Охарактеризуйте влияние комфортности и безопасности образовательной среды на общение между субъектами образовательного процесса
Опишите механизмы развития коммуникативной культуры в образовательном пространстве
Профессионально-педагогическая культура преподавателя современного высшего учебного заведения предстает в качестве обобщенной характеристики разнообразных видов его деятельности, предполагая развитие духовной среды, как основы воздействия на культуросообразное мировоззрение педагога.
Механизмы коммуникативной культуры:
ценностный опыт: интересы, идеалы, убеждения, нравственно-этические нормы и предпочтения. Этот опыт ориентирует усилия человека на формирование коммуникативной культуры (в нашем случае он дает коммуникативный идеал и образец специалиста с высокой коммуникативной культурой);
опыт рефлексии: соотнесение знаний о своих возможностях, самом себе с требованиями деятельности (в нашем случае - с требованиями коммуникативной деятельности) и решаемыми при этом задачами;
опыт привычной активизации: оперативная подготовленность, адаптация к ситуации, изменяющимся условиям работы, расчет на определенные условия в достижении успеха (помогает приспособить свои усилия для решения значимых задач);
операциональный опыт: общетрудовые, профессиональные знания, умения (коммуникативные умения), а также умения саморегуляции (объединяет конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей);
опыт сотрудничества: складывается при взаимодействии с другими участниками совместной деятельности, способствует объединению усилий по совместному решению задач и предполагает предварительный расчет на сотрудничество.
Охарактеризуйте влияние комфортности и безопасности образовательной среды на общение между субъектами образовательного процесса
В психологически комфортной среде учащиеся в большей степени идентифицируют себя с педагогами по всем исследуемым показателям. Комфортная среда предоставляет каждому субъекту возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворения, получаемого при их достижении, и уверенности в собственной способности
ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных и добиваться результатов. Это свидетельствует о наличии в образовательной среде условий, при которых межличностное взаимодействие ориентировано на уважение достоинства личности, на ее ценность во всех проявлениях и независимо от ситуации, а это является одним из основных условий для личностного развития.
Для обозначения психологического качества образовательной среды целесообразно использовать термин «психологическая комфортность», предполагающий минимизацию (по возможности) стрессо- образующих факторов учебного процесса и формирование в образовательном учреждении условий, в которых у субъектов есть возможность чувствовать себя спокойно. Психологический комфорт также отражает состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности индивида в результате его оптимального взаимодействия с внутришкольной средой. Состояние комфорта связано с качеством предметного окружения, с содержанием процесса обучения и с организационно-коммуникативными условиями образовательной среды.
В настоящее время расхождение декларируемых и реальных ценностей и целей в ходе образовательного процесса, отсутствие здорового консерватизма, неоправданная открытость современной школы инновациям с неочевидной эффективностью, рассогласование требований к выпускникам школы со стороны общества и ряд других причин привели к тому, что неопределенность психологической ситуации в образовательных учреждениях возросла и, следовательно, актуализировалась проблема анализа и оценки образовательной среды, специфической для конкретной школы. Способность быть субъектом формирует школьников на основе жизненного опыта, того, с чем они сталкиваются в школе, какой опыт построения взаимоотношений в группе они имеют, как организовано поле их деятельности. В школе ребенок может сам активно выбирать: присоединиться ему к ценностям и нормам поведения данной образовательной среды или нет. Психологически комфортная школа является фактором, который способствует становлению субъектности как педагога, так и ученика. На основе полученных данных можно утверждать, что комфортная образовательная среда предлагает своим учащимся по-настоящему активную, деятельную жизнь. Это также свидетельствует об усилении включенности личности в систему взаимоотношений в данной образовательной среде.
11. Основные группы барьеров педагогического общения. Как влияет характер педагогического общения на психическое развитие учащихся?
Описание трех групп наиболее часто встречающихся в педагогической деятельности барьеров общения дал В. А. Кан-Калик (1987):
1) боязнь класса и педагогической ошибки;
2) негативные установки учителя или несовпадение установок учителя и учащихся;
3) неадекватность собственной деятельности коммуникативной ситуации. Это может быть следствием копирования стиля какого-либо референтного человека (учителя-наставника).
Барьеры первой и второй групп могут преодолеваться в ходе накопления педагогического опыта, то есть требуют осознания причин и характера затруднений и их коррекции. Барьеры третьей группы связаны с неправильным пониманием содержания педагогического общения.
Как оценивают затруднения учителя и ученики? В 90 % случаев их оценки не совпадают. Ученики оценивают учителей как "трудноконтактных" в три раза чаще, считая учителей "барьерными".
