Задания для развития и контроля владения компетенциями. 1. Написать эссе на одну из предложенных тем:
1. Написать эссе на одну из предложенных тем:
- «Инновации в современном образовании: причины и перспективы»;
- «Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса»;
- «Модернизация российского образования»;
- «Компетентностный подход в образовании XXI в.: понятие, причины, сущность».
2. Охарактеризуйте школьную систему в России на рубеже ХХ-ХХI вв.
3. Подготовьте рассказ об одной из школ нового типа в России конца 80-90-х гг.
Примерные вопросы к экзамену
1. Вальдорфская система образования.
2. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
3. Вопросы воспитания в социальных учениях XIX века.
4. Вопросы воспитания в социальных учениях Шарля Фурье, Роберта Оуэна и Герберта Спенсера.
5. Воспитание и обучение в Древнем Риме.
6. Воспитание и обучение в Киевской Руси.
7. Воспитание и обучение у древних славян.
8. Гимназическое образование в России (XVIII-XX вв.).
9. Зарождение образования.
10. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
11. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века.
12. Идеи гуманистов эпохи Возрождения: Витторино де Фельтре, Ф.Рабле, Мишель Монтень. Реформация и её влияние на развитие образования.
13. Идеи о воспитании в сочинениях Гераклита, Демокрита и Сократа.
14. История педагогики и образования как область научного знания.
15. Концепция естественного воспитания Жана Жака Руссо.
16. Концепция первоначального воспитания и обучения Иоганна Генриха Песталоцци.
17. Образование в восточнославянском мире (XIV-XVI вв.)
18. Образование в России после распада СССР.
19. Образование в философской концепции Аристотеля.
20. Образование в философской концепции Платона.
21. Образовательные учреждения Юго-Западной Руси и Московского государства в XVII веке.
22. Общественно-педагогическая мысль второй половины XIX века о роли воспитания в формировании и развитии личности: Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.
23. Основные проблемы и тенденции развития современной зарубежной школы и образования
24. Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в Новое время
25. Основные этапы педагогической деятельности и эволюция педагогических взглядов Л.Н.Толстого.
26. Основные этапы развития отечественного образования в XX в.
27. Особенности воспитания в Афинах и Спарте.
28. Отечественная педагогика начала XX в. и школа советского периода
29. Педагогика А.С. Макаренко.
30. Педагогика и школа Запада в XIX в.
31. Педагогика сотрудничества.
32. Педагогика Яна Амоса Коменского.
33. Педагоги-новаторы и поиск путей совершенствования учебно-воспитательной деятельности
34. Педагогическая деятельность А.С. Макаренко: воспитание в коллективе и через коллектив.
35. Педагогическая концепция Фридриха Фребеля.
36. Педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX вв.: разработка философских оснований образования.
37. Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации
38. Педагогическая система В.А. Сухомлинского.
39. Педагогические идеи Возрождения.
40. Педагогические идеи и деятельность К.Д. Ушинского.
41. Педагогические идеи и деятельность российских просветителей: М.В. Ломоносов, Н.И.Новиков, И.И.Бецкой.
42. Педагогические идеи утопистов: Томас Мор, Томмазо Кампанелла.
43. Полемика славянофилов (И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, А.С. Хомяков) и западников (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, В.Ф. Одоевский) по вопросам воспитания.
44. Просветительские реформы Петра I. Идеологи новой образованности: Леонтий Магницкий, Феофан Прокопович, В.Н.Татищев.
45. Развитие образования и педагогической мысли в зарубежной педагогике второй половины XX века. Гуманистическая педагогика.
46. Развитие образования и педагогической мысли в России XVIII века.
47. Развитие отечественной общеобразовательной школы в 40-60-х гг.
48. Развитие школы и педагогики в России в первые годы Советской власти.
49. Разработка научных основ педагогики И.Ф. Гербартом.
50. Реформаторская педагогика Западной Европы и США в первой половине XIX века.
51. Реформы в образовании России начала XIX века.
52. Система образования, воспитания и педагогической мысли Византии
53. Советское образование в 1930-е годы, господство авторитарно-административной педагогики.
54. Тенденции развития образования в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время
55. Теоретическая и практическая деятельность П.П. Блонского и С.Т. Шацкого.
56. Теория и практика обучения и воспитания в эпоху Просвещения
57. Теория и практика организации народной школы и подготовки учителя в наследии А. Дистервега.
58. Школа и образование в Древних Египте, Индии и Китае.
59. Школа и педагогика России в конце XIX -начале XX веков.
60. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания нового человека Дж. Локка.