Приложение ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ

(оценка достижений учащихся на конец учебного года по интегрированному курсу «РУССКИЙЯЗЫК»)

  Учащиеся ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ
I КЛАСС
Произношение Следующие термины: звук, слог слово, ударение, ударный звук. Название основных органов артикуляционного аппарата. Краткую характеристику изученных звуков (согласный, твердый/мягкий, глухой/звонкий). Выполнять артикуляционные движения по инструкции. Удерживать артикуляционную позу. 3-5 сек. Правильно произносить гласные (а), у (о), (ы), (и), (э) и согласные (м),(м’), (п), (п’), (в), (в’), (к), (к’), (н), (н’), (ф), (ф’), (т),(т’), (х), (х’), (с), (с’), (б), (б’), (д), (д’), (з), (з’), (г), (г’ ), (л ‘), (л), (р), (р’), (с), (ш), (з), (ж), (р), (л), (j), (щ), (ц), (ч) в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечениями согласных, а также в сочетаниях слогов разного типа с оппозиционными звуками, слоговых рядах с чередованием (ударных и неударных слогов, гласных и согласных), без чередования, в дву- и трехсложных словах, отдельных четырехсложных. Правильно произносить звук (j) в начале слова, перед гласной и разделительными Ь и Ъ. Правильно и слитно произносить звуки в словах со стечением трех согласных, с оппозиционными звуками. Дифференцировать согласные (м)-(м’), (п)-(п’), (в)-(в’), (к)- (к’), (н)-(н’), (ф)- (ф’), (т)-(т’), (х)- (х’), (с)- (с’), (б)- (б’), (д)- (д’), (з)- (з’), (г)- (г’ ), (л ‘)- (л), (р)- (р’), (с) - (ш), (з)- (ж), (р) - (л), (ц)- (т’), (ц)- (т), (ц) -(с’), (ц) - (с), ч-т, ч-ш, (ч)- (т’), ч-щ, (щ) - (с’), (щ) - (ш) (щ) - (ч) Повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3-4х слогов. Выделять ударный слог в двух- и трехсложных словах. Составлять схему двух- и трехсложного слова. Составлять и правильно произносить предложение с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности. Запомнить 3-4 стихотворения и 3-4 прозаический текста с включением усвоенных звуков и слов, с соблюдением ритма.
Развитие речи Доступные определения терминов «слово», «словосочетание», «предложение». Доступное определение термина «текст», его основные особенности. Названия и последовательность времен года, характеристику основных сезонных изменений в природе, названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Профессии работников школы, людей, работающих на транспорте и в сфере торговли, занятых в сельском хозяйстве. Названия и краткую характеристику 3-4 видов деревьев, кустарников, цветковых растений, комнатных растений. Названия и краткую характеристику игрушек, учебных принадлежностей, предметов оборудования школы, елочных украшений (по 4-5). Отличительную характеристику 3-4 домашних животных и птиц, а также обитателей живого уголка, их образ жизни, основы ухода. Отличительную характеристику 3-4 диких животных и птиц, их образ жизни, места обитания. Сходство и различиедиких и домашних, зимующих и перелетных птиц. Названия и характеристику основных видов транспорта (по 4-5), сезонных игр и развлечений, видов спорта (по 3-4). Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, домашние животные, дикие животные, домашние птицы, дикие птицы, насекомые, рыбы, сезонная одежда и обувь их характеристики. Имя, отчество, фамилию свои и родителей, свой возраст, день рождения, домашний адрес, номер телефона. Название родного города (села), государства, столицы, символики государства, 3-4 рек, озер, крупных городов, на территории России, некоторых важных исторических событий в жизни страны и родного города (села). Правила поведения в классе и в школе, в гостях и дома, за столом. Режим дня школы (школы-интерната). Названия и назначение предметов санитарно-гигиенического ухода, правила личной гигиены. Принципы ухода за комнатными растениями и животными живого уголка. Название и назначение основных предметов бытовой техники, возможности ее использования. Основы безопасного поведения в школе, в транспорте, на улице, в домашних условиях, при использовании электрических приборов и газового оборудования, при половодье, таянии льда на реке, ледоходе, оттепели и таянии сосулек, на водоеме, в лесу. Основы охраны окружающей среды.   