Развитие личностных качеств.
Требования профстандарта педагога
В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи: Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности. Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций. Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей. Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.
Знаете ли вы?
Профстандарт педагога должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий).
В отличие от действующих сегодня нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности. В частности, от соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного специалиста в сфере образования. Он же оказывает непосредственное влияние на карьерный рост работника. Таким образом, соответствие профстандартам педагога не только устанавливает требования к квалификации сотрудника, но и оказывает влияние на всю профессиональную деятельность, в том числе и на её сопутствующие аспекты. В то же время стандарт педагога (планируемый к введению в 2017 г. ) не является жёстко закреплённым, «монолитным» документом. Главное его преимущество, по сравнению с действующими сейчас нормами, заключается в возможности дополнения требований в зависимости от региональных особенностей. Также профстандарты могут дополняться внутренними стандартами и дополнительными требованиями образовательных организаций в зависимости от их специфики. Профессиональный стандарт педагога (с 2017 г.) предъявляет требования к следующим аспектам преподавательской деятельности (перечислены наиболее значимые положения):
Образование.
1.Каждый учитель должен:
· Иметь высшее образование.
· Сотрудники со средним специальным образованием должны иметь возможность получения высшего без отрыва от выполнения своей профессиональной деятельности.
· Досконально знать свой предмет и соответствующие программы обучения.
· Уметь планировать и проводить уроки, а также заниматься анализом их эффективности.
· Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, - лабораторными и иными работами.
· Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей. Владеть методиками, позволяющими объективно оценивать знания учеников.
Воспитательная работа.
В рамках выполнения воспитательной работы учитель обязан:
· Владеть формами воспитательной работы, применяя её как во время обучения, так и во внеклассной работе.
· Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу, посещения музеев с максимальной эффективностью для процесса обучения.
· Уметь формировать ценностные ориентиры у обучающихся.
· Уметь строить процесс воспитания с учётом индивидуальных особенностей воспитанников - культурных, возрастных, психологических и т.п.
· Создавать в коллективе класса дружелюбный настрой и деловую атмосферу как во время обучения, так и за стенами учреждения.
Развитие личностных качеств.
Педагог должен:
· Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств - успехов в обучении и особенностей поведения.
· Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками / одногруппниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении.
· Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов - логопедов, психологов и так далее.
· Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ индивидуального развития ребёнка. Владеть методиками коррекционно-развивающей работы.
· Быть знакомым с основами психологии семейных пар отношений, уметь правильно построить взаимоотношения с родительской общественностью.
Все госстандарты разрабатываются профильными министерствами и ведомствами в соответствии с единым образцом, утверждённым Министерством труда в приказе №147. В соответствии с этим приказом все профстандарты учителей должны включать в себя следующие положения:
ü Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация.
ü Описание функций, входящих в сферу деятельности педагога.
ü Характеристику каждого из направлений деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника.
Также в этом разделе излагаются требования к знаниям и умениям работникам отдельных сфер образования - воспитателям, учителям, преподавателям и т.д. Профстандарты в образовании разрабатываются уже с 2013 года. За это время были созданы нормативы для следующих направлений педагогической деятельности:
Наименование профстандарта | Возможные наименования должностей | Утверждающий документ |
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | · Воспитатель · Учитель | Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) | · Психолог · Педагог-психолог · Психолог образовательной организации | Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых | · Педагог дополнительного образования; · Старший педагог дополнительного образования · Тренер-преподаватель Старший тренер-преподаватель Преподаватель · Методист · Педагог-организатор | Приказ Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н |
То есть на сегодня все специалисты, осуществляющие процесс обучения на той или иной его стадии, подпадают под действие государственных нормативов - будь это стандарт воспитателя дошкольного учреждения или профстандарт педагога среднего профессионального образования.
Каждый из конкретных стандартов разбит на три пункта, в соответствии с которыми и предъявляются требования к тому или иному сотруднику:
· Действия.
· Умения.
· Знания.
Профессиональный стандарт педагога общего образования
Основное среднее и общее образование являются основной частью всего школьного образования. Обучаемый в данный момент переживает сложный период трансформации - подростковый возраст, когда совершается переход от детского возраста ко взрослой жизни. В этот период обучения формируются все основные морально-психологические качества человека. Поэтому данный период обучения и воспитания крайне важен с точки зрения формирования целостной, зрелой личности. Профстандарт учителя среднего и основного общего образования обязывает специалиста обладать целым рядом специфических знаний и умений.
Профессиональный стандарт педагога основного общего образования определяет следующий круг умений.
Учитель должен быть способен:
· Формировать у воспитанника общечеловеческие представления о культуре, морали.
