Тема 12. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс
Ценности и цели образования. Образование как социокультурный феномен. Образовательная система России. Цели, содержание и структура непрерывного образования. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
Сущность процесса обучения как деятельности и формы общения субъектов образовательного процесса. Общие формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная (совместная). Характеристика основных форм организации учебной деятельности в современной высшей школе. Понятие о методах обучения. Проблема выбора форм и методов обучения, адекватных его целям и содержанию. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков обучаемых.
Воспитание в педагогическом процессе. Средства и методы педагогического воздействия на личность. Организация самовоспитания личности. Критерии эффективности обучения и воспитания. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.
Тема 13. Современные стратегии и модели образования
Функционально-ориентированная и личностно-ориентированная стратегии развития образования. Основные модели образования: традиционная, культурно-ориентированная, личностно-деятельностная. Критерии выбора содержания образования и адекватных моделей его усвоения обучающимися. Типы и виды обучения. Общая характеристика: объяснительно-иллюстративного (традиционного), программированного, проблемного, компьютерного обучения. Развивающее обучение (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов),теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин),теория и технологии контекстного обучения (Л.Л.Вербицкий).Возможности модульного обучения. Теория обучения на основе нейролингвистического программирования и др.
Современные педагогические технологии: сущность, типы и основания классификации. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии. Анализ производственных ситуаций, имитационное моделирование, игровые технологии. Применение деловых, организационно-деятельностных и инновационных игр в организациях. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся. Критерии выбора педагогических технологий.
Тема 14. Психолого-педагогические основы самосовершенствования
Общие психологические закономерности становления профессионала. Личностное и профессиональное самосовершенствование как основной фактор и условие становления профессионала. Цели, содержание и характеристика процесса самосовершенствования: самообразование, самовоспитание, саморефлексия и саморегуляция.
Развитие мотивации самосовершенствования специалиста в процессе жизнедеятельности. Аутопсихологическая компетентность в развитии творческого потенциала личности. Профессиональный рост (карьера) и психологическая готовность к изменениям характера профессиональной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пример оформления титульного листа контрольной работы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра психологии и педагогики
Контрольная работа по дисциплине
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Выполнил: _______________________________________
(Фамилия И.О.)
Студент_____ курса __________специальность_________
(срок обучения)
группа___________ № зачет. книжки _________________
Подпись _____________________
Преподаватель:___________________________________
Должность:_______________________________________
уч. степень, уч. звание
Оценка:________________ Дата: _____________________
Подпись:__________________________________________
Санкт-Петербург
200_
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Перечень контрольных вопросов