Выделять и называть части отдельных предметов. Рас­пределять названия предметов по группам. Разграничивать видовые и родовые понятия. Пользоваться правильной грамматической формой слова в зависимости от ее значения в соста­ве предложения. Составлять предложения по моделям. Выделять предмет, признак предмета и действие в предложении. Различать вопросы кто? и что? как вопросы о предмете одушевленном или неодушевленном; вопросы что делает? и что делал? как вопросы о действии, осуществляемом в настоя­щем или прошедшем времени. Образовывать формы множественного числа существитель­ных (с окончаниями -ы (и), -а (я)) и глаголов настояще­го и прошедшего времени. Выделять грамматические признаки рода существи­тельных в словосочетаниях с числительным и местоимением. Составлять и употреблять в речи предложения (3-5-членных) со словосочетаниями, обозначающими переход­ность действия на предмет (моет чашку, пол). Различать окончания формы винительного падежа в зависимости от рода существительных и обозначения одушевленности и неодушевленности (видит мальчика, девочку, стол, парту). Различать окончания творительного падежа в зависимости от рода существительного. Выделять из предложений слова, обозначающие признаки предметов. Распространять словосочетания и предложения словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? Согласовывать прилагательное с существительным в име­нительном, винительном и творительном падежах единствен­ного и множительного числа. Формулировать вопросы. Слушать рассказ (читаемый текст). Воспроизводить содержание текста, сказки по иллюстрации. Рисовать с помощью учителя словесную картинку с использованием нескольких предложенных слов, объединенных ситуацией. Самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным на картине. Пересказывать знакомую сказку или рассказ без пропусков, по­вторения и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Составлять по картинке или серии картинок определен­ное количество предложений (4-6), объединенных общей темой, или небольшой рассказ с соблюдением логики разви­тия сюжета. Описывать предметы по цвету, размеру, назначе­нию, месторасположению. Устно высказываться (с помощью учителя) о простых слу­чаях из собственной жизни или по аналогии с прочитанным; о событиях в школе, дома; о сведениях, полученных из календа­ря погоды, на экскурсии; по сюжету, предложенному учителем. Объяснять загадки, заучивать наизусть стихотворения, потешки, песенки, считалочки. Объяснять дорогу, маршрут (как пройти в определенное место в школе, в городе (селе)).  
Обучение грамоте Все буквы русского алфавита (название, начертание). Правописание жи, ши, чу, щу, ча,ща, чк, чн. Правила переноса слова. Правила написания заглавной буквы в именах людей. Обозначение границ предложения (заглавная буква в начале, точка – в конце предложения).   Соотносить букву со звуком. Дифференцировать сходные по артикуляционно-акустическим признакам звуки. Осознано, правильно, плавным, плавно, по слогам читать, соблюдая правильную интонацию. Соблюдать правильное ударение и паузы на точках при чтении. Отвечать на вопросы по прочитанному. Писать изученные строчные и заглавные буквы. Списывать отдельные слова и предложения с рукописного и печатного текста. Проверять написанное при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из 3-4 таких слов (с предварительным анализом). Читать с паузами и интонацией, соответствующими знакам препинания в конце простого предложения и в середине при перечислении однородных членов. Правила гигиены при чтении и письме. Правописание следующих словарных слов: корова, собака, малина, посуда, Родина, Москва, завод, работа, сапоги, мороз, ребята, пальто, петух, карандаш, класс.
II КЛАСС
Произношение Следующие трудно произносимые термины: вопросительный знак, восклицательный знак, сложение/сложить, вычитание/вычесть, слово, предложение, ударение.   Правильно произносить и дифференцировать все звуки. Давать характеристику изученных звуков (согласный, твердый/мягкий, глухой/звонкий). Произносить в быстром темпе различные слоговые сочетания с мягкими согласными звуками, а также в слогах разного типа с оппозиционными звуками, слоговых рядах с чередованием (звонких/глухих, мягких/твердых), слоговых сочетаний со звуком j. Выделять звуки из слов различного звуко-слогового состава. Четко, слитно, с правильным ударением произносить трех- пятисложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов, со стечением двух- трех согласных в составе слова. Выделять ударные слоги в словах, состоящих из трех – пяти слогов. Осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм. Правильно плавно произносить слова с приставками. Слитно произносить предлоги с существительными и прилагательными. Составлять и слитно произносить простые и распространенные предложения с соблюдением правильной интонации и ударения. Интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная. Четко, правильно и выразительно прочитать небольшой рассказ и стихотворение.
