Основные функции внутреннего контроля
Различают несколько функций контроля педагогической деятельности, как вида управленческой деятельности:
Проверочная– обеспечивает возможность знать и изучать действительное состояние процесса обучения и своевременно принимать меры по его совершенствованию, улучшению работы структур и подразделений ГПОУ «ГКГХ», а также деятельности преподавателей и студентов;
Обучающая –позволяет адекватно реагировать на деятельность педагога, вскрывать недостатки, изучать положительный опыт, совершенствовать содержание, формы и методы учебной работы, повышая в конечном итоге ее качество;
Воспитательная– позволяет стимулировать работу преподавателей/мастеров производственного обучения и студентов, способствовать развитию личностно и социально значимых качеств педагогов и студентов, трудолюбия, чувства ответственности, воли и настойчивости, побуждать к самостоятельности, поискам более совершенных методов организации образовательного процесса.
Организующая– обеспечивает выполнение требований ГОС СПО.
Оптимальное эффективное функционирование системы внутреннего контроля обеспечивается только при соблюдении определенных принципов:
стратегической направленности контроля - отражает и поддерживает общие цели ГПОУ «ГКГХ»;
актуальности -соответствует контролируемому виду деятельности, объективно измеряет и оценивает то, что действительно важно на сегодня;
законности –основывается на наличии точных и удобных для применения нормативов и директивных документах, а также четких, объективных, убедительных для студентов критериев оценки их работы;
контроля по критическим точкам –основывается на узловых моментах деятельности, по которым можно определить, имеются ли отклонения от планов;
существенных отклонений -сосредоточивается на отклонениях, имеющих некоторую критическую величину или относящихся к разряду исключительных;
своевременности контроля -заключается в проведении измерений или оценок с определенной частотой, которая адекватно соответствует контролируемому явлению;
простоты контроля -соответствует потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее;
целенаправленности контроля -направление работы на достижение цели;
доброжелательности -предполагает уважение прав и обязанностей участников контроля, взаимообогащение субъектов контроля,объективности при проведении контролирующих процедур;
гласности - своевременность информирования коллектива о конкретных направлениях, объектах, субъектах, целях и задачах, формах
контроля.
Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния
образовательной деятельности являются:
- наблюдение;
- анализ;
- экспертиза;
- беседа;
- изучение документации;
- анкетирование;
- тестирование;
- оперативный разбор (анализ только что проведённого занятия (урока) или внеклассного мероприятия с его организаторами или участниками и т. д.);
- проверка знаний и умений студентов;
- отчёт о деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
Внутренний контроль основывается на существующей системе управления ГПОУ «ГКГХ» и осуществляется должностными лицами в пределах предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей.
Администрация ГПОУ «ГКГХ», планируя работу по повышению эффективности внутреннего контроля, должна уделять внимание посещению занятий. Для обеспечения надлежащего уровня управления ГПОУ «ГКГХ» директору следует уделять образовательному процессу 50% своего рабочего времени, его заместителям - 75%. Высокое качество образовательного процесса возможно тогда, когда у руководителей есть достаточно фактов и наблюдений для анализа деятельности педагогов и соответствующих выводов.
Субъекты контроля определяются на основании нормативных документов при создании структуры образовательного учреждения. В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию, в ГПОУ «ГКГХ» различают административный контроль, коллективный и взаимоконтроль преподавателей/мастеров производственного обучения, а также самоконтроль.
Административный контроль – контроль, осуществляемый руководством ГПОУ «ГКГХ». Руководство ГПОУ «ГКГХ» планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников образовательного учреждения.
Как правило, основной объем функций контроля директор ГПОУ «ГКГХ» делегирует своим заместителям, оставляя в большинстве случаев за собой контрольза:
•работой административно-управленческого персонала;
•выполнением Закона ДНР «Об образовании», требований нормативно-правовых документов;
· выполнением решений педагогических советов;
•соблюдением правил охраны труда;
•сохранностью материально-технической базы изданий;
•ведением документации строгой отчетности;
(трудовых книжек работников, личных дел студентов и сотрудников, финансовой документации и т.д.);
В ведении заместителей директора находятся определенные процессы функционирования образовательногоучреждения и их непосредственные организаторы и исполнители.
