Критерии оценки материалов эссе.
При оценивании материалов учитываются следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте ответа на вопрос эссе;
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты социально-экономической действительности или собственный опыт.
4. Наличие выводов и обобщений.
5. Соответствие оформления требованиям (см. приложение 1).
Все эти элементы изучаются и оцениваются преподавателями.
Основные критерии и уровни оценки | Баллы |
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт. | |
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа, но теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт. | |
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта при формальном использовании научных терминов. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт. | |
1. Представлена собственная позиция при раскрытии проблемы. 2. Проблема обозначена на бытовом уровне. 3. Аргументация неубедительная или отсутствует. | |
1. Не ясно выражена собственная позиция. 2. Проблема не раскрыта, или сформулировано мнение без аргументов. 3. Аргументация своего мнения дана вне контекста проблемы. |
Информация для анализа
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА
Романенко О.Г., преподаватель психологии
Образование принципиально работает на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, следовательно, экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом. «Пора осознать: все люди, от президентов до рядовых граждан, - продукт системы образования» - писал Б.С. Гершунский.
Потребность социума в преподавателях, способных занять личностно – гуманную позицию по отношению к детям и к себе, еще более актуализирует проблему повышения профессиональной, прежде всего психолого-педагогической,компетентностипедагога. Проблема эта, по мнению М.И.Лукьяновой, приобретает особую значимость в связи с распространением идей гуманизации и гуманитаризации образования, перестройки учебно-воспитательного процесса на психологической основе.
В структуре профессиональной компетентности психолого-педагогическая компетентность – относительно самостоятельная подсистема – проявляет себя как способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми и обозначает возможности педагога.
Под психолого – педагогической компетентностью педагогапонимается совокупность определенных качеств личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с детьми, их родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения в образовательном процессе.
В структуру психолого – педагогической компетентности входят три блока психолого – педагогической ориентации:
· грамотность, то есть общепрофессиональные знания;
· общие и профессиональные компетенции,обеспечивающие способность педагогаиспользовать имеющиеся у него знания в организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами(приложение 2);
· профессионально значимые для педагогической деятельности личностные качества.
Сущность психолого – педагогической компетентности педагогасостоит в направленности на ребенка как главную ценность своего труда, а также потребности в самопознании и самоизменении.
Исходя из общих подходов к структуре личности, изложенных в концепциях Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, согласно которым начало формирования личности лежит в подструктуре опыта и обусловлено знаниями, умениями, навыками, можно сделать вывод, что основой психолого – педагогической компетентности педагогаявляется умение применять знания о закономерностях личностного развития человека на разных возрастных этапах в практике своей работы. (М.И.Лукьянова)
По мнению Н.В. Кузьминой, к психологическим компонентам системы профессиональной компетентности личности относятся:
· дифференциально-психологический – знания об особенностях усвоения учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного ребенка в ней, об особенностях взаимоотношений педагогас группой, о закономерностях общения;
· аутопсихологический– знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах.
Высокий уровень психологических знаний позволяет педагогупереструктурировать всю систему раннее приобретенных знаний и «перекодировать новые знания таким образом, чтобы, в свою очередь, формировать у своих воспитанников/обучающихся дифференциально-, социально-, ауто-психологические компоненты усвоения этих знаний, то есть чтобы усвоение этих знаний стало средством развития их способностей» (Н.В.Кузьмина).
По мнению Г.С. Сухобской, именно психолого-педагогические знания лежат в основе анализа практических ситуаций и служат критериями оценки результативности предпринятых педагогомдействий. Только в психологических терминах можно зафиксировать те реальные сдвиги в уровне знаний и воспитанности детей, которые происходят в реальной практике и по сути своей являются именно психологическим результатом взаимодействия в образовательной среде.
Воплощение психолого-педагогических знаний в практику взаимодействия с детьми осуществляется успешнее при условии, если педагог умеет:
· приводить воспитанников/обучающихсяв более деятельное состояние;
· так конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых и достаточной для более сильных;
· включать всех воспитанников/обучающихсяв работу.
Основным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого – педагогической компетентности является умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию воспитанников/обучающихся. Выбор способов, с помощью которых педагог добивается тех или иных целей педагогической деятельности необходимо уметь соотнести с личностными качествами – своими и детей.
Замечено, что глубина и разносторонность знаний педагогов не всегда совпадают с продуктивностью их деятельности. Уровни развития педагогических знаний могут быть рассогласованы со сложившимися взаимоотношениями с субъектами образовательного процесса (детьми, их родителями, коллегами, администрацией). Опытность педагога сама по себе не приводит к структурным изменениям педагогической деятельности, характерным для высокого уровня профессионализма.