Развитие речи характерные признаки времен года, их сезонные изменения; названия растений (не менее 10) и животных (не менее 10), условия жизни растений и животных; о сезонном труде людей и значении его для окружающей природы; о значении наблюдений, опытов и измерений для познания мира; о назначении справочной литературы; правила поведения в школе, общественных местах, на улице, дома. основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания, несогласия с собеседником.   правильно и уместно использовать новый словарь по изучаемым темам, понимать слова, близкие и противоположные по смыслу; выяснять конкретные признаки предметов (цвет, величина, форма и т.д.), давать краткие и распространенные ответы, требующие сравнения предметов (чашки одинаковые или разные); понимать переносное значение слов, обозначающих действия (идет гроза, идет письмо); употреблять в разговорной речи предложения с двумя дополнениями (косвенным и прямым (Девочка кормит петуха кашей)); правильно, соответственно нормам падежного и предложного управления, согласования, примыкания, строить распространенные предложения из 5-7 членов; правильно и четко произносить все звуки (сохранные и поставленные) в словах с усвоенной слоговой структурой, в предложениях, в связной речи; составлять диалоги (придумать разговор между двумя персонажами) по картине, по заданной ситуации, в связи с прослушанным или прочитанным текстом; беседовать на темы из окружающей жизни, по содержанию учебных тем, в связи с наблюдениями за природными явлениями и погодой, анализировать различные ситуации общения по вопросам кто?, что?, как?, кому (сказал)? рассказать по плану об экскурсии; рассказать о волнующем событии, о предстоящей работе, о впечатлениях прошедшего дня, сообщить интересную информацию; высказывать отношение к поступкам товарища, героя рассказа, событиям.
Русский язык · названия букв русского алфавита; · отличие между звуками и буквами; · разницу в произнесении названия букв и звуков; · отличительные признаки гласных и согласных звуков; · словообразующую функцию гласных; · отличие ударных и безударных гласных; · согласные твердые и мягкие; · согласные звонкие и глухие; · правило переноса слов; · правило написания безударных гласных; · правописание жи, ши.ю ча, ща, чу, щу, чк, чн; · правило употребления глухой согласной в конце слова; · признаки слов, обозначающих предметы; · отличие одушевленных и неодушевленных предметов; · правило написание предлогов со словами; · правописание заглавной буквы в названиях имен, отчествах, фамилиях людей городов, деревень, рек; · отличительные признаки слов – действий; · правильное употребления вопросов к словам – действиям; · отличительные признаки слов – признаков; · правильное употребления вопросов к словам – признакам; · определение понятия «корень» слова; · местоположение «корня» в составе слова; · определение «однокоренные» слова; · определение и местоположение «окончания» слова; · понятие «предложение»; · обозначение границ предложения заглавной буквой и знаком препинания в конце; · определение типов предложения (повествовательного, вопросительного, восклицательного); · обозначение предложений различных типов (повествовательного, вопросительного, восклицательного) соответствующими знаками; · отличительные признаки слов близких и различных по значению (без употребления, соответствующей терминологии); · основные формы приветствия, благодарности, просьбы, извинения, прощания; · уметь понимать и адекватно реагировать на подобные формы обращения других людей и самостоятельно использовать их в собственной речи при соответствующей коммуникативно – речевой ситуации.   · правильно и четко произносить и различать на слух все звуки (сохранные и поставленные) в условиях усвоенной слоговой структуры, в предложениях и связной речи; · дифференцировать гласные и согласные звуки; · различать и сопоставлять алфавитное название букв и их звукопроизношение; · восстанавливать алфавитный порядок слов; · работать со словарем; · четко, слитно, с правильным ударением произносить слова, состоящие из открытых и закрытых слогов, со стечением нескольких согласных в слоге (трех- пятисложных); · производить фонетический разбор: уметь делить слова на слоги, определять количество слогов, определять ударный слог; последовательность звуков и букв в слове, определять и соотносить количество звуков и букв в словах; · записывать фонетическую транскрипцию звуков, слогов, слов; · делить слова на слоги для переноса; · определять ударные и безударные гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; · обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком; · писать слова с сочетаниями жи, ши.