Социальная защита населения.
На территории района функционировали 3 социальных учреждения:
а) МБУ «Центр социального обслуживания населения Беломорского муниципального района;
б) МБУ «Центр социальной помощи семье и детям муниципального образования «Беломорский муниципальный район»;
в) ГКУ СЗ «Центр социальной работы Беломорского района».
В МБУ Центр СОН работают 6 отделений:
а) три отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
б) отделение срочного социального обслуживания;
в) два отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в поселках Сосновец и Летнереченский.
Центр предоставляет широкий спектр социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальным обслуживанием охвачены все населенные пункты района.
Характеристика текущего состояния и проблем в сфере социального обслуживания населения представлена в подпрограмме 7.
Основным направлением работы МБУ «Центр социальной помощи семье и детям муниципального образования «Беломорский муниципальный район» является помощь и содействие семьям и детям в получении квалифицированной социально-психологической и социально-педагогической помощи, обеспечивающей их социальную адаптацию к жизни. Особое внимание уделяется работе по раннему выявлению детей, подвергшихся жестокому обращению. Специалистами Центра основной упор делается на профилактическую работу с проблемными семьями, направленную на изменение межличностных отношений, устранение недостатков в семейном воспитании.
МБУ «Центр социальной помощи семье и детям муниципального образования «Беломорский муниципальный район» с 01.01.2016 года ликвидировано и образовано ГБУ СО Республики Карелия «Центр помощи детям №5» город Беломорск.
Центр социальной работы, созданный для социальных целей в соответствии в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 12.09.2001 года №195-П «О создании государственных учреждений социальной защиты» осуществляет работу по назначению и выплате различных пособий, денежных выплат и компенсаций.
Культура, сохранение и развитие культурных ценностей.
Отрасль культуры Беломорского района объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного и музейного дела, поддержке и развитию народного творчества и традиционной народной культуры.
Сеть муниципальных учреждений культуры, учредителем которых является администрация Беломорского муниципального района, составляют следующие учреждения:
МБУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение»;
МБУ «Центр поморской культуры»;
МБУК «Беломорская централизованная библиотечная система»;
МБУ «Беломорский районный краеведческий музей «Беломорские петроглифы»;
МУДО «Беломорская детская школа искусств им. А.Ю. Бесолова».
Отрасль культуры Беломорского муниципального района сегодня – это широкий спектр досуговых и информационных услуг.
Характеристика текущего состояния и проблем сферы культуры, анализ причин возникновения этих проблем представлены в подпрограмме 8.
Развитие спорта.
Физическая культура и спорт, как составляющая часть здорового образа жизни, является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия по состоянию на 1 января 2015 года численность населения в возрасте от 14 до 30 лет составляет 2363 человека (13,7% от всей численности).
В районе принимаются меры, направленные на обеспечение оптимальных условий для развития физической культуры и спорта. Развиваются такие виды спорта как: баскетбол, каратэ, лыжные гонки, настольный теннис, футбол, хоккей, силовое многоборье, однако недостаточно спортивных сооружений, особенно дворовых, для занятий по месту жительства. Многие спортивные объекты требуют ремонта.
Характеристика текущего состояния и проблем в развитии физической культуры спорта представлены в подпрограмме 4.
Молодежная политика.
Молодежная политика на территории муниципального образования направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации молодых людей, на развитие и поддержку молодежных общественных объединений, движений, инициатив, воспитание патриотизма, уважение к истории и культуре, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Вступая в самостоятельную жизнь, молодежь должна быть способной привносить в процесс муниципального развития новый импульс, реализовывать собственный потенциал социального новаторства. Именно молодежь является наиболее перспективным объектом государственных инвестиций, поэтому проблема общественно-политического, социально-экономического и духовно-культурного развития молодежи является одной из наиболее приоритетных задач развития Беломорского муниципального района.
Анализ реализации молодежной политики и решения проблем молодежи отражены в подпрограмме 4.
Правонарушения.
Развитие оперативной обстановки за 4 года начиная с 2011 года на территории района характеризуется сокращением общего количества зарегистрированных преступлений на 12,8%. В 2014 году в районе зарегистрировано 314 преступлений, в 2011 году – 360. Наибольшее сокращение количества преступлений наблюдалось в 2012 году – 294 преступления.
Общая раскрываемость преступлений в течение 4 лет снизилась на 0,6% и составила к концу 2014 г. 80,8% (в 2011 г. – 81,4%), самый низкий процент раскрытия преступлений достигнут в 2013 г. – 78,3%.
Уровень преступности, в расчете на 100 тысяч жителей в 2014 году составил 1799 преступлений, что значительно меньше, чем в 2011 году (1917).