Заместитель директора контролирует:
•качество образовательного процесса и выполнение учебных планов и рабочих программ, ведение документации;
· повышение квалификации и стажировки педагогов;
•выполнение режима учебных занятий и посещаемость занятий студентами;
•учебную нагрузку студентов, объективность оценки результатов образовательной деятельности студентов в соответствии с требованиями ГОС СПО;
•работу учебных кабинетов и мастерских;
· методическую деятельность педагогов и выполнение решений педагогических, методических советов;
· работу классных руководителей и мастеров п/о по воспитанию молодежи;
· внедрение педагогических инноваций и проведения исследовательско-экспериментальной деятельности педагогов;
· обеспеченность учебной и методической литературой;
· работу библиотеки, состояние воспитательного процесса, работу с сиротами (и под опекой), качество работы обслуживающего персонала т.д.;
· рациональное расходование материалов и финансовых средств, а также ведение учебной документации, работу предметно-цикловых, цикловых (методических) комиссий,
· состояние здоровья и физической подготовки студентов;
· профилактическую работу с педагогически запущенными студентами.
Конкретное распределение функций контроля между директором и его заместителями может существенно варьироваться в разных образовательных учреждениях СПО.
Заместитель директора может организовывать и проводить мониторинг, который предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства, исполнительская дисциплина и т.д.)
Коллективный контроль и взаимоконтроль педагогов осуществляется преподавательским коллективом в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе. Работа преподавателей/мастеров производственного обучения можетбыть проанализирована и оценена коллегами-педагогамив процессе работы коллегиальных органов управления. Коллеги могут оценить эффективность внедрения новых форм и методов преподавания и педагогическихтехнологий, проверить исполнение индивидуального плана самообразования педагога и его участие в выполнении коллективно принятых решений. Цель такого контроля – оказание необходимой помощи в виде советов, рекомендаций, экспертного заключения компетентных опытных коллег, решающих с педагогом общие задачи. Коллективный контроль приносит наибольшую пользу, когда необходима широкая экспертная оценка работы педагога, например, при аттестации педагогических кадров.
Педагоги могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу. В этом случае говорят овзаимоконтроле. Взаимный контроль оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации. Передавая свой опыт, каждый из коллег изучает, как идет его освоение другими. Взаимоконтроль может осуществляться между специалистами равной квалификации, напримерпредседателями предметно-цикловых, цикловых (методических) комиссий.
Самоконтроль означает работу преподавателя/мастера производственного обучения на доверии. Доверие оказывается лучшим сотрудникам в качестве поощрения за высокие результаты педагогической деятельности. Педагог может быть переведен на самоконтроль по истечении определенного времени работы в данном образовательном учреждении. Самоконтроль проводится путем самостоятельного сопоставления преподавателем/мастером производственного обучения достигнутых результатов в соответствии с требованиями стандартов и нормативов. При этом педагог должен иметь четкие внешние основания для оценки собственных результатов, а именно:
•состояние организационно-педагогическихусловий успешной работы образовательного учреждения в целом;
•состояниеобразовательного процесса (выполнение учебных планов и рабочих программ, качество знаний и уровень освоения компетенций, организация внеаудиторной, самостоятельной работы студентов);
•качественные показатели эффективности работы ГПОУ «ГКГХ» (выполнение требований нормативных документов, решений педагогических, методических советов, цикловых комиссий, непрерывность самообразования преподавателей/мастеров п/о, уровень качественныхпоказателей студентов, выполнение ГОС СПО, рост профессионального мастерства преподавателей/ мастеров производственного обучения и т.п.);
•состояние учебно-материальной базы (работа учебных кабинетов, лабораторий и мастерских, рациональное использование наглядных пособий, ТСО, других информационных средств обучения, ведение документации и т.п.).
Необходимыми условиями эффективности внутреннего контроля являются:
Высокая компетентность контролирующих, тщательное предварительное изучение ими методики контроля, ознакомление с соответствующими нормативно-правовыми документами (требованиями ГОС СПО и учебными планами, рабочей программой, методическими документами по рассматриваемым вопросам, решениями педагогического, методическогосовета, предметно-цикловой, цикловой (методической) комиссии, материалами предшествующих проверок и др.).
Рациональность организации контроля, системность и систематичность проводимых контрольных мероприятий, которые должны отражать качество всех видов учебных занятий по всем учебным дисциплинам, профессиональным модулям , МДК.
Гласность -доведение до сведения всех преподавателей/мастеров производственного обучения, заведующих отделениями, председателей цикловых комиссий, других заинтересованных лиц.
Правильность документального оформления результатов проверок,которое должно отличаться четкостью, аналитическим характером изложения существенных сторон, как положительных, так и отрицательных, наличием конкретных рекомендаций по устранению недостатков и распространению положительного опыта.