Речь как публичное выступление.
Для оптимального восприятия информации нужно:
- четко изложить информацию,
- представить основные доводы, аргументы, их подтверждающие,
- структурировать информацию таким образом, чтобы была взаимосвязана и одна мысль как бы вытекала из другой.
2 приема структурирования информации: 1) правило рамки, 2) правило цепи.
1. Правило рамки. Направлено на «внешнее» структурирование сообщения.
Вся предназначенная для запоминания информация в обращении должна быть заключена в рамку, которая как бы задает структуру. Рамку создает начало и конец разговора.
Суть: начало и конец любого разговора должны быть четко очерчены. Начало и конец любого информационного ряда сохраняется в памяти лучше, чем середина (Герман Эббингауз установил фактор ряда, 19 век).
В начале делового общения лучше сообщить: цели, намерения перспективы и ожидания, возможные результаты. В конце: подвести итог, показать ретроспективу, сделать выводы по поводу реализованных или нереализованных надежд и ожиданий, отметить степень достижения целей, можно обосновать перспективу.
Нельзя, начав разговор по поводу одного намерения, забывать о нем и завершать разговор уже по другому поводу.
Важно, чтобы было понятно, о чем речь, к чему ведет разговор.
Пример. Начало разговора: Хочу поговорить с тобой о том, что…, Задача нашего сегодняшнего разговора… Конец разговора: Итак, мы договорились, что… Итак, сегодня мы выяснили что…
Правило цепи. Определяет «внутреннее»структурирование информации.
Информация, необходимая для анализа проблемы не должна представлять собой бесформенную груду разнообразных сведений, разобщенных по форме и содержанию. Необходимые сведения должны быть выстроены соответствующим образом, соединены в цепь по каким-либо признакам.
Способы соединения информации:
- постое перечисление: «во-первых, ……
- ранжирование информации: сначала сказать самое главное, затем – изложить основное, далее – привести менее значимую информацию,
- создать «логическую цепочку»: «Если это так, то напрашивается следующий вывод..», «Раз мы согласны с этим, следовательно и это тоже верно»,
Правило цепи позволяет упорядочить, связать, организовать содержание, а также облегчить партнеру восприятие и понимание информации и запомнить ее.
Качество цепи должно соответствовать представлениям партнера, а ее «вид» может быть избран в зависимости от интеллектуального и личностного потенциала (его предпочтений и возможностей).
Лесли Райрекомендует подход к проведению выступления с каким-либо сообщением. Этот подход достаточно прост и сводится к следующему алгоритму.
1. Изложите вашу информацию, точку зрения или предложение.
2. Приведите основания и доказательства вашего мнения, а также аргументы в ответ на возможные, по вашему мнению, возражения оппонентов.
3. Повторите суть вашей информации, мнения или предложения.
4. Попросите слушателей задавать возникшие у них вопросы, предложите высказать свое мнение и пригласите к спору.
5. Сделайте краткий обзор дискуссии и подведите ее итоги.
6. Сделайте краткий обзор всей встречи и отметьте ее ключевые моменты.
Обратите внимание, что важную часть всей описанной процедуры составляет повторение (в виде подведения итогов) и специально от-> ведено время на двустороннюю коммуникацию.
Методыобеспечения эффективности выступлений
Остановимся на трех из них
«Ставка на голос»
Этот метод показывает, как пользоваться голосом для достижения максимального эффекта при общении с группой людей.
Добивайтесь оптимальной силы голоса. Тщательно выговаривайте слова. Чаще делайте паузы. Варьируйте темп речи.
«МАЛО»
Так называется еще одна методика использования возможностей голоса во время выступления перед группой людей. Название «МАЛО» представляет собой аббревиатуру, составленную из первых букв четырех слов, являющихся ключевыми в следующих рекомендациях.
Используйте голосовые модуляции.
Акцентируйтеслова и фразы.
Повторяйте ключевые слова.
Отвлекайтесьот своих записей.
«ГКП»
Рекомендации, из первых букв которых составлена аббревиатура |«ГКП», считаются самыми важными советами выступающим независимо от количества слушателей. Вот они:
ГОВОРИТЕ КОРОТКО и ПРОСТО
Принцип ГКП заключает в себе многие аспекты, упоминавшиеся 'ранее. Чем более короткими делаете вы свои реплики, при этом вставляя в них «ударные» фрагменты, тем более вероятно, что аудитория выслушает вашу речь полностью. Вторая часть принципа помогает слушателям понимать вас и уменьшает количество уточняющих