Урок как основная форма обучения
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.
1. Общее понятие о формах организации обучения.
2. Урок как основная форма обучения.
3. Дополнительные и вспомогательные формы организации обучения.
Общее понятие о формах организации обучения. Успех и эффективность учебной работы зависит от умелого использования многообразия форм её организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия организационные формы обучения.
Форма — наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок. Форма предмета, процесса, явления обусловлена их содержанием и, в свою очередь, оказывает на них обратное влияние. Содержание и форма — это философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания.
Формы организации обучения выполняют интегративную функцию, поскольку в них в упорядоченном виде входят все основные элементы процесса обучения. Форма организации в данном случае рассматривается как специальная конструкция, которая характеризует «внешнюю» сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом. Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс.
Так, Ю. К. Бабанский под формой организации обучения понимает «внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме». В учебных пособиях Н.А.Сорокина, М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера под формой обучения понимается «определенный порядок и установленный режим совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения». В.И.Андреев: «Форма организации обучения — это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения».
Функции системы форм обучения:
· обучающе-образовательные, позволяющие конструировать и использовать данные формы для создания наиболее эффективных условий передачи детям знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения и развития способностей;
· воспитательные, обеспечивающие последовательное введение учеников в разнообразные виды деятельности. В результате происходит развитие интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и физических качеств личности;
· организационные, требующие четкой методической проработки и инструментовки образовательного процесса;
· психологические, предполагающие оптимальное развитие у учащихся всех психических процессов, способствующих обучению;
· развивающие, связанные с созданием многообразия условий для полноценной интеллектуальной деятельности;
· систематизирующие и структурирующие, обеспечивающие научную последовательность и логичность передачи информационного учебного материала;
· комплексирующие и координирующие, представляющие взаимосвязь самих форм обучения с целью повышения эффективности образовательного процесса;
· стимулирующие, проявляющиеся в учете возрастных особенностей учащихся.
Классификация проводится по различным основаниям. Ч. Куписевич и И.П. Подласый предлагают классифицировать формы обучения по следующим показателям: количество учащихся, участвующих в процессе обучения (коллективные, индивидуальные формы); место организации учебы (школьные и внешкольные); продолжительность учебных занятий (классные и внеклассные мероприятия), классический урок — 45 мин, спаренное занятие — 90 мин, спаренное укороченное занятие — 70 мин, а также уроки «без звонков» произвольной длительности.
Т. И. Шамова организационные формы обучения классифицирует по общим целями на: освоение новых знании ( школьная учебная, проблемная лекция, экскурсия, лабораторная работа, учебный трудовой практикум); закрепление знаний (практикум, лабораторная работа, семинар, консультация); выработка умений целесообразно, самостоятельно применять знания в комплексе новых ситуаций (семинары, диспуты, дискуссии, ролевые и учебно-деловые игры); обобщение единичных знаний и их систематизация (конференции, уроки-обобщения, семинары); определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками (урок контроля и коррекции знаний, коллоквиум, семинар-зачет, общественный смотр знаний).
В работе В.И. Андреева на основе анализа всех имеющихся классификаций сконструирована целостная трехмерная модель систематизации различных форм организации обучения:
· общие формы организации обучения отражающие особенности взаимодействия участников учебного процесса (индивидуальные, парные, групповые, коллективные, фронтальные);
· внешние формы организации обучения, которые ориентированы на особенности передачи учебного материала учащимся (урок, игра, семинар, лекция, экскурсия, лабораторное занятие и т.д.);
· внутренние формы организации обучения, с точки зрения доминирующей цели обучения (вводное занятие, занятие по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, практическое занятие, занятие по обобщению и систематизации знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированная форма организации занятия).
И.Ф.Исаев, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов выделяют три наиболее известные основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающихся одна от другой:
· количественным охватом обучающихся;
· соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учеников;
· степенью их самостоятельности;
· спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.
К ним отнесены: индивидуальное обучение; классно-урочная система; лекционно-семинарская система. В каждой из них преимущество отдаётся тем или иным формам организации.
