Общие требования к организации внутреннего контроля. основные функции внутреннего контроля
Контроль должен отвечать следующим принципам:
- целенаправленность (точный выбор цели на решение основных заданий ГПОУ «ГКГХ»);
- плановость(перспективное, текущее и оперативное планирование контроля);
- систематичность(планомерное и последовательное изучение состояния образовательного процесса, продуманная система проверки выполнения решений, принятых по результатам контроля);
- многосторонность(охват основных сторон деятельности ГПОУ «ГКГХ»);
- дифференцированность (учёт индивидуальных особенностей педагогических работников в процессе осуществления контроля);
- интенсивность: контрольная деятельность должна планироваться по учебным периодам и учебным неделям с одинаковой степенью регулярности её проведения с целью предупреждения перегрузки руководителей и педагогических работников;
- организованность(процедура проведения контроля должна быть четко определена, доведена до сведения проверяемых и строго соблюдена в соответствии с требованиями законодательства);
- объективность(проверка деятельности педагогических работников на основе действующих Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее – ГОС СПО), образовательных программ среднего профессионального образования (далее - ОП СПО), программ контроля с указанием разработанных показателей и критериев, с учётом условий, в которых трудится проверяемый, особенностей его личности);
- действенность и эффективность контроля (своевременное реагирование на критику; наличие позитивных изменений в деятельности педагогического работника (цикловой комиссии (далее–ЦК, структурного подразделения и т. д.);
- воспитательная значимость;
- гласность, для осуществления которой проводятся собрания, педагогические, методические, административные советы, совещания, издаются приказы и т.п. для освещения результатов контроля;
- компетентность проверяющего(знание учебной дисциплины, профессионального модуля, МДК и методики контроля, умение увидеть в ходе контроля достоинства и недостатки в работе, прогнозировать развитие результатов контроля, проведение анализа результатов контроля таким образом, чтобы у проверяемого появилось стремление к улучшению деятельности и скорейшему устранению недостатков).
К лицам, имеющим право посещения учебных занятий и внеурочных мероприятий (без разрешения (согласия) педработника, по графику) относятся:
- администрация ГПОУ «ГКГХ»;
- заведующий кабинетом (методист) ГПОУ «ГКГХ;
- председатели цикловых;
- преподаватели и мастера производственного обучения, работающие в ГПОУ «ГКГХ;
- лица, осуществляющие контроль и надзор в сфере среднего профессионального образования.
К лицам, имеющим право посещения учебных занятий и внеурочных мероприятий (по согласованию с директором ГПОУ «ГКГХ) относятся:
- родители студентов ГПОУ «ГКГХ;
- внешние эксперты;
- представители МОН ДНР, ГУ УМЦ СПО;
- представители предприятий (организаций);
- руководители территориальных УМО педагогических работников ОУ СПО, заместители руководителей Республиканских УМО педагогических работников ГПОУ «ГКГХ.
Посещать открытые уроки и внеурочные мероприятия в рамках научно-практических конференций, методических семинаров и др. разрешается всем участникам.
Не допускаетсяпосещение занятия и внеурочного мероприятия лицами, не имеющими отношения к образовательному процессу и его субъектам, а также студентами других групп (без разрешения педагогического работника).
Проверяемый педагог имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
- ознакомиться с выводами и рекомендациями проверяющих;
- обратиться в вышестоящую организацию при несогласии с результатами контроля.
Проверяющие имеют право:
- знакомиться с документацией преподавателя/мастера производственного обучения;
- изучать практическую деятельность педагогических работников через анализ занятий (уроков), внеклассных мероприятий;
- анализировать результаты педагогической деятельности;
- анализировать результаты методической, исследовательско-экспериментальной и инновационной деятельности педагога;
- организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование студентов, родителей, педагогических работников;
- делать выводы и принимать управленческие решения.
Проверяющие не имеют права:
- Появляться на занятии (внеклассном мероприятии) после его начала.
- Вмешиваться в ход его проведения.
- Беседовать во время занятия состудентами, задавать им вопросы и т.д.
- Выражать свое отношение к преподавателю/мастеру производственного обучения, студентам и к занятию выражением лица, мимикой и т. п.
- Уходить до звонка. Руководство ГПОУ «ГКГХ» может прервать свое посещение только в исключительных ситуациях.
- Выходить во время занятия (за исключением экстремальных случаев).
- Во время письменных работ без предварительного согласия преподавателя/мастера производственного обучения наблюдать за ходом их выполнения, прохаживаясь по кабинету.
- Проводить фотосъемки, аудио-, видеозаписи на занятии без согласия педагогического работника и руководства образовательного учреждения.
Результаты внутреннего контроля учебно-воспитательной работы образовательного учреждения оформляются в виде аналитической справки, в которой указываются:
- цель и сроки контроля;
- состав комиссии;
- вид работы, проведенной в процессе проверки (посещение занятий, проведение контрольных работ, срезов, просмотр документации)
- констатация фактов;
- выводы;
- рекомендации или предложения;
- форма подведения итогов проверки (цикловая комиссия, совещание, индивидуальная беседа и т. д.)
- дата и подпись ответственного за написание справки.
После посещения занятий обязательно собеседование с преподавателем/мастером производственного обучения по следующим направлениям:
- самоанализ занятия преподавателем /мастером п/о;
- анализ занятия руководителем, посетившим занятие;
- согласование выводов преподавателя /мастера п/о и руководителя по результатам посещенного занятия.
Для осуществления системного учёта внутреннего контроля на каждого преподавателя/мастера производственного обучения рекомендуется завести папку (паспорт) с материалами о результатах мониторинга их работы. В папке должны содержаться заключения о результатах проверки, сведения о различных сторонах деятельности преподавателя/мастера производственного обучения, предоставленные лицами, проводившими контроль.
По результатам внутреннего контроля заместителем директора могут издаваться дополнительные приказы и распоряжения. Вопросы, требующие коллективного анализа и решения, выносятся на обсуждение цикловых комиссий колледжа, педагогическом, методическом советов.