Личность педагога рассматривается в ее внутренней целостности, где профессиональное и личностное «Я» тесно связаны системой ценностей. Невозможно рассматривать психолого-педагогическую компетентность педагога вне развития его личности. Детерминируется это, видимо, тем, что, во-первых, личность усваивает необходимые знания, умения, навыки лишь в личностном контексте. Во-вторых, овладевать профессиональным мастерством можно лишь на индивидуально-творческом уровне.
Любые психологические знания, прежде чем воплотятся в педагогическую практику, пропускаются через аффективно-ценностные «фильтры» личности, становятся личным достоянием каждого педагога, преобразуясь в собственные оценочные и понятийные категории, установки, поведенческие программы. Профессионально значимые личностные качества выступают в роли тех внутренних условий, «проходя» через которые внешние характеристики и требования деятельности преобразуются в компетентность.
Психолого – педагогическая компетентность тесно связана с коммуникативной, т.к. обеспечивает эффективность контактов, сотрудничества, совместную деятельности, взаимодействия в образовательном процессе и, в конечном счете, – систему взаимоотношений.
Специфика педагогической деятельности обусловливает особую значимость социально-психологических качеств личности, которые способствуют межличностному и ролевому взаимодействию педагогас детьми. Именно наличие этих качеств следует считать важнейшим признаком профессионализма. К их числу относятся:рефлексивность, гибкость, эмпатийность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность (М.И.Лукьянова).
Обретение психолого – педагогической компетентности происходит с помощью педагогической рефлексии.
Педагогическая рефлексия определяет отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности, ориентирует педагогана постоянную «обратную связь», на умение интерпретировать полученную информацию с позиции ребенка, оценивать эффективность, результативность и целесообразность предпринимаемых им педагогических действий.
Рефлексивность, как личностное качество, тесно связана с высоким уровнем творчества в профессиональной сфере. Значимость данного качества выражается в том, что оно способствует развитию других личностных качеств, а именно эмпатийности, гибкости. В единстве они обеспечивают активный поиск новых методов взаимодействия, необходимых для формирования проблемно – исследовательского подхода педагогак собственной профессиональной деятельности.
Постоянно изменяющаяся социальная ситуация усиливает потребность в гибкой, творческой личности, способной адекватно реагировать на происходящие изменения, адаптироваться к новым типам отношений, готовой участвовать в инновационных процессах, самореализоваться в любых проблемных ситуациях. Если творческий потенциал личности педагога есть гарантия его индивидуальности, то гибкость – это способность изменяться в изменяющемся мире (тем более в ситуациях педагогического взаимодействия), это умение адекватно выразить свою индивидуальность. Гибкость мышления и поведения педагога, в итоге, становятся условием развития личностных возможностей и способностей детей.
Способность к сопереживанию, к эмоциональному отклику на проблемы детей, а также к сорадованию его успехам – эмпатийность – означает, что специфика поведения каждого из них понимается и принимается в расчет, а собственная стратегия поведения педагогом строится по-другому, более гибко. Конструктивность общения во многом зависит от того, насколько чутко и эмоционально педагог воспринимает то, что стоит за сообщаемыми фактами. Надо суметь дать знать ребенку, что педагог его видит, слышит, понимает.
Важнейшее качество педагога – общительность – формируется и развивается на основе жизненно важной социогенной потребности человека в общении. Совокупность таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатийность, общительность формируется на основе искреннего интереса к партнеру, его деятельности, желания сотрудничать и предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия.
Не менее важным качеством педагога-профессионала является эмоциональная привлекательность (иначе – визуальность). Это внешняя привлекательность, способность расположить к себе ребенка манерой поведения, внешним видом. Важно не только то, что говорит каждый педагог, но и внешнее выражение чувств в мимике и пантомимике. Приятные манеры поведения ускоряют адаптацию, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность влияния на студентов. Эмоционально привлекательным педагогам присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения, с другой личностью, которая позволила бы сохранить обоим личностное достоинство.
Правомерно говорить о влиянии названных качеств на психолого – педагогическую компетентность в целом, на стиль общения педагога с детьми и окружающими взрослыми, выработку характерных для него способов поведения в различных педагогических ситуациях. Поведенческий компонент следует считать обобщенным показателем компетентности педагога, в котором концентрируются и воплощаются все ее структурные составляющие.
Профессионально значимые личностные качества педагогаявляются системообразующим элементом компетентности. Следовательно, их развитие выступает узловым моментом, важным условием формирования и повышения психолого– педагогической компетентности педагога.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа
Министерство образования Омской области
бюджетное образовательное учреждение Омской области
среднего профессионального образования
«Омский педагогический колледж № 1»