Так, в индивидуальной системе обучения основной формой обучения является индивидуальное занятие т.е. взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и др.). Главное достоинство индивидуального обучения: полностью индивидуализированный процесс (содержание, темп, особенности ученика, более полный контроль). Основные недостатки: высокие экономические затраты, не формирует у учащегося навыки работы в коллективе, не позволяет в полной мере решать воспитательные задачи, отсутствует дух соревновательности как стимул к деятельности и др.
При классно-урочной системе обучения основной формой обучения является урок. Для классно-урочной системы характерны признаки: постоянный состав учащихся (класс); каждый класс работает в соответствии со ссвоим годовым планом (планирование обучения); учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); каждый урок посвящается только одномсу предмету (монизм); постоянное чередование уроков (расписание); руководящая роль учителя (педагогическое управление); применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности). Достоинства классно-урочной системы: экономична, строгая организационная структура, предпосылки для взаимообучения, сотрудничества, решения воспитательных задач. Недостатки: ориентация на «среднего» ученика, отсутствие индивидуального подхода.
При лекционно-семинарской системе обучения основными формами обучения выступают лекция и семинар, при ведущей роли лекции. Признаки лекционно-семинарской системы: организационное подразделение учебного процесса на отдельные звенья; использование для каждого из них специализированных организационных форм (лекции, семинары, практикумы, зачёты) и различных учебных группировок (потоки, группы, подгруппы, отдельные учащиеся). Достоинства лекционно-семинарской системы: экономия времени, возможность привлечения высококвалифицированных специалистов, более рациональное распределение учебной нагрузки между учителями. Недостатки: стандартизированность учебной деятельности на лекции, слабый контроль, внеличностные отношения, значительный разрыв между участниками учебного процесса.
Урок как основная форма обучения. Урок — единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой работы. Урок является основной формой организации текущей учебной работы. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы.
Функция урока как организованной формы обучения заключается в достижении завершенной, но частичной дидактической цели в триединстве образовательной, воспитательной и развивающей задач.
Типология урока — одна из самых сложных дидактических задач, авторское решение которой предлагали многие современные исследователи, классифицируя уроки по различным основаниям.
С.В.Иванов, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, И.Н.Казанцев, В.А.Онищук, Г.И.Щукина выделяют практически аналогичные типы уроков в зависимости от ведущей дидактической цели: вводные уроки; уроки первичного ознакомления с учебным материалом; уроки образования понятий, установления законов и правил; уроки применения полученных знаний на практике; уроки выработки навыков (тренировочные); уроки повторения и обобщения; контрольные уроки; уроки смешанные или комбинированные.
И. Н. Казанцев подразделяет уроки по способу их организации или ведущему методу обучения: урок-лекция; урок-беседа; урок-экскурсия; киноурок; урок самостоятельной работы; лабораторные и практические занятия; уроки с разнообразными видами заданий.
В работе М. И. Махмутова сделана попытка объединить существующие противоречия по классификации уроков. В качестве оснований классификации выделяются цель организации, детерминированная общедидактической целью, характер, содержание изучаемого материала и уровень обученности учащихся. Соответственно выделяются следующие типы уроков: изучения нового учебного материала; совершенствования знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации; комбинированные уроки; контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Независимо от типа урока педагогу необходимо продумать его структуру и логику для повышения эффективности собственно учебного процесса. Под структурой урока подразумеваются его внутреннее строение и последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.
Классическая, традиционная структура урока опирается на формальные ступени обучения, такие как: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.
Соответствующий данной структуре тип урока носит название комбинированного и состоит из следующих этапов:
1. Организационный — дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке.
2. Проверка выполнения домашнего задания — дидактическая задача — проверка.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности — дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока.
4. Усвоение новых знаний — дидактическая задача определяет формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях.
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала — дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его освоения.
6. Закрепление знаний — дидактическая задача заключается в организации деятельности учащихся по применению новых знаний.
7. Обобщение и систематизация знаний — дидактическая задача состоит в обеспечении усвоения системы знаний и установлении межпредметных связей.
8. Контроль и самоконтроль знаний — дидактическая задача ориентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на самоконтроль и самообразование.
9. Подведение итогов — дидактическая задача — дать анализ успешности образовательной деятельности и показать пути решения проблем в обучении.
10. Информация о домашнем задании — дидактическая задача
состоит в подготовке к выполнению рекомендаций учителя.
