Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш

-В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш. Расскажите, что вы видите вокруг домика: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, близко, далеко

Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru

Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru 2. Звуковой анализ слов ВАСИЛЕК, АБРИКОС, выкладывание схемы слова цветными фишками.

Предъявляется предметная картинка (тыльной стороной). Дети видят изображение только после отгадывания загадки.

Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru
- Отгадайте, какой цветок нарисован на картинке, которую я вам сейчас покажу. Догадались? Нет? Тогда слушайте загадку.

СВЕТИТ СИНИЙ ОГОНЕК,

ЭТО В ПОЛЕ … (ВАСИЛЕК)

Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru - Какой первый звук вы слышите в слове ВАСИЛЕК? Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий звук)

- Какой звук следует за звуком В? (Звук А). Что вы можете сказать о звуке А? Обозначьте его фишкой.

- Продолжите самостоятельно составлять схему слова ВАСИЛЕК.

- Сколько всего звуков в слове?

- Сколько гласных и согласных звуков? Каких звуков больше: гласных или согласных? На сколько больше?

- Сколько слогов в слове ВАСИЛЕК? Назовите ударный слог.

- Почему первый и последний звуки в слове вы обозначили синими фишками? (Звуки В и К – согласные, твердые)

- Снимите со схемы фишки, обозначающие последний слог. Назовите звуки, составляющие последний слог. Назовите согласные, входящие в последний слог.

- Снимите фишки, обозначающие звуки второго слога. Какой это слог? Сколько звуков в него входит?

- Какой слог остался на схеме? (Первый слог – ВА)

Аналогично проводится работа со словом АБРИКОС. Обращается внимание детей на первый звук в слове – гласный.

 
  Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru

Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru 3. Развитие фонематических представлений. Дидактическая игра «Главное слово»

Карандаш:

- Ребята, вы знаете эту игру. Только задание сегодня будет труднее. Сейчас я скажу слово – оно будет главным. Определите, какие звуки его составляют и придумайте с каждым из звуков свое слово.

К Н И Г А
Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru

К –КУКЛА, КЛОУН, КОМПОТ, КРЫША …..

НЬ – НИТКИ, НИНА, НЕБО …

И– ИГРЫ, ИРИС, ИГРУШКА …