ю ча, ща, чу, щу, чк, чн; · правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки в конце слов (дуб, гриб), · проверять безударные гласные в двусложных словах (поля, коза); · правильно ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета; · правильно определять одушевленные и неодушевленные предметы, уметь точно и адресно в отношении предмета задавать вопрос, кто? что?; · писать раздельно предлоги со словами; · писать большую букву в именах, отчествах и фамилиях людей, названиях городов, деревень, кличках животных; · определять слова-действия; · различать и подбирать слова-действия к подходящим по смыслу словам-предметам; · согласовать слова-действия с подходящими по смыслу словами-предметами в роде и числе; · определять слова, обозначающие признак предмета; · правильно и адресно ставить вопросы какой? какая? какое? какие? к словам-признакам предмета; · различать и подбирать слова-признаки к подходящим по смыслу словам-предметам; · согласовать слова-признаки с подходящими по смыслу словами-предметами в роде и числе; · правильно обозначать границы предложения: ставить большую букву в его начале и знак препинания в конце (точка, восклицательный или вопросительные знаки); · определять тип предложения по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, вопросительное) и, соответственно, поставить необходимый знак в конце предложения; · писать правильно текст под диктовку (30-40 слов), включающий изученные орфограммы; · в соответствии с нормами падежного и предложного управления, согласования и примыкания, строить распространенные предложения, состоящие из 5-7 членов · составлять рассказ по серии картин, по опорным словам, деформированным словам и предложениям с соблюдением логической последовательности; · устно составлять рассказ по интересующей учащихся теме; · правильно и уместно использовать словарь по изучаемым темам, понимать слова, близкие и противоположные по смыслу; · правильно употреблять основные формы приветствия, благодарности, просьбы, извинения, прощания; · уметь понимать и адекватно реагировать на подобные формы обращения других людей и самостоятельно использовать их в собственной речи при соответствующей коммуникативно – речевой ситуации.  
I I I КЛАСС
Развитие речи название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце); названия планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс; Луна — спутник Земли; глобус — модель Земли; названия материков и океанов; физические свойства воды и почвы, о значении воды и почвы в природе; о роли камня в жизни человека; особенности природы родного края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, почва, растительный и животный мир, использование и охрана природы своего края; столицу и символы государства России, главный закон государства, проживающие на территории России народы; о речевом общении как обмене мыслями, чувствами между людьми.   использовать усвоенные слова с конкретным и абстрактным значением в речевой практике; употреблять слова близкие и противоположные по смыслу; использовать в разговорной речи простые распространенные предложения из 6-8 членов, с однородными членами, имеющими пояснительные слова (Хорошо было отдыхать среди молодых дубков и густого орешника.), устанавливать связь между словами; сложные предложения с союзами «и», «а», «но», «однако», выражающие одновременность и последовательность действия, причину, время; четко, слитно, с правильным ударением произносить слова различного звуко-слогового состава, соблюдать подвижность ударения при передаче формы слова, изменять громкость голоса в связи с логическим ударением в вопросах и ответах, в стихах и заученных наизусть текстах, соблюдать правила орфоэпии; активно высказываться в процессе беседы, отвечать на вопросы и задавать вопросы в последовательности, требуемой ходом беседы, дополнять высказывания товарищей, участвовать в инсценировках; правильно применять в разговорной речи вопросительные предложения со словами: «куда?», «почему?», «чей?», «где?», «какой?», «как?», «сколько?», «когда?»; составлять диалоги (объяснение, выяснение, спор) на темы внеклассной и учебной деятельности; составлять рассказы по серии сюжетных картин, по одной картине, по опорным словам и предложениям; использовать книгу, как справочный материал; различать деловую, научную, художественную речь; в устной и письменной форме выразить извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка, совет; показывать на карте столицу России – Москву, крупные города России