Увеличилось количество преступлений связанных: с причинением тяжких телесных повреждений (на 28,6%), с хищениями (на 66,7%), с наркотиками (на 12,5%), с угонами транспортных средств (в 2,1 раза). Напротив, уменьшилось количество преступлений связанных: с причинением легких телесных повреждений (на 25%), с грабежами (на 36,8%), с кражами (на 16%), с угрозой убийства (на 72,7%).
Удельный вес тяжких преступлений составил: в 2011 году – 17,5%, а в 2014 году – 16,2%.
Несовершеннолетними в 2014 г. совершено 27 преступлений - пиковый рост количества преступлений среди несовершеннолетних (в 2011 г. – 22, 2012 г. – 19, 2013 г. - 10).
В целях профилактики и предупреждения преступлений и правонарушений проведены оперативно-профилактические мероприятия: «Оружие», «Дача», «Автомобиль», «Дорога. Дети. Безопасность», «Автокресло – детям», «Безопасность пешеходов», «Скорость и обгон», «Останови пьяного», «Участок», «Надзор», «Резидив», «Здоровый образ жизни», «Шанс», «Семья», «Подросток».
Отделением МВД России по Беломорскому району обеспечивается порядок, общественная безопасность и права граждан при проведении всех праздничных и иных массовых мероприятий.
15.14. «Программа комплексного социально - экономического развития муниципального образования «Беломорский муниципальный район» на 2011-2015 годы», действует на территории района пятый год и её развитие проходит одновременно с реализацией федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ.
Основная цель Программы – повышение благосостояние населения района, защита их интересов и обеспечение безопасности во всех сферах деятельности.
Система программных мероприятий предусматривала 91 мероприятие по различным направлениям.
Основные направления развития района были разработаны с учетом перспектив использования экономического потенциала территории, запланированных инвестиционных проектов, бизнес–планов развития отдельных предприятий.
Основные результаты
по направлениям Программы за период 2011 – 2015 годы
Таблица 15
Основные направления | Основные мероприятия | Результат |
Развитие промышленности | ООО «Шуя» - организация производства щебня. ООО «АС Групп» - модернизация предприятия. ООО «Беломорский карьер» - приобретение основных фондов. ФГУ «Выгский рыбоводный завод» - строительство садковой линии. Полное освоение выделенных квот водных биоресурсов в рыбохозяйственном комплексе. 8 мероприятий по туризму, 1 – по торговле, 3 – по сельскому хозяйству. | Не выполнены по ООО «Шуя», ФГУ «Выгский рыбоводный завод» и ООО «АС Групп» (предприятие было модернизировано, а через несколько лет было ликвидировано). Выполнено 14 мероприятий из 17 запланированных. Объем финансирования за 4 года 46,8 млн. руб. |
Развитие малого предпринимательства | Предоставление грантов на создание собственного дела. Оказание имущественной поддержки. | В 2014 году гранты не предоставлялись в связи с отсутствием субсидий из республиканского бюджета. Выполнено 4 мероприятия из 4 запланированных. Объем финансирования за 4 года 0,2 млн. руб. |
Создание условий для привлечения инвестиций | Создание информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Изготовление технических паспортов на объекты недвижимости. ЗАО «Беломорский порт – строительство глубоководного порта. | Информационная система не создана. Не выполнено мероприятие по ЗАО «Беломорский порт». Выполнено 2 мероприятия из 4 запланированных. Объем финансирования за 4 года 0,4 млн. руб. при плане 13758,6 млн. руб. (-13758,2 млн. руб.). |
Развитие ЖКХ и охрана окружающей среды | Разработка инвестиционных программ коммунального комплекса. Участие в целевых программах по восстановлению жилищного фонда. Разработка проектно-сметной документации на строительство полигонов ТБО. | Не разработаны программы по Сосновецкому и Летнереченскому сельским поселениям. Из-за невыполнения муниципального контракта исполнителем, не разработана проектно-сметная документация на строительство полигонов ТБО Выполнено 2 мероприятия полностью и 2 мероприятия частично из 5 запланированных Объем финансирования за 4 года 69,9 млн. руб. |
Обеспечение всеобщей доступности и качества основных социальных услуг | Занятость населения. Трудоустройство на общественные работы, профессиональная подготовка, предоставление субсидий. | З мероприятия выполнены в пределах выделенных объемов финансирования. |
Образование. Реализация плана мероприятий по Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года. Реализация национального проекта «Образование». Реализация «Программы отдыха и оздоровления детей на территории Беломорского муниципального района». | Выполнено 6 мероприятий из 6 запланированных. Объем финансирования за 4 года 45,0 млн. руб. | |