Рассмотренные этапы не имеют жестко закрепленной последовательности, могут носить инвариантный характер и объединяться между собой, ориентируясь на целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся и характеризуя также другие формы обучения.
Современный урок должен отвечать следующим требованиям.
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8. Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование урока.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.
К дидактическим требованиям относятся: четкое определение образовательных задач урока; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные требования к уроку включают: определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств; внимательное отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
В педагогической литературе и школьной практике приняты следующие формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная; индивидуальная; групповая.
Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся – это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее.
Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями.
Достоинства фронтальной формы организации учебной деятельности: воспитывает в учащихся чувство коллективизма; позволяет обучаемым рассуждать; формирует устойчивые познавательные интересы; учитель получает возможность влиять на весь коллектив класса; ритмичность в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей.
Главным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она ведет к проявлению тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.
Выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную (деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе); индивидуализированную (предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий). Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. Но индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает общение учащихся между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях.
Главными признаками групповой (звеньевой) формы организации учебной работы учащихся являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. Данная форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов; при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы. Недостатки данной формы организации учебной деятельности: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения.
Одно из важнейших условий эффективности урока – тщательная подготовка к нему учителя. Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования).
При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.
Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный результат. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо рассчитать алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.
1. Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается в выяснении всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся; мотивов их деятельности и поведения; запросов и наклонностей; интересов и способностей; требуемого уровня обученности; характера учебного материала, его особенностей и практической значимости; структуры урока; во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе (на повторение опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений).
Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов.
2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100 %. Влияние препятствующих факторов снижает этот идеальный показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока – планированию.
3. Проектирование (планирование) – завершающая стадия подготовки урока, которая заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся . Программа управления – это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом.
На начальном этапе педагогической деятельности следует писать подробные планы-конспекты урока, в которых должны быть отражены следующие моменты: дата проведения урока и его номер по тематическому плану; название темы урока и класса, в котором он проводится; цели и задачи образования, воспитания, развития школьников; структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам; содержание учебного материала; методы и приемы работы учителя в каждой части урока; учебное оборудование, необходимое для проведения урока; задание на дом.
Дополнительные и вспомогательные формы организации обучения.
Домашняя учебная работа учащихся. Это форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя. Цель – закрепление и углубление знаний учащихся, полученных на уроке, развитие умений самостоятельного учебного труда.
Дидактические функции: углубленное усвоение и закрепление материала, усвоенного на уроке; овладение в процессе самостоятельной работы дома определёнными знаниями и умениями, образующими основу для выполнения в школе под руководством учителя новых заданий, для решения проблем теоретического и практического характера; сбор учебных пособий (природные образцы, статистические данные, материалы наблюдений и т.д.) как основы для изучения новой темы на уроке; формирование у учащихся определённых умений и навыков в ходе самостоятельного выполнения упражнений; подготовка школьников к самообразованию.
Педагогические условия, обеспечивающие учебную и воспитательную эффективность домашней работы: сформированность у учащихся положительной мотивации и осознание целей работы; повседневное вооружение учащихся системой приёмов самостоятельной работы на уроке и других школьных занятиях; педагогическое руководство и систематический контроль со стороны учителей, родителей учащихся, формирующих у детей чувсто ответственности; соблюдение научной обоснованности характера, объёма и сложности домашних заданий (посильность, усложнение по методам и объёму от класса к классу).
Лекция. Представляет собой древнейшую форму передачи знаний. В процессе лекции педагог последовательно и системно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал.
Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций считаются: оптимальное сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих функций; научность; проблемность; системность; ясность изложения и активизация мышления слушателей; доказательность и аргументированность суждений; учет особенностей аудитории; сочетание теории и практики; сочетание логики изложения с творческой импровизацией преподавателя; использование дидактических материалов и технических средств.
Данные принципы получают свое развитие при определении основных структурных компонентов лекции: вводная часть — ознакомление с темой, планом, целью, задачами лекции и рекомендуемой литературой; главная часть — раскрытие темы лекции в соответствии с заявленным планом и авторским видением проблемы; заключительная часть — выводы и обобщения, подводящие итоги лекции.