Русский язык · названия букв русского алфавита; · отличие между звуками и буквами; · разницу в произнесении названия букв и звуков; · отличительные признаки гласных и согласных звуков; · словообразующую функцию гласных; · отличие ударных и безударных гласных; · отличительные признаки согласных твердых и мягких; · отличительные признаки согласных звонких и глухих; · правило переноса слов; · правило написания безударных гласных; · смягчающую функцию мягкого знака, гласного «и» и йотированных гласных «я», «ё», «ю», «е»; · разделительную функцию «ь»и«ъ»; · правило употребления мягкого знака между согласными и «л»; · правило написания слогов «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу» «чк-чн»; · правило переноса слова; · функцию ударения для проверки слов с безударной гласной в корне; · понятие «корень» слова; · функциональное значение «корня» слова; · понятие «Однокоренные слова»; · функциональное значение словоизменения для проверки написания парной согласной в корне; · понятие «приставка»; · функциональное значение «приставки»; · дать определение понятия «суффикс»; · функциональное значение «суффикса»; · определение начальной формы слова; · различать смысл многозначных слов и правильно их употреблять; · понятие «существительное»; · функциональное значение «существительного» в речи; · отличительные признаки одушевленных и неодушевленных предметов; · грамматические признаки существительного (число и род) и их правописание; · определение и дифференциальные признаки «имен собственных» и «имен нарицательных»; · правописание заглавной буквы в именах людей, клички животных, названиях рек, городов, улиц и т.п.; · определение понятия «глагол»; · функциональное значение «глагола» в речи; · понятие и определение времени глагола: настоящее, прошедшее, будущее; · определение понятия «прилагательное»; · функциональное значение «прилагательного» в речи; · грамматические признаки прилагательных и их правописание при согласовании с подходящими по смыслу существительными (число и род); · понятие «предлог»; · функциональное значение «предлога» в речи; · дифференциальные признаки «предлога» и «приставки»; · правило употребления употреблять предлога перед существительными и прилагательными (на, в, у, под, с, около, за, к, перед); · понятия «предложение»; · функциональное значение «предложения» в речи; · обозначение границ предложения на письме; · понятия «главные члены предложения»: «подлежащее» и «сказуемое»; · определение понятия «второстепенные члены предложения» (без определения по видам); · отличие между главными и второстепенными членами предложения; · определение понятия распространенное/нераспространенное предложение; · определение и отличительные признаки и обозначение на письме предложений различных по цели высказывания: повествовательных, восклицательных, вопросительных; · понятия текст, тема и название текста; · отличительные признаки текста от набора отдельных предложений · понятие план текста; · отрабатываемый словарь.     · четко и правильно произносить и различать на слух все звуки (сохранные и поставленные) в условиях усвоенной слоговой структуры, в предложениях и связной речи; · различать алфавитное название букв и произношение соответствующих им звуков; · восстанавливать алфавитный порядок букв и слов при работе со словарем; · производить слоговой и звукобуквенный анализ; · работать с транскрипцией слогов и слов; · безошибочно различать гласные и согласные; · составлять, читать и записывать простые и сложные слова с заданными гласными и согласными; · обозначать мягкость согласного с помощью гласных и мягкого знака; · наблюдать за изменением звукобуквенного состава слов с йотированными гласными «я», «ё», «ю», «е» в различных слоговых позициях: после гласной и после «ь»; · различать и правильно употреблять разделительные «ь»и«ъ»; · дифференцировать согласные по звонкости и группировать парные согласные; · определять согласные только звонкого/глухого ряда; · составлять простые и сложные слоги с заданными согласными, выделять на слух слог с заданной согласной; · правильно употреблять мягкий знак между согласными и «л»; · определять и дифференцировать твердые и мягкие согласные, группировать парные согласные, выделять группы согласных только твердого/мягкого ряда; · правильно записывать слоги «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу» «чк-чн»; · читать и записывать слоги и слова с заданной согласной (списывать с образца, под диктовку, самостоятельно записывать); · правильно делить слова по слогам для переноса; · определять и различать ударные и безударные слоги; · использовать ударение для проверки написания слов с безударными гласными; · дать определение понятия «корень» слова; · объяснить функциональное значение «корня» слова; · выделить и обозначить «корень» в словах; · дать определение