Задания для самостоятельной работы. ИСТОРИЯ физической культуры
ИСТОРИЯ физической культуры
И СПОРТА
Рабочая тетрадь
киров
УДК 796(091)(075.8)
ББК 75.3я73-4
И90
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Вятского государственного университета
Рецензенты:
Бандаков М. П. – доктор педагогических наук, профессор кафедры адаптивной физической культуры и методики обучения ВятГГУ
Шишкин А. Б. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физического воспитания КФМГЭИ
Составитель: Анфилатова О. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и методики обучения ВятГГУ
И90 История физической культуры и спорта [Текст]: рабочая тетрадь для студентов бакалавриата ф-та физич. культуры / О. В. Анфилатова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2015. – 52 с.
Рабочая тетрадь содержит 3 раздела ИФКиС, план разделов и тем лекционного материала, задания с профессиональной направленностью и предназначена для проведения самостоятельной работы, текущего и промежуточного контроля знаний для выполнения домашних заданий, а также для подготовки к семинарским занятиям, зачету и экзамену.
«История физической культуры и спорта» является дисциплиной предметной подготовки для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 49.03.01 Физическая культура, 44.03.01 Педагогическое образование направленность (профиль) «Физическая культура» и 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура).
Рабочая тетрадь предназначена для студентов высших и средних учебных заведений, аспирантов, преподавателей факультетов физической культуры.
УДК 796(091)(075.8)
ББК 75.3я73-4
© Вятский государственный университет, (ВятГУ), 2016
© О. В. Анфилатова
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисциплина «История физической культуры и спорта» (ИФКиС) занимает видное место в подготовке бакалавра по физической культуре.
Самостоятельную работу студентов по курсу «ИФКиС трудно переоценить в подготовке будущего педагога по физической культуре. Обширный учебный материал разделов ИФКиС по эволюции конкретных национально-региональных и интернациональных физкультурно-спортивных движений является одним из самых сложных в теории и практике физической культуры. Наибольшие трудности вызывают у студентов анализ и обобщение практики, изучение опыта физического воспитания и спортивной деятельности по первоисточнику, а также выявление возможных связей с другими дисциплинами учебного плана, без чего невозможно овладеть теоретическим материалом физической культуры и спорта.
Теоретический материал по ИФКиС значительно повышает уровень профессиональной подготовки студентов – будущих педагогов физической культуры.
Учебный материал рабочей тетради направлен на закрепление и углубление знаний студентов по истории физической культуры и спорта, активизацию их познавательной деятельности, формирование навыков самостоятельной работы с учебной и методической литературой, привлечению студентов к самоподготовке, саморазвитию.
Каждое занятие включает в себя следующие виды работы: план лекции;
контрольные вопросы, часть из которых используется для формирования заданий по проверке знаний; задания для самостоятельной работы.
Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной работы студентов (самостоятельная работа, текущий и промежуточный контроль знаний, а также для подготовки к семинарским занятиям, зачётам и экзаменам по данной учебной дисциплине (самоконтроль знаний).
Учебная деятельность студентов в процессе работы рабочей тетрадью строится с расчётом на их автономную работу, преподаватель выполняет лишь организующую и консультативную функцию, заключающуюся в количественном и качественном анализе и оценке выполнения контрольных тестов и заданий.
Рабочая тетрадь по ИФКиС призвана обеспечить профессионально-педагогическое формирование будущих педагогов по физической культуре и спорту; развитие у них устойчивого интереса к избранной специальности.
Рабочая тетрадь содержит следующие разделы: «Физическая культура и спорт в зарубежных странах», «История физической культуры и спорта в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации», «Олимпийское движение».
Раздел 1
«Физическая культура и спорт в зарубежных странах»
В первом разделе рассматриваются следующие темы:
- «Физическая культура в древнем мире и в средние века»;
-«Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока»;
- «Зарубежные системы физической культуры и спорта в с XVIII века до настоящего времени»
Лекция 1. «Физическая культура в древнем мире и в средние века»
План лекции:
1. Возникновение физической культуры как особой сферы общественной деятельности, исторические этапы её развития.
2. Развитие физической культуры и спорта в Древней Греции. Спартанская и афинская системы физического воспитания. Древнегреческие мыслители о физическом воспитании.
3. Развитие физической культуры в Древнем Риме. Военно-физическое воспитание в Древнем Риме, его упадок в период Римской империи.
4. Физическая культура раннего средневековья (V-IX вв.).
5. Развитие физической культуры на этапе развитого средневековья (X-XIV вв.).
6. Образование в Западной Европе рыцарской системы физического воспитания феодалов.
7. Физическая культура эпохи Возрождения и разложения феодализма (XVXVII вв.). Прогрессивная роль гуманистических идей Я. А. Коменского, В. Фильтре, Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Кампанеллы, И. Меркуриалиса, А. Везалия и др. в развитии физического воспитания.
Контрольные вопросы:
1. Что изучает история физической культуры и спорта? Каковы её предмет и задача?
2. Какова структура и содержание истории физической культуры и спорта?
3. Когда и в связи, с чем возникло физическое воспитание, занятие физическими упражнениями как специфическая деятельность человека?
4. Каковы особенности развития физической культуры в первобытном обществе?
5. Какие изменения произошли в развитии физической культуры и спорта в период перехода от первобытного к рабовладельческому обществу?
6. Из каких основных разделов состояла древнегреческая гимнастика?
7. Какие различия имелись в системе физического воспитания в Спарте и Афинах?
8. Каковы особенности развития физической культуры в Древнем Риме?
9. Как отражались вопросы физического воспитания в трудах древних философов, врачей, ораторов, скульпторов и поэтов?
Задания для самостоятельной работы
1. Законспектируйте о зарождении физических упражнений в первобытном строе_________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Заполните таблицу 1.
Таблица 1