В то же время представленная структура вариативно изменяется в зависимости от видов лекций, среди которых современные исследователи выделяют:
· вводную лекцию, которая дает целостное представление об учебном предмете и ориентирует учащихся на специфику курса;
· лекцию-информацию, которая предполагает изложение и объяснение учащимся научной информации;
· обзорную лекцию, которая представляет собой систематизацию научных знаний, излагаемых педагогом на основе меж- и внутрипредметных связей;
· проблемную лекцию, когда новая информация предлагается посредством обсуждения проблемных вопросов;
· лекцию-визуализацию, которая предполагает предоставление учащимся наглядного материала с помощью различных технических средств обучения;
· бинарную лекцию, которая строится в форме диалога двух педагогов различных научных школ или подходов для обсуждения насущных научных проблем;
· лекцию с заранее запланированными ошибками, стимулирующую учащихся к критическому восприятию и переработке информации;
· лекцию-конференцию, которая проводится как заранее спланированная система докладов учеников;
· лекцию-консультацию, которая проходит по типу «вопросов — ответов» и заранее запланированной дискуссии.
Наряду с данными традиционными видами проведения лекций современная дидактика оперирует инновационными технологиями, позволяющими значительно активизировать диалоговые и творчески-поисковые формы проведения образовательной работы. К ним относятся: лекция-деловая игра, лекция-блицтурнир, лекция-брифинг, лекция-брейнсторминг, на которых учащиеся не конспектируют излагаемый материал, а обсуждают информацию, предлагаемую в форме конспектов или текстов лекций. Одним из видов лекций, получивших широкое распространение в связи с технологизацией образовательного процесса школы, становится телелекция, особенностью которой является ее проведение без обратной связи, с использованием видеоаппаратуры.
Лекция в современной дидактике рассматривается как одна из основных форм преподавания в высшей школе. Однако в настоящее время существует тенденция к ее активному использованию в образовательном процессе средней школы — в старших классах, причинами тому явились: расширение информационного поля современных научных дисциплин и учебных предметов; возникновение новых специализированных учебных заведений; опережающий характер социокультурной ситуации в стране; отставание в изложении данных фактов в учебных пособиях и материалах для школы.
Семинар. Представляет собой форму организации обучения, доминирующим компонентом которой является самостоятельная исследовательско-аналитическая работа учащихся с учебной литературой и последующим активным обсуждением проблемы под руководством педагога. Целями семинара являются углубление и систематизация теоретических знаний учащихся, а также целенаправленный контроль за освоением знаний со стороны педагога и критическое обсуждение творческих работ учеников (рисунков, сочинений, продуктов технического творчества, исследовательских докладов и т.д.). Проводятся различные виды семинаров — семинары-конференции, семинары-консультации, коллоквиумы, семинары-зачеты.
Структура семинаров очень разнообразна и подвижна, но основной частью является контроль знаний, их систематизация и обобщение за счет восполнения педагогом научных лакун своей дисциплины. Значение проведения семинаров заключается в предоставлении возможностей учащимся раскрыть свой творческий потенциал, развить свои аналитико-синтетические способности, культуру речи, сформировать общее научно-критическое мировоззрение. Так же как и лекция, данная форма организации обучения является преимущественно вузовской, но активно используется на современном этапе в некоторых средних учебных заведениях.
Факультатив. Факультатив представляет собой форму дифференцированного обучения по интересам. Цель – углубленное изучение предмета, развитие интереса, способностей, профориентация. Добровольно!
Задачи: развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение интересов и стимулирование познавательной активности; знакомство с современными достижениями науки и техники; подготовка школьников к продолжению обучения; формирование общеучебных умений (подготовка докладов, рефератов, умение работать в группе, с информацией).
По образовательным задачам выделяют следующие виды факультативных занятий: по углубденному изучению базовых дисциплин, по изучению дополнительных дисциплин, по изучению дополнительных дисциплин с приобретением специальности, межпредметные факультативы.
Экскурсия. Представляет собой форму организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними.
В системе обучения экскурсия выполняет целый ряд дидактических функций: реализует принцип наглядности обучения; повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью и практикой; расширяет кругозор учащихся; играет значительную роль в профориентационной работе школы.
Классификация. В зависимости от решаемых дидактических задач выделяются экскурсии различных типов: вводные, которые проводятся перед непосредственным изучением нового материала; текущие; итоговые, которые проводятся для контроля и закрепления изученного материала.
