Основополагающие моменты, идеи
Глава XVI. Общие требования обучения и учения, т. е. как учить и учиться Основоположение 1
Основоположение 2
Основоположение 4
Основоположение 6
1. Образование человека нужно начинать в весну жизни, т. е. в
детстве.
2. Утренние часы для занятий наиболее удобны.
3. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сооб
разно возрастным ступеням — так, чтобы предлагалось для
изучения только то, что доступно восприятию в данном возра
сте.
1. Подготовка материала: книг и др. учебных пособий — заранее.
2. Развивать ум ранее языка.
3. Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
4. Примеры предпосылать правилам.
В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.
С самого начала юношам, которым нужно дать образование, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложилось общее понимание их как целого.
Основоположение 7
Глава XVII. Основы легкости обучения и учения Основоположение 1
Основоположение 2
1. Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно
разделена на классы — так, чтобы предшествующее всегда
открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
2. Время должно быть распределено с величайшей точностью —
так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилась своя
особая работа.
1. Образование юношества должно начинаться рано.
2. У одного и того же ученика по одному и тому же предмету дол
жен быть только один учитель.
3. По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в
гармонию нравы.
1. Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горя
чее стремление к знанию и учению.
2. Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы
оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало
их от дальнейших занятий.
69