понятия «Однокоренные слова»; · находить и подбирать однокоренные слова, · использовать словоизменение для проверки написания парной согласной в корне; · дать определение понятия «приставка»; · объяснить функциональное значение «приставки»; · выделить и обозначить «приставку» в словах; · образовывать новые слова с помощью приставок: в-, во-, до-, на-, над-, за-, по-, про-, о-, об-, с-, со-, у- и суффиксов -ик, -ек, -чик, -ок, -ек; · дать определение понятия «суффикс»; · объяснить функциональное значение «суффикса»; · выделить и обозначить «суффикс» в простых по составу словах; · образовывать новые слова с помощью суффиксов (-ик, -ек, -чик, -ок, -ек); · определить новое лексическое значение слова в сравнении с его начальной формой (заяц – зайчик, лес – лесник, береза – подберезовик и т.п.); · различать смысл многозначных слов и правильно их употреблять; · дать определение понятия «существительное»; · объяснить функциональное значение «существительного» в речи; · определять «существительное» в речи; · дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы; · изменять существительные по числам и родам; · правильное употребление в речи данных грамматических признаков существительного; · дифференцировать существительные по группам «имена собственные», «имена нарицательные», · правильно употреблять большую букву в именах людей, клички животных, названиях рек, городов, улиц и т.п.; · дать определение понятия «глагол»; · объяснить функциональное значение «глагола» в речи; · определять «глагол» в речи; · различать и подбирать глаголы слов к подходящим по смыслу существительным; · изменять грамматические признаки при согласовании глаголов с подходящими по смыслу существительными в роде и числе; · изменять глаголы по временам: настоящее, прошедшее, будущее; · дать определение понятия «прилагательное»; · объяснить функциональное значение «прилагательного» в речи; · определять «прилагательное» в речи; · различать и подбирать прилагательные к подходящим по смыслу существительным; · изменять грамматические признаки при согласовании прилагательных с подходящими по смыслу существительными в роде и числе; · дать определение понятия «предлог»; · объяснить функциональное значение «предлога» в речи; · определять и выделять «предлог» в речи; · дифференцировать «предлог» и «приставку»; · употреблять предлог перед существительными и прилагательными (на, в, у, под, с, около, за, к, перед); · дать определение понятия «предложение»; · объяснить функциональное значение «предложения» в речи; · определять и выделять «предложение» в речи; · определять границы предложения и обозначать их на письме: заглавной буквой в начале предложения и точкой в конце (повтор и закрепление ранее пройденного материала); · распространению предложений с помощью вопросов без них, используя группы слов: существительные, прилагательные, глаголы, предлоги; согласование их в предложении; · восстанавливать деформированные предложения; · дать определение понятия «подлежащее» и «сказуемое»; · выделять в предложении главные члены, устанавливать смысловую связь между ними; · составлять предложение по заданному подлежащему или сказуемому; · дать определение понятия «второстепенные члены предложения» (без определения по видам); · выделять в предложении главные и второстепенные члены предложения, устанавливать смысловую связь между ними; · распространять предложения с помощью второстепенных членов, связанных по смыслу с подлежащим и/или со сказуемым (по вопросам и без них); · определение и выделение предложений, различающихся по цели высказывания: повествовательных, восклицательных, вопросительных; · составление разнообразных распространенных /нераспространенных предложений, различающихся по цели высказывания; · моделирование простых предложений с предложными конструкциями; · дать определение понятия текст, тема и название текста; · различать текст и набор отдельных предложений · находить в тексте опорные слова; · составлять вопросы по содержанию всего текста и его частей и, соответственно, отвечать на них кратким или развернутым ответом; · записывать ответы на вопросы к тексту; · делить текст на смысловые части и озаглавливать их; · планировать текст: записывать названия всего текста и частей; · восстанавливать текст по названиям целого текста и его частей: устный рассказ или запись 2-3 предложений по каждой части; · добавлять пропущенные части текста; · редактировать деформированный текст; · активно пополнять и использовать словарный запас; · своевременно употреблять слова, выражающих благодарность и используемых при знакомстве; · писать поздравительные письма, пригласительные открытки и благодарности т.п.  
