во второй половине XIX века в США, в 20-х гг. XX века получил распространение в советской школе. В настоящеё время широко активно используется как способ творческого саморазвития личности во всём мире.

24. Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения.

25. Наблюдение – целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем воспитательных процессов или явлений. Позволяет получать данные, необходимые для дальнейших теоретических построений и их последующей проверки на опыте.

26. Навык – действие, доведенное до автоматизма, которое формируется путем многократного повторения.

27. Обучение – особая коллективная социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования.

28. Педагогическое мастерство – совокупность определённых качеств личности учителя, которые обусловлены высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, позволяют ему оптимально решать педагогические задачи, бережно относиться к личности ребёнка. Элементы педагогического мастерства: гуманистическая направленность, профессиональное знание, педагогические способности, педагогическая техника.

29. Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

30. Учитель – профессия и должность в системе общего образования, выполняющий особые социальные функции, состоящие в обучении, воспитании и развитии учащихся, содействии им в социализации.

31. Форма организации обучения – исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения (например – коллективная, групповая, индивидуальная; очная, очно-заочная, заочная, экстернат и дистанционная и др. классификации форм организации обучения).

Модуль 3

Воспитание

1. Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются … воспитания

a) движущими силами;

b) условиями;

c) ценностями;

d) закономерностями.

2. Воспитание – это…

a) воздействие на личность общества в целом;

b) целенаправленная деятельность по формированию у детей качеств личности;

c) результат усвоения профессиональных знаний, умений, навыков;

d) развитие представленной человека о мире;

e) процесс и результат воспитательной работы.

3. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова выделяют такие этапы развития воспитательной системы, как…

a) обновление и перестройка;

b) становление;

c) подготовка;

d) коррекция;

e) стабильное развитие и его завершение.

4. В зависимости от количества охватываемых процессом воспитания детей выделяют такие формы воспитания, как….

a) индивидуальная;

b) бригадная;

c) парная;

d) коллективная;

e) групповая.

5. Понятие «воспитательная система» было обосновано в трудах…

a) Л.И. Новиковой и Н.Л. Селивановой;

b) В.А. Караковского и И.Я. Лернера;

c) В.А.Сухомлинского и М.М. Шульмана;

d) А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

6. Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются …

a) достижение воспитательных целей;

b) внешнее выражение процесса воспитания;

c) взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников;

d) способ воспитания;

e) «инструментарий» воспитания.

7. Требования к деятельности, являющиеся руководством в практике воспитания, составляют … воспитания.

a) принципы;

b) нормы;

c) идеи;

d) направления.

8. Направлениями социального воспитания являются…

a) индивидуальная помощь ребенку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников);

b) формирование социального сознания и поведения ребёнка;

c) удовлетворении потребностей человека в антисоциальных формах;

d) репутация программ, противостоящим фундаментальным принципам, ценностям общества.

9. Коллектив имеет…

a) структуру межличностных предпочтений;

b) коммуникативную и функциональную структуру;

c) управленческую структуру;

d) композиционную структуру;

e) организационную структуру.

10. Среди характеристик благоприятного социально-психологического климата коллектива выделяют…

a) разнообразие событий, ситуаций;

b) соревновательность;

c) созидательную активность;

d) оптимизм, радостную перспективу;

e) защищенность, отсутствие агрессии.

11. Наиболее распространены классификации групп по …

a) непосредственности взаимосвязей;

b) степени группового влияния;

c) размеру;

d) общественному статусу;

e) уровню обученности.

12. Традиционные концепции (эволюционно-биологическая, психологическая) происхождение воспитания объясняют …

a) появлением человеческого общества;

b) наличием рассудка;

c) инстинктивной заботой родителей о своем потомстве;

d) бессознательным стремлением детей к подражанию взрослым;

e) объективным характером приспособления детей к жизни.

13. Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется … воспитанием.

a) умственным;

b) социальным;

c) духовным;

d) нравственным.

14. Воспитательная система школы выполняет такие функции, как…

a) интерактивную;

b) стимулирующую;

c) развивающую;

d) регулирующую;

e) интегративную.

15. Ведущую роль в воспитании играет религия, поэтому образование должно развивать у детей чувства, веру – сущность педагогики …

a) экзистенциализма;

b) прагматизма;

c) неотомизма;

d) неопозитивизма.

16. Вид отклоняющегося поведения детей и подростков, связанный с нарушением социальных норм и правил поведения в обществе, называется … поведением.

a) девиантным;

b) делинквентным;

c) аддиктивным;

d) криминальным.

17. Выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива относится к … деятельности педагога.

a) коммуникативной;

b) исследовательской;

c) рефлексивной;

d) организационной.

18. Приспособление человека к условиям социальной среды называется ...

a) социальной адаптацией;

b) депривацией;

c) социализацией;

d) самоактуализацией.

19. Постановка целей воспитания НЕ зависит от …

a) требований общества;

b) возраста воспитанников;

c) уровня развития коллектива;

d) методов обучения.

20. Детский коллектив характеризуется …

a) развивающимися и функциональными связями между детьми;

b) обязательным наличием самоуправления;

c) постоянными и стабильными связями между детьми;

d) независимость детей от взрослых.

21. Группа людей, объединенных общими целями, социально-ценностной совместной деятельностью, называется...

a) сборищем;

b) коллективом;

c) организацией;

d) бригадой.

22. К признакам коллектива относят …

a) воспитанность членов коллектива;

b) общие цели и ценности;

c) общие интересы;

d) общие познавательные мотивы;

e) совместную деятельность и общение.

23. К агентам вторичной социализации можно отнести …

a) гувернеров;

b) родителей;

c) тренеров;

d) администрацию школ.

24. К методам самовоспитания относится…

a) самокритика;

b) авансирование доверием;

c) создание воспитывающей ситуации;

d) наказание.

25. К сложным ситуациям относится ситуация …

a) беседы с учениками о нравственных ценностях ;

b) противоречий между педагогом и лидером класса;

c) выступления педагога на родительском собрании;

d) разработка плана воспитательной работы на год.

26. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к группе….. функций классного руководителя

a) организационно-координирующих;

b) коммуникативных;

c) конструктивных;

d) аналитико-прогностических.

27. Механизм социализации характеризуется сопереживанием эмоциональному состоянию другого человека называется…

a) эмпатией;

b) интроекцией;

c) идентификацией;

d) толерантностью.

28. Модель семейного воспитания, характеризующаяся стремлением родителей в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле, называется…

a) независимой;

b) конфликтной;

c) авторитарной;

d) конкурентной.

29. Навязчивый страх перед незнакомыми лицами, враждебность к кому-либо чужому, непривычному, называется ...

a) мизантропией;

b) филантропией;

c) клаустрофобией;

d) ксенофобией.

30. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод социального воспитания, как …

a) приучение;

b) управление;

c) пример;

d) убеждение.

31. Направлением работы классного руководителя является …

a) составление расписания занятий;

b) упорядочение учебной нагрузки учащихся;

c) развитие ученического самоуправления;

d) организация предметных недель.

32. Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта называется…

a) индивидуализацией;

b) образованием;

c) воспитанием;

d) социализацией.

33. Педагог, единолично определяющий направление деятельности группы и пресекающийся активность учащихся, имеет стиль педагогической деятельности, который называется…

a) авторитарным;

b) либеральным;

c) демократическим;

d) параллельным.

34. Приоритетом общечеловеческих ценностей в отношениях учащихся между собой и с педагогами декларирует принцип …

a) эмпатии;

b) рефлексии;

c) гуманизации;

d) терпимости.

35. По мнению представителей … направления, развитие личности – это процесс непосредственного запрограммированного созревания.

a) натуралистического;

b) социологизаторского ;

c) бихевиористского;

d) биологизаторского.

36. Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегий жизненных целей, называется …

a) направленностью;

b) идеалами;

c) ценностными ориентациями;

d) убеждениями.

37. Совокупность норм, убеждений, ценностей, образцов поведения, отличающих общество или социальную группу, составляет ...

a) мировосприятие;

b) субкультуру;

c) мировоззрение;

d) общечеловеческие ценности.

38. Способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся, направленные на решение образовательно-воспитательных задач, называются … воспитания

a) формами;

b) средствами;

c) методами;

d) приемами.

39. Способ разрешения конфликтов, заставляющий детей и подростков принять точку зрения руководителя, называется

a) принуждением;

b) компромиссом;

c) сглаживанием.

40. Специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач, называется….

a) социализацией;

b) педагогической деятельностью;

c) педагогическим процессом;

d) педагогической поддержкой.

41. Существенным признаком понятия «метод воспитания» является …

a) противоречивость воспитания;

b) способ воспитания;

c) наличие материальных средств воспитательного воздействия;

d) взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников.

42. Цель формирования … культуры школьников состоит воспитании ответственного, бережного отношения к природе.

a) экономической;

b) экологической;

c) трудовой;

d) нравственной.