Педагогические затруднения по-разному влияют на личность педагога. Педагог может либо преодолевать трудности, создавая новую коммуникативную ситуацию и новые формы деятельности (испытывая при этом неловкость из-за недостаточной комфортности), либо занимать "внешнеобвинитель-ную" позицию. Последнее приводит к приписыванию ответственности за конфликтное поведение учащимся.
Педагогическое общение может рассматриваться в различных аспектах, но в любом случае недооценка учителем его значения приводит к разрушению педагогической деятельности и разочарованию в профессии.
Затруднения в общении возникают и переживаются субъектом в ситуациях, которые воспринимаются и переживаются как необычные, нестандартные, сложные. При этом то, что вызывает такую реакцию у одного человека, может быть другим просто незамечено и проигнорировано. Следовательно, затруднение в общении — это субъективное переживание человеком состояния "сбоя" в реализации планируемой стратегии общения. Причины этого сбоя могут быть связаны с личностным неприятием партнера или его действий, с непониманием пред-мета, текста (сообщения или высказывания), изменения коммуникативной ситуации или своего собственного психического состояния. Внешне затруднение регистрируется как остановка, перерыв или невозможность вообще продолжать общение.
Психологический механизм затруднений в общении ана-логичен механизму возникновения проблемной ситуации, и объективно они могут рассматриваться как стимулирующий интеллектуальное развитие фактор. Специфика затруднений в общении в том, что они побуждают к поиску выхода из создавшейся "тупиковой" ситуации за счет иных средств и способов общения.
Затруднения в общении могут выполнять две положительные функции: 1) индикаторную (привлечение внимания учителя к проблеме средств и способов общения, если таковые не устраивают его учеников); 2) стимулирующую (мобилизующую учителя на преодоление затруднений и приобретение опыта).
Затруднения могут играть и иную, отрицательную роль: 1) сдерживающую (тормозят достижение положительного результата); 2) деструктивную (приводят к остановке или распаду деятельности).
В общей психологии "барьеры" общения классифицируются как смысловые, эмоциональные, когнитивные и тактические. В рамках деятельностного подхода выделяют затруднения мотивационные и операциональные. В настоящее время распространена следующая типология затруднений в общении: этносоциокультурные, статусно-позиционно-ролевые, индиви-дуально-психологические, возрастные, деятельностные, межличностные. Целесообразно дать определения некоторых из этих затруднений на примере конкретных ситуаций.
Этносоциокультурные затруднения связаны с особенностями этнического сознания и воспринимаются как естественные. Поскольку человек воспитывается в рамках определенной культуры, он усваивает и типичные ее черты. Его ментальность отражает традиции, нормы, установки того народа, в рамках которого сложился его "образ мира".
Статусно-позиционно-ролевые затруднения обычно мало осознаны. Они несут отпечаток семейного воспитания, отражают особенности ролевого статуса и статуса образовательного учреждения, региона, города.
Возрастные затруднения проявляются в современной школе наиболее регулярно в негативных или настороженных реакциях учащихся, считающих, что к ним обращаются как-то не так. Подростки особенно болезненно реагируют на "детские" формы общения с ними в присутствии посторонних и тем более референтной группы или личности. Незнание учителем мо-лодежной субкультуры приводит к отсутствию общего предмета общения. А, как вы помните, принцип предметности лежит в основе понимания сути любой, прежде всего совместной, деятельности. К этой же области относится проблема "отцов и детей". Преодоление дистанции, связанной с возрастными различиями, особенностями педагога и учеников, заключается в постоянном личностном и профессиональном саморазвитии педагога, проявлении им непосредственного интереса к миру, в котором живет молодежь.
В высшей школе преподаватель может оказаться моложе своих студентов. В этом случае затруднения могут быть связаны с желанием педагога казаться старше, что выражается в подчеркнуто деловой манере общения, неадекватной ситуации строгой интонации, сложности языковых формулировок. Неумение выбрать правильный тон, адекватную личностную позицию усугубляет затруднения, делает такое общение малопродуктивным.
Область индивидуально-психологических затруднений отражает индивидуальные особенности учителя и учеников и является, пожалуй, самым обширным полем затруднений. Незатрудненное общение предполагает совпадение индивидуальных стилей деятельности общающихся, что не всегда происходит на практике. Кстати, позиция учителя, согласно которой он должен быть естественным в выражении своих эмоций и чувств, не всегда принимается учениками.
Наибольшее влияние на продуктивность общения оказывают следующие свойства личности общающихся: контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность, экстравертированность, локус контроля, недостаточность социальной перцепции и др.