Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш
-В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш. Расскажите, что вы видите вокруг домика: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, близко, далеко
2. Звуковой анализ слов ВАСИЛЕК, АБРИКОС, выкладывание схемы слова цветными фишками.
Предъявляется предметная картинка (тыльной стороной). Дети видят изображение только после отгадывания загадки.
|
СВЕТИТ СИНИЙ ОГОНЕК,
ЭТО В ПОЛЕ … (ВАСИЛЕК)
- Какой первый звук вы слышите в слове ВАСИЛЕК? Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий звук)
- Какой звук следует за звуком В? (Звук А). Что вы можете сказать о звуке А? Обозначьте его фишкой.
- Продолжите самостоятельно составлять схему слова ВАСИЛЕК.
- Сколько всего звуков в слове?
- Сколько гласных и согласных звуков? Каких звуков больше: гласных или согласных? На сколько больше?
- Сколько слогов в слове ВАСИЛЕК? Назовите ударный слог.
- Почему первый и последний звуки в слове вы обозначили синими фишками? (Звуки В и К – согласные, твердые)
- Снимите со схемы фишки, обозначающие последний слог. Назовите звуки, составляющие последний слог. Назовите согласные, входящие в последний слог.
- Снимите фишки, обозначающие звуки второго слога. Какой это слог? Сколько звуков в него входит?
- Какой слог остался на схеме? (Первый слог – ВА)
Аналогично проводится работа со словом АБРИКОС. Обращается внимание детей на первый звук в слове – гласный.
3. Развитие фонематических представлений. Дидактическая игра «Главное слово»
Карандаш:
- Ребята, вы знаете эту игру. Только задание сегодня будет труднее. Сейчас я скажу слово – оно будет главным. Определите, какие звуки его составляют и придумайте с каждым из звуков свое слово.
К | Н | И | Г | А |
К –КУКЛА, КЛОУН, КОМПОТ, КРЫША …..
НЬ – НИТКИ, НИНА, НЕБО …
И– ИГРЫ, ИРИС, ИГРУШКА …
Г– ГРОЗА, ГОЛУБЬ, ГОРОХ …
А– АПЕЛЬСИН, АНАНАС, АЛЬБОМ …
Определение позиции заданного мягкого согласного звука в слове
-Во всех словах, которые я сейчас скажу, есть звук МЬ. Обозначьте на схеме место этого звука в словах: в начале, в середине или в конце слова.
Карандаш:
- Ребята, прежде, чем выполнять задание, нужно рассказать о звуке МЬ. (Звук МЬ – согласный, мягкий, произносится звонко)
Слова: МЯЧ, СЕМЬ, СЕМЬЯ, МИШКА, МЕСЯЦ, РУМЯНЫЙ, ВОСЕМЬ, МЕШОК, КАМЕНЬ, МАРКА.
- Почему вы не обозначили на схеме место звука в слове МАРКА? (В слове МАРКА нет звука МЬ, а есть звук М)
Звуковые часы.
Карандаш:
- Ребята, я принес к вам на занятие часы (показывает пособие). Но часы эти не простые, а звуковые. На звуковых часах тоже есть стрелки, они показывают не время, а звуки. Выполните задания.
|
б) Указать стрелками два длинных слова
в) Изменить короткое слово МЯЧ, сделав его длиннее (МЯЧИК)
г) Указать короткой стрелкой короткое слово, а длинной
стрелкой – длинное
д) Найти на звуковых часах два слова, в названии которых есть
звук С
е) Найти на звуковых часах два слова, в названии которых нет
звука У
ж) Указать два слова, состоящие из двух слогов, из трех слогов
з) Указать два слова, оканчивающихся гласным звуком
и) Указать два слова, состоящих из четырех звуков
к) Указать слово, в котором ударение падает на первый слог.
Слова: МЯЧ, БУСЫ, АВТОБУС, ЧАСЫ, БАРАБАН, ТЕЛЕФОН, РАК …
6. Развитие интонационной выразительности речи. Конкурс пародистов.
Уточняется значение слова «пародист» - человек, который умеет подражать чужим голосам..
- Проведем конкурс на лучшего пародиста. Каждый участник должен достать из коробки картинку, узнать персонажа известной сказки или мультфильма и сказать что-нибудь его голосом. У кого получатся похожий голос и похожая интонация – тот победитель. Он получит приз. (Если дети затрудняются вспомнить слова персонажа, можно им подсказать)
Персонаж | Фраза | Тембр голоса |
Баба Яга | «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, добрый молодец?» | Хриплый, низкий, старческий |
Кот Матроскин | «Корову заведем, молоко пить будем!» | Ласковый, нежный, мяукающий |
Галчонок Хватайка | «Кто там? Это я – почтальон Печкин» | Резкий, отрывистый, механический |
Волк | «Ну, заяц, погоди!» | Низкий, сиплый, угрожающий, злой |
Черепаха | «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу, все лежу и лежу и на солнышко гляжу» | Низкий, важный, медлительный |
Львенок | Я на солнышке сижу, я на солнышко гляжу…» | Звонкий, задорный, радостный |
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.Упражнение «Диалог»
- В ЛАВКУ ХОДИЛ? (большой палец дважды сгибается)
- ХОДИЛ (указательный палец дважды сгибается)
- ЛОПАТУ КУПИЛ? (большой палец дважды сгибается)
- КУПИЛ (средний палец дважды сгибается)
- ГРЯДКУ ВСКОПАЛ? (большой палец дважды сгибается)
- ВСКОПАЛ (безымянный палец дважды сгибается)
- КАРТОШКУ СОБРАЛ? (большой палец дважды сгибается)
- СОБРАЛ (мизинец палец дважды сгибается)
- И ЧИСТО ПОМЫЛ? (большой палец дважды сгибается)
- ПОМЫЛ (указательный палец дважды сгибается)
- И МНОГО СВАРИЛ? (большой палец дважды сгибается)
- СВАРИЛ (средний палец дважды сгибается)
- ВОТ ТЕПЕРЬ ОТДОХНУТЬ ТЕБЕ ДАМ,
А УЖ СЪЕМ Я КАРТОШКУ САМ! (большой палец сгибается и распрямляется)
8. Формирование графических навыков.Прописывание росчерков с петлями
- Ребята, на занятиях по обучению грамоте вы многому научились: находить и называть звуки в словах, делить слова на слоги, находить ударный слог, различать короткие и длинные слова, составлять схемы слов и читать их, подбирать слова с заданным звуком, составлять схему предложения, подсчитывать, сколько в предложении слов и еще многому-многому другому. Вы теперь знаете, что звуки бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие. Знаете, что один звук может изменить все слово. Знаете, что слова могут обозначать предметы, действия и признаки, что бывают слова-родственники и слова с противоположным значением.
Все эти знания вам очень помогут в школе быстро научиться читать и правильно без ошибок писать. Успехов вам по дороге в страну, которая называется ГРАМОТА!
[1] По материалам кн. И. Лопухиной «Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 1999
[2] По материалам А.И. Максакова, Г.А. Тумаковой
[3] По А. Шибаеву