По предметному содержанию экскурсии подразделяются на: производственные; краеведческие; естественно-научные; историко-литературные; комплексные.
Структура проведения экскурсий:
1 этап — предварительная подготовка (планирование, т.е. определение места экскурсии в системе работы, цель, тип экскурсии; непосредственная подготовка, т.е. посмотреть объект, маршрут, вопросы, карандаши и пр.).
2 этап — выезд к изучаемому объекту (т.е. проведение: вступительная беседа, цель, задачи, задание, осмотр, проверка, д.з.).
3 этап — обработка материалов экскурсии и итоговая беседа по ее результатам.
Предметные кружки, научные сообщества. На добровольных началах из числа увлечённых. Разновозрастные, но одного уровня подготовки. Руководит учитель-предметник.
Цель – расширение и углубление знаний учащихся по различным предметам школьной программы и развитие интереса к соответствующим отраслям науки.
Содержание работы:
- углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы;
- ознакомление с жизнедеятельностью выдающихся учёных;
- ознакомление с новейшими достижениями науки и техники.
Итог работы кружка – выставка, музей, конференция, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, журналы и др.
Научные сообщества, клубы, создаваемые в школе (краевед, юный турист) отличаются более чёткой организацией (членство, эмблема, устав).
Олимпиады и конкурсы. Форма организации обучения, стимулирующая и активизирующая деятельность учащихся, развивая их творческие способности, формирует дух состязательности.
Виды: очные, дистанционные; школьные-районные-областные- республиканские; предметные по …….
Конференции. Приближают обучение к научным формам деятельности. Организация:
1. Учеников заранее оповещают о конференции.
2. Заинтересованным раздают доклады. Остальные готовят вопросы для обсуждения.
3. Консультация докладчиков.
4. Проведение (1-2 часа). Несколько докладов (7-10 минут). Вопросы. Дополнения.
5. Подведение итогов.
Достоинства: позволяет сопоставить различные точки зрения, развивает навыки исследовательской деятельности. Недостатки6 лишь со старшеклассниками.
Консультации. Сопутствующая форма обучения. Цель – помощь ученикам в освоении отдельных тем, разделов, углубленное освоение отдельных вопросов.
Виды: общеклассные, групповые, индивидуальные.
Логика: вопрос – ответ – обсуждение.
Значение: вывявляет пробелы в знаниях, создаёт основу для успешного обучения.
Экзамен. Форма обучения, имеющая своей целью систематизацию, выявление и контроль знаний.
Формирует ответственность, мобилизует учащихся на переосмысление, повторение, обобщение.
Формы проведения: ответы на экзаменационные билеты, выполнение творческих работ, тест, участие в соревнованиях, защита проекта.
+ мобилизация усилий, развитие умственных сил в экстремальной ситуации, этап самоутверждения, сфера проявления различных личностных качеств.
Разновидность – зачёт.
Практическое занятие. Практическое занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на формирование определенных практических умений и навыков, является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением учеником научной дисциплины и применением ее положений на практике.
Как правило, применяется при изучении дисциплин естественно-научного цикла, в процессе трудовой и профессиональной подготовки учащихся, проводится в лабораториях, мастерских и учебных кабинетах. На практическом занятии учащиеся овладевают методикой научного исследования, у них формируются соответствующие навыки.
Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному педагогом. Ценность практических занятий заключается в том, что при их проведении осуществляется оперативная обратная связь и вносятся необходимые коррективы.
Лабораторная работа. Представляет собой практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников; цель его — реализация следующих основных функций: овладение системой средств и методов экспериментально-практического исследования; развитие творческих исследовательских навыков учащихся; расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач.
Основными структурными элементами лабораторной формы работы являются:
- обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы ее членов;
- самостоятельное коллективное исполнение задания посредством чтения, практической деятельности, распределения частных заданий между участниками рабочей группы;
- консультации учителя в процессе обучения;
- обсуждение и оценка полученных результатов членами рабочей группы;
- письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания;
- контрольное собеседование учителя с представителями рабочих групп.
Как правило, все лабораторные работы по определенной учебной дисциплине объединяются в единую систему и носят название «лабораторный практикум», что позволяет говорить о существовании значительного сходства между лабораторными и практическими формами проведения занятий.