Разделы программы, предлагаемые для учащихся

В воспитательном процессе

1 – 4 классы (1 – 4) – 34 часа.

«Экология сознания»

Часть 1. Культура творчества тела

Предлагается система физических упражнений:

- подвижные игры, ритмическая гимнастика, комбинированные эстафеты, круговая тренировка.

- анатомия человека, питание, правила здорового образа жизни, культура здоровья.

- массаж, релаксация – аутотренинги, дыхательная гимнастика, танцы.

Рефлексия ощущений.

Часть 2. Культура творчества чувств

- Земля – планета людей, беседа о высшем смысле жизни, азбука мудрости; жизнь сердца.

- Изотворчество: мир музыки. Голоса картин, звуки природы.

- Звёзды небес (типология личности, стихии).

- Герои, героизм, подвиг.

Творчество – возрождение души. 5 органов чувств. Рефлексия чувств.

Часть 3. Культура взаимоотношений человека и окружающей среды

- Формирование межличностных отношений.

- Внешний мир как зеркало внутреннего мира человека.

- Структура человека. «Я» – закон Адаптации.

- Закон причины и следствия; Единство борьба противоположностей (добро и зло).

- Культура наследия и духовное развитие – закон Цикличности (Ритма).

- Мои мысли. Рефлексия реальных ситуаций.

Часть 4. Культура нравственности и здоровья

- Смысл жизни человека.

- Мотивация к ЗОЖ.

- Вредные привычки. Как от них избавиться. Кто я такой. Что я люблю, не люблю. Мои противоречия.

- Что такое гармония. Настроение и моё здоровье.

- Конфликты, стрессы.

- Письменная рефлексия.

Часть 5. Культура сознания.

- Мой творческий потенциал.

- Я и коллектив (класс, группа).

- Я и моя семья. Я и друзья.

- Мои интересы. Я и окружающий мир.

- Мой город. Что я о нём знаю. Что могу сделать для своего города.

- Экологические проекты. Коллективная рефлексия.

Часть 6. Культура духовного развития

- Мифы и легенды, чудеса света.

- Разный мир. Религии. Чему они учат. Традиции народов мира.

- Знания, наука о мире.

- Реальный и нереальный мир. Что есть истина? (правда, ложь). Мои поступки. Закон Свободы Выбора.

Часть 7. Культура творчества – зов души

Практическая часть, где дети показывают своё творчество: в танцах, пении, музыки, изотворчестве, написании стихов, песен, спектаклей, рукоделии, пантомиме, физических упражнениях; написание рефератов по какой-либо проблеме, в организации праздников или какого-то дела, спортивных состязаниях, творческие семинары (групповое творчество).

Рефлексия

Рефлексия – способность познавать и понимать самого себя, свои внутренние психические акты и состояния.

Цель: Научить каждого ребёнка рефлексии, целенаправленному и грамотному самоанализу, работе над собой.

Реализация рефлексии через:

1. Использование реальных ситуаций.

Цель: поставить детей перед необходимостью выбора решения, борьбы мотивов поведения. Обратить внимание ребят на новое в себе, вызвать высказывание мнений, аргументированное обсуждение их.

2. Обращение к вербальным ситуациям (ситуации – тесты).

Цель: Создание этических проблем, побуждающих процесс нравственного просвещения. Обретение навыков объективного и личностного смысла понятий добра и зла, душевности и равнодушия, духовности, честности, справедливости, совести, через Законы и закономерности многоуровневых отношений в окружающем мире.

3. Письменная рефлексия. Ведение дневника.

Цель: Формирование актуальных потребностей и интеллектуально-нравственные возможности учащихся. Поиск себя, смысла жизни, объяснение причин и следствие.

4. Коллективная рефлексия – оценка коллективом самого себя по тем или иным критериям. Сталкивание разных точек зрения, разных доказательств и оценок своей сплочённости и самочувствия каждой в коллективе.

Цель: Умение выйти из конфликта, стрессовых ситуаций, принять себя и мир таким, каков он есть, адаптация к окружающему миру.

5. Индивидуальная рефлексия.

Цель: Стремление вовлечь школьника в самоанализ жизни, в самостоятельное и доступное возрасту ответственное решение проблемы – будь то отношения с родителями, учителями, сверстниками, с самим собой.

Самовоспитание, самоорганизация.

6. Личный пример учителя.

Цель:

- Предупреждение и преодоление ошибок. Прогнозирование и коррекция поведения учащегося, вера в его возможности.

- Непрерывная, сознательная, целенаправленная работа над собой – личностное и профессиональное самосовершенствование.

Владение сознательной рефлексией, желание и умение учить ей школьников – одно из главных проявлений гуманности и профессионального мастерства учителя, один из самых ценных его вкладов в функционирование воспитательной системы школы, в жизнь и судьбы детей.

ИГРА

Под игровой культурой мы будем понимать сознательное и (или) интуитивное выстраивание (выбор, моделирование, преобразование) игровой деятельности с использованием принятых как в обществе, в частности, норм и ценностей.

Формы игр:

1) Организованная игра – усвоение позитивного опыта, разнообразных моделей деятельности и поведения, общения и отношений, необходимые в качестве образца и стимула, игровой кругозор, игровой опыт и игровая культура взрослого. Но игра должна быть актуальной потребностью ребёнка.

2) Стихийные и неупорядоченные игровые действия. Это игровая потребность ребёнка самовыражения настроения и порыва действий.

3) Играющий взрослый – пример для подражания. Моделирование, фантазирование ситуаций. Культура игры взрослого – образец для копирования и подражания, анализа и критики.

4) Организация пространства игры.

Детская субкультура – культурное пространство детского сообщества, куда, как в данность, включён каждый ребёнок. Она складывается как наследуемая и перерабатываемая каждым поколением детей совокупность языковых форм, смыслов, установок, способов общения, манеры поведения.

5) Игровая культура, которая отражает систему ценностей группы, коллектива, школы в целом. Образ школы складывается из качества «образа игры».

6) Три подхода к игре:

а) Деловые игры – как метод обучения. Освоение способа деятельности, ролевого поведения, моделирование и проектирование обьектов и явлений в нетрадиционных, приближённым к реальным условиям. Педагогические рамки в деловых играх не должны быть безграничными.

б) Использование игр в системе, с созданием игровых комплексов, сквозных игровых множеств. Активизация творческого потенциала играющих, объединение играющих в единомышленников.

в) Высший уровень проникновения игры в жизнедеятельность воспитательной системы.

В жизни каждого человека ролевое поведение многообразно, противоречиво, многолико. Но именно благодаря ролевому поведению разнообразному и многоликому формируется «я – концепция индивида». Множественность образов «Я» в «Я – концепции», их гармония как результат сглаживания противоречий – условия становления активной творческой личности.

Природа глазами души

(1-4 классы) – 34 часа

Раздел 1. ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ

1-й урок: Нарисовать Землю, написать рассказ о Земле, человеке.
2-й урок: Коперник, Галилей, Солнечная система, Земля.
3-й урок: Строение Земли – царства Природы, Порядок и Хаос.
4-й урок: Посмотреть картины, слайды о Земле под музыку, стихи. Нарисовать своё видение Планеты. Написать рассказ о Земле. Написать пожелание Матушке – Земле.

Наши рекомендации