· Помогать формированию у подростка правильную картину окружающего мира и правильно определить своё место в нём.
· Правильно производить анализ эффективности различных форм обучения ребёнка с тем, чтобы определять наиболее эффективную методику.
· Правильно планировать образовательный процесс как для целого класса, так и для отдельной группы учеников, конкретного ученика.
· Организовывать предметные олимпиады, турниры, конференции и прочие подобные развивающие мероприятия.
Для корректного и правильного выполнения этого учитель должен обладать основными общими познаниями в таких дисциплинах как:
Ø Педагогика.
Ø Психология.
Ø Детская возрастная физиология.
Ø Детская гигиена.
Ø Методики преподавания.
Также учитель общего образования должен в достаточной степени обладать актуальными методиками воспитательной работы, методиками обучения и быть знакомым с технологиями отдельного подхода к обучающимся с учётом психологических, возрастных, половых особенностей детей подросткового возраста.
Профстандарт педагога начального общего образования
Поскольку работа учителя начальных классов имеет особую специфику, то и в требованиях к этой специальности отведена отдельная глава.
Профессиональный стандарт педагога начального образования предписывает учителю иметь следующие навыки:
· Уметь проектировать и применять на практике образовательно-воспитательный процесс с учётом особенного психоэмоционального состояния ученика первого класса, вызванного переходом от игровой деятельности к учебной.
· Формировать у ребёнка «умение учиться», закрепляя универсальные навыки, необходимые ученику для освоения общеобразовательной программы.
· Проводить самостоятельный мониторинг результатов обучения, и в зависимости от его результатов уметь корректировать учебную деятельность с учётом особенностей психического развития учеников начальной школы.
· Уметь взаимодействовать с родителями ребёнка или другими специалистами с целью корректировки его учебного развития.
· Уметь чутко реагировать на любые, самые обычные на первый взгляд, обращения детей, и уметь определять за ними серьёзные личные проблемы.
· Также стандарт учителя начальных классов обязывает:
· Знать основные теории и методики воспитания и обучения учеников младшего школьного возраста. Знать особенности и нюансы местных культурных традиций и условий регионов, где выполняется образовательная программа.
· В четвёртом классе, ко времени окончания обучения в начальной школе, профессиональный стандарт педагога-учителя начальных классов также обязывает провести мероприятия по профилактике возможных трудностей с адаптацией при переходе в основную школу с её спецификой обучения и воспитания.
Не так давно введённая в школах должность педагога-психолога также подпала под действие соответствующих профессиональных стандартов.
Согласно стандарту педагог-психолог
· должен осуществлять сопровождение всего образовательного процесса как в учреждениях общего, так и профессионального образования.
· При этом он должен уметь, опираясь на современные методики оценки, производить мониторинг всего образовательного процесса.
· По итогам мониторинга, в случае необходимости, осуществлять консультирование коллег относительно метода использования применяемых ими средств и методов обучения и воспитания. Что касается непосредственно учащихся, то данный специалист должен уметь оказывать психологическую помощь любому ученику, нуждающемуся в ней, будь это ученик с отклонениями в физическом, психическом развитии или же испытывающий проблемы в усвоении программы либо в построении взаимоотношений со своими сверстниками.
· Однако на этом круг обязанностей преподавателя-психолога вовсе не ограничивается.
· Согласно положениям профстандарта он должен уметь работать и с несовершеннолетними преступниками, в том числе и обвиняемыми в деяниях, подпадающих под действие уголовного кодекса.
· Равно психолог должен уметь выстраивать отношения и с несовершеннолетними жертвами преступлений как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых - в частности, он должен уметь вовремя распознать внутренний психологический кризис, вызванный либо тяжёлой семейной ситуацией, либо неблагополучными отношениями с другими детьми.
Стандарт директора школы
Особенно хочется остановиться на профстандарте директора образовательного учреждения. К лету 2016 года профстандарт руководителя образовательного учреждения не принят, несмотря на то, что его разработка идёт с 2013 года. Ввести этот норматив планировалось ещё в 2015 г., но к настоящему моменту он так и не введён. Связано это с тем, что единый стандарт для руководителя в сфере образования вряд ли возможно выработать. Слишком разные компетенции и трудовые обязанности у таких руководителей, как директор детского сада и ректор университета с десятком факультетов и филиалов. В данный момент идёт доработка нормативов, а окончательное принятие свода требований к директору образовательной организации ожидается к концу 2016 года. Таким образом, к концу текущего года должны быть полностью заполнены все пробелы в педагогических стандартах, и весь спектр сотрудников, трудящихся в этой сфере будет охвачен действием новейших нормативов. Ещё раз напоминаем, что введение новых стандартов назначено на 01.01.2017 года.