Тема 5. Формы, средства и методы педагогического процесса
Педагогика физической культуры и спорта.
Семинар 1.
Тема 1. Сущность педагогической деятельности.
1. Раскройте сущность педагогической деятельности.
2. Какова структура педагогической деятельности?
3. Раскройте основные парадигмы обучения в настоящее время.
4. Выкажите суждение по поводу высказывания А.Маслоу: «Накопленный человечеством опыт становится почти бесполезным в некоторых областях жизни. Настало время человека, человека, способного оторваться от своего прошлого, чувствующего в себе силу, мужество и уверенность, чтобы довериться тому, что диктует ситуация, способного, если понадобится, решить ставшие перед ним проблемы путем импровизации, без предварительной подготовки».
5. Докажите, что целеполагание является системообразующим компонентом педагогической деятельности.
6. Раскройте факторы продуктивной педагогической деятельности.
Ключевые слова: деятельности, педагогическая деятельность, цель, задача, педагогическая задача, учебная задача, целеполагание, целостность, иерархия, парадигма.
Семинар 2.
Тема 2. Роль физической культуры и спорта в развитии личности.
1. Раскройте суть концепции физической культуры.
2. Аргументировано докажите необходимость реализации задач «скрытого» плана в деятельности учителя физической культуры.
3. Как влияет физическая культура и спорт на развитие личности? Докажите примерами.
4. Какими принципами следует руководствоваться тренеру в процессе тренировки для продуктивного влияния спорта на личность?
5. Прокомментируйте высказывания: «Спортивное достижение – это действие индивидуума, совершаемое и переживаемое им как акт самосозидания, в результате чего он обладает неоспоримой ценностью в плане формирования и развития личности, ее самосознания, социальной роли и самооценки. Спортсмен как человек неотделим резкой гранью от своих личностных качеств. Личностное начало индивидуума конституируется и отражается в его действиях, получающих определенную оценку и интерпретацию, равно как и в его социальных реакциях».
Ключевые слова: концепция, физическая культура, физическое образование, физическое воспитание, спорт, социализация, принцип.
Семинар 3.
Тема 3. Педагогический процесс: структура и принципы его организации.
1. Представьте схему, характеризующую две составные части педагогического процесса – субъективную и процессуальную.
2. Раскройте факторы, объединяющие составные части педагогического процесса.
3. Раскройте принципы организации педагогического процесса.
Ключевые слова: система, принцип, структура, аксиологический, социальная адаптация, фактор самооценка, самоконтроль.
Семинар 4.
Тема 4. Педагогические аспекты деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
1. Какие педагогические аспекты можно вычленить в деятельности специалиста по физической культуре и спорту?
2. В чем суть методологической культуры педагога?
3. Приведите примеры, подтверждающие наличие педагогической культуры у педагога.
4. Как конкретизируется феномен деятельности в процессе обучения и воспитания? Какое отношение это имеет к педагогическим аспектам в деятельности тренера?
5. Приведите примеры из собственного опыта, раскрывающие суть рефлексии в педагогической деятельности.
Ключевые слова:аспект, методология, культура, педагогическая культура, рефлексия, феномен.
Семинар 5.
Тема 5. Формы, средства и методы педагогического процесса.
1. Раскройте основные формы обучения в деятельности учителя ФК.
2. Спланируйте воспитательные задачи, исходя из предложенной Вами характеристики класса.
3. Сделайте анализ посещенного занятия по предложенной схеме.
4. Почему педагогическое общение выступает в роли средств обучения и воспитания? Аргументируйте свой ответ.
5. Сделайте схему классификаций педагогического общения и определите основания, по которым различные виды общения разделены на стили, на прямое и опосредованное общение.
Ключевые слова: средство, метод, общение, стиль, педагогическое общение.
Семинар 6.