IV КЛАСС
Развитие речи отрабатываемый словарь, нормы произношения и правописания слов; о взаимозависимости человека и природы; названия важнейших органов человека и их функции, основные правила личной гигиены, о вреде шума; о роли прививок, медицинских осмотров для профилактики заболеваний; правила безопасного обращения с электроприборами; о вариантах поведения в жизненных ситуациях; о роли искусства в познании мира; основные исторические периоды жизни людей; основные этапы развития нашего государства, ключевые даты и события каждого этапа; нормы русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.   активизировать усвоенные слова конкретного и абстрактного значения через речевую практику, использовать многозначные слова (дрожать от холода – от страха); точно и уместно употреблять слова близкие и противоположные по смыслу, слова с переносным значением; практически в собственной речи правильно использовать грамматические формы слов и отрабатываемые конструкции предложений, употреблять синтаксические конструкции с союзами «что», «как», стоящие после глаголов (Учитель сказал, что завтра пойдем на экскурсию. Учительница радовалась тому, что мы успешно написали контрольную работу. ), синтаксических конструкций с союзными словами: «где», «куда», «откуда» (Собака побежала туда, где играли дети), сравнительной синтаксической конструкции с союзом «чем»; употреблять сложно-подчиненные предложения с придаточными причины, отвечающими на вопросы «почему?», «отчего?» «зачем?», самостоятельно ставить проблемные вопросы; использовать безличные предложения (Вечерело. Нам пора ехать, уже совсем рассвело.); четко, с правильным ударением произносить слова разного звуко-слогового состава; самостоятельно вести беседу, составлять диалог с использованием прямой и косвенной речи (инсценировки), обращений в репликах, вводных слов и выражений на тему из школьной жизни, на заданную тему в соответствии с ситуацией или по содержанию серии картин; уметь заменить прямую речь косвенной и наоборот; составлять диалог (синтез), достигая общей позиции двух учащихся; применять различные варианты развития диалога из 2-3 микротем (диалог выяснение переходит в диалог-спор, а затем в диалог-синтез); осуществлять изложение текста с изменением лица и времени действия, с сокращением (компрессией), расширением, с элементами описания природы; самостоятельно составлять план к тексту, связно пересказать прочитанное или прослушанное; составить и записать небольшой рассказ по сюжетной картине, отдельным эпизодам кинофильма, событиям истории государства или своего края, с передачей отношения к поступкам действующих лиц, использовать элементы описания и рассуждения; в устной и письменной форме выразить комплимент, возражение, протест, позитивные и негативные впечатления; работать со схемами, таблицами и моделями.
Русский язык · алфавитное название букв и произношение соответствующих им звуков; алфавитный порядок букв и слов при работе со словарем; · определение и отличие гласных и согласных звуков; · фонетическую, акустическую, артикуляционную и графическую характеристику гласных звуков [а, о, у, э, ы, и] и букв «а», «о», «у», «э», «ы», «и» «я», «ё», «ю», «е»; согласных звуков и букв; · слогообразующую функцию гласных; · звукобуквенный состав слов с йотированными гласными в различных слоговых позициях; · применять смягчающую роль звука [й] в составе йотированных гласных; · разделительную функцию «ь» и «ъ»; · отличительные признаки звонких и глухих, твердых и мягких согласны; · смягчающую функцию «ь», и «и» и «йотированных гласных»; · употребление мягкого знака между согласными и «л»; · правописание слогов «жи-ши, ча-ща, чу-щу» и сочетаний «чк-чн, рщ»; · правило переноса слов; · правописание слов с безударными гласными и глухими согласными в корне слова; · определение, характеристику и функциональное значение частей, входящих в состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание; · смыслоразличительную роль «ударения» при определении значения многозначных слов; · определение частей речи и их грамматических признаков (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог); · правописание предлогов с другими частями речи; · определение понятия «предложение» и его значения в речи; · определение и характеристику главных (подлежащее и сказуемое -с применением соответствующей терминологии) и второстепенных членов предложения. · процедуру разбора предложения по членам, определение и характеристику главных и второстепенных членов предложения; · понятие о распространенных и нераспространенных предложениях; · правильное употребление знаков препинания в конце предложения в соответствии с целью его высказывания (точка, вопросительный и восклицательный знак); · определение «сложного предложения»; · отличительные признаки устной и письменной речи и их значение в жизни человека; · определение понятия «Текст», характеристику его структуры (начало, середина (основная содержательная) часть, концовка); · необходимый словарный запас; в том числе лексическую группу слов, выражающих приветствие, благодарность, поздравление, приглашение, просьбу, сочувствие (устно и письменно) и уместно использовать их в речи.   · различать на слух все звуки (сохранные и поставленные) в условиях усвоенной слоговой структуры, в предложениях и связной речи, а также четко и правильно их произносить и активно использовать в речи; · различать алфавитное название букв и произношение соответствующих им звуков; · восстанавливать алфавитный порядок букв и слов при работе со словарем; · производить слоговой и звукобуквенный анализ; · работать с транскрипцией слогов и слов; · безошибочно различать гласные и согласные; · охарактеризовать фонетические, акустические, артикуляционные и графические признаки гласных звуков [а, о, у, э, ы, и] и букв «а», «о», «у», «э», «ы», «и» «я», «ё», «ю», «е»; · использовать слогообразующей функции гласных; · составлять слоги с заданными гласными; · выделять слоги на слух с заданной гласной; · читать и записывать слоги простых и сложных слов с заданными гласными (списывать с образца, под диктовку, самостоятельная запись; самостоятельная работа); · детально анализировать звуковой и буквенный состав слов с йотированными гласными в различных слоговых позициях; · применять смягчающую роль звука [й] в составе йотированных гласных; · использовать разделительную функцию «ь» и «ъ»; · дифференцировать на слух раздельное произношение гласного и согласного звука в рамках работы с йотированными гласными; · охарактеризоватьфонетические, акустические, артикуляционные и графические признаки согласных звуков и букв; · дифференциацировать согласные по звонкости; определение твердых и мягких согласных; · осуществлять смягчение согласных с помощью «ь» и «и», · грамотно применять мягкий знак между согласными и «л»; · правильно писать «жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, рщ»; · выделение и объяснять пройденные орфограммы; · делить слова по слогам для переноса; · использовать ударение для проверки написания слов с безударными гласными;   · определять состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание и дать подробную характеристику составных частей, их функционального значения; · производить разбор слов по составу (корень, приставка, суффикс, окончание); · использовать навыки словообразования и словоизменения для отработки и проверки слов с безударными гласными и глухой согласной в корне, слов с йотированными гласными и разделительными «ь» и «ъ» знаками; · активно использовать словообразование с помощью приставок и суффиксов для уточнения расширения лексической базы; · использовать знания об «ударении»присмыслоразличительной работе и в случае с многозначными словами; · распознавать части речи и определять их грамматические признаки (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог); · давать определение понятие «предложение» и его значения в речи; · выделять предложение на слух и в тексте; · определять границ предложения; · производить элементарный синтаксический разбор предложения по членам, определять и давать характеристику главным и второстепенным членам предложения; · составлять простые предложения распространенные и нераспространенные; · правильно употреблять знаки препинания в конце предложения в соответствии с целью его высказывания (точка, вопросительный и восклицательный знак); · моделировать простые предложения с предложными конструкциями; · составлять предложения с изученными грамматическими формами по заданному подлежащему или сказуемому; · определять «сложное предложение» и производить синтаксический разбор его конструкции; выделять в составе сложного предложения двух простых, путем определения грамматических основ и границ каждого, устанавливать связь между ними и правильно употреблять запятую в составе сложного предложения; самостоятельно составлять сложные предложения с изученными частями речи; · охарактеризовать отличительные признаки устной и письменной речи и определять их значение в жизни человека; · дать определение понятия «Текст», охарактеризовать его структуру (начало, середина (основная содержательная) часть, концовка); самостоятельно делить текст на смысловые части; озаглавливать их; давать название целому тексту; составлять его план; восстанавливать текст по названиям частей; воссоздавать пропущенные части текста, редактировать деформированный текст и предложения; · самостоятельно пополнять словарный запас; в том числе и формировать, запоминать и активизировать лексическую группу слов, выражающих приветствие, благодарность, поздравление, приглашение, просьбу, сочувствие (устно и письменно) и уместно использовать их в речи; · активное использование полученных знаний, самостоятельно тренироваться в автоматизации усвоенных навыков.  


[1] В соответствии с проектом Специального федерального государственного стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Основные положения концепции. – М., 2009.

Наши рекомендации