Здравоохранение. Улучшение материально - технической базы. Создание информационной системы. Борьба с социально-значимыми заболеваниями. | Выполнено 5 мероприятий из 5 запланированных. Объем финансирования за 4 года 10,5 млн. руб. | |
Социальное обслуживание. Реализация программы «Адресная социальная помощь». | Выполнено 1 мероприятие из 1 запланированного. Объем финансирования за 4 года 10,5 млн. руб. | |
Культура. Создание условий для возрождения и развития традиционной поморской культуры. Укрепление материально – технической базы учреждений культуры. | Выполнено 4 мероприятия из 4 запланированных. Объем финансирования за 4 года 18,5 млн. руб. | |
Физкультура, спорт и молодежная политика. Установка хоккейной площадки. Проведение спортивно – массовых мероприятий. Реализация молодежной политики и решение проблем молодежи. | Не выполнено мероприятие по выравниванию профиля футбольного поля и ремонту трибуны для зрителей. Выполнено 4 мероприятия из 5 запланированных. Объем финансирования за 4 года 1,7 млн. руб. | |
Сумпосадское сельское поселение. Ямочный ремонт дорог местного значения. Восстановление и капитальный ремонт уличного освещения в 5 населенных пунктах. Капитальный ремонт пожарных водоемов и пирсов – 5 единиц. Ремонт мостового перехода с. Колежма. | Не восстановлено уличное освещение в п. Маленга. Выполнено 11 мероприятий из 12 запланированных. Объем финансирования за 4 года5,7 млн. руб. | |
Сосновецкое сельское поселение. Ремонт тепловых сетей поселка. Ремонт кровли детского сада п. Пушной. Ремонт мостов. Ремонт пожарного водоема и пирса. Ямочный ремонт дорог. Приобретение машины для вывоза мусора. | Не выполнен ремонт моста в с.Шуерецкое, не приобретены дизель-генераторная установка для жителей д. Машезеро и машина для вывоза мусора, не заменены ветхие электрические линии и столбы в д. Тунгуда и п.Пушной. Выполнено 10 мероприятий из 14 запланированных, 3 не выполнены и 1 выполнено частично. Объем финансирования за 4 года 6,4 млн. руб. | |
Летнереченское сельское поселение. Организация уличного освещения. Снос здания (бывший детский сад). Ямочный ремонт дорог местного значения. | Выполнено 6 мероприятий из 6 запланированных. Объем финансирования за 4 года 2,4 млн. руб. | |
Беломорское городское поселение. Строительство мостов: 1 и 2 на остров Ковжино, между 1-й и 2-й Слободками. | Выполнено 5 мероприятий из 5 запланированных. Объем финансирования за 4 года 37,1 млн. руб. | |
Итого | Выполнено 77 мероприятий полностью и 3 – частично из 91 запланированного. 11 мероприятий не выполнено. Объем финансирования за 4 года 247,8 млн. руб. |
Одним из главных условий Программы является привлечение в экономику и социальную сферу района достаточных финансовых ресурсов, в первую очередь средств предприятий, финансовых структур и других внебюджетных источников.
Общий объем финансовых ресурсов для реализации 91 мероприятия Программы 2011 – 2015 годы с учетом корректировки составлял 14 084,4 млн. рублей, в том числе местный бюджет 77,3 млн. руб. Фактически выполнено 77 мероприятий (85 процента) на сумму 247,8 млн. рублей (4 года), в том числе местный бюджет 43,4 млн. руб. (4 года). Не выполнен основной раздел старой Программы – «Инвестиции». ЗАО «Беломорский порт» не осуществлен инвестиционный проект «Строительство глубоководного морского торгового порта в г. Беломорск» с объемом финансирования 13758 млн. руб. Не профинансировано из федерального бюджета строительство садковой линии по выращиванию лосося и реконструкция водозаборного ковша и водоподающей системы ФГУ «Выгский рыбоводный завод» в сумме 40,6 млн. руб.
15.15. За счет реализации программных мероприятий предусматривалось создание дополнительных 1083 рабочих мест, фактически создано 347 мест. Не удалось создать дополнительных рабочих мест в лесопромышленном и горнопромышленном комплексах и на транспорте.
Уровень зарегистрированной безработицы остался на уровне 2010 года и составил на 01.01.2015 года 5,1%.
Рост заработной платы планировался 118,1% к 2010 году, фактически в 2014 году составил 139,6%.
Среднегодовой объем инвестиций за 4 года увеличился в 2 раза.
Рост объема жилищного строительства 2014 год к 2010 году составил 260,4%.
Программой прогнозировалось увеличение налоговых поступлений в бюджет района в 2015 году 124,8 процента к уровню 2010 года, фактически увеличение 2014 года составило 134,5%.