43. Целенаправленный процесс формирования у личности потребности к «диалогу культур», основанный на принципах взаимопомощи, доброжелательности и сотрудничества в отношении с народами других стран, называется …. воспитание

a) интернациональным;

b) поликультурным;

c) гражданским;

d) патриотическим.

44. Формирование необходимых для деятельности нравственных качеств с помощью труда называется трудовым …

a) развитием;

b) воспитанием;

c) коррекцией;

d) обучением.

45. Функция семьи, предполагающая ответственность за поведение ее членов в обществе, называется ...

a) социальным контролем;

b) воспитательной;

c) коррекцией отношений;

d) социально-статусной.

46. Формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным, называется … воспитанием.

a) гражданским;

b) патриотическим;

c) правовым;

d) демократическим.

47. Семья, объединяющая только супругов и их несовершеннолетних детей, называется …

a) неполной;

b) патриархальной;

c) нуклеарной;

d) малодетной.

48. Основная цель классного руководителя –…

a) взаимодействие с учреждениями дополнительного образования;

b) создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося;

c) проведение классных часов;

d) организация работы с родителями обучающихся.

49. Классный руководитель выполняет такие функции, как...

a) координирующую;

b) дидактическую;

c) психологическую;

d) воспитательную;

e) организаторскую.

50. К коллективным формам воспитательной работы относят …

a) конкурс эрудитов;

b) составление программ самовоспитания;

c) литературно-музыкальные вечера;

d) классные часы;

e) праздники искусств.

51. В число основных требований, выдвигаемых «Конвенцией ООН о правах ребенка» не входит

a) выживание и развитие;

b) труд на равнее со взрослыми;

c) защита;

d) обеспечение активного участия в жизни общества

52. Классный руководитель имеет право ….

a) контролировать учебные успехи каждого ученика;

b) определять программы индивидуальной работы с детьми;

c) использовать оценку для наказания ребенка;

d) контролировать посещаемость занятий учениками его класса;

e) использовать семью для наказания ребенка.

53. Социализация - это ...

a) процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей и типичных форм поведения;

b) оказание обществом помощи нуждающимся людям;

c) активное участие в жизни общества;

d) борьба против общественного неравенства.

54. Какие отношения наиболее характерны для традиционного совет­ского коллективного воспитания

a) демократия и гласность;

b) подчинение личности коллективу;

c) подчинение коллектива личности;

d) партнерство.

55. «Грязнее и хуже тетради я не видела». Каков стиль общения педагога, сказавшего это ученику?

a) демократический;

b) либеральный;

c) авторитарный;

d) попустительский.

56. Как в педагогике называется деятельность, когда взрослый пе­редает, а ребенок приобретает поведенческий, нравственный и т.д. опыт в естест­венном процессе взаимодействия поколений?

a) воспитание;

b) мотивация;

c) развитие;

d) переживание.

57. Что лежит в основе «коммунарской методики» И.П. Иванова?

a) военно-патриотическое воспитание;

b) коллективные творческие дела;

c) помощь отстающим;

d) спорт.

58. Что способствует объективному изучению коллектива класса?

a) наказание и поощрение;

b) убеждение и принуждение;

c) педагогическая диагностика;

d) психологическая коррекция.

59. Каким процессом является воспитание?

a) стихийным;

b) целенаправленным;

c) внешним;

d) государственным.

60. Теоретическая концепция, лежащая в основе педагогической системы школы, реализуется в таких процессах, как …

a) воспитание;

b) обучение;

c) формирование;

d) социализация;

e) общение.

61. К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся...

a) педагогическое требование;

b) наказание;

c) соревнование;

d) поощрение;

e) создание воспитывающих ситуаций.

62. Способ воздействия на личность, выражающий осуждение противоречащих нормам действий и поступков, – это …

a) поручение;

b) педагогическое требование;

c) создание воспитывающих ситуаций;

d) наказание.

Ключ:1a; 2b; 3a,b,e; 4a,c,d,e; 5a; 6c,d,e; 7a; 8b; 9e; 10a,c,d,e; 11c; 12c,d; 13a; 14c,d,e; 15c; 16a; 17d; 18a; 19d; 20b; 21b; 22b,c; 23a,b,d; 24a; 25b; 26d; 27a; 28c; 29d; 30c; 31c; 32d; 33a; 34c; 35d; 36c; 37c; 38c; 39a; 40c; 41b,d; 42b; 43b; 44b; 45b; 46a; 47c; 48b; 49d,e; 50a,c,d,e; 51b; 52a,b,d; 53a; 54b; 55c; 56a; 57b; 58c; 59b; 60a,b,e; 61a,c,d,e; 62d.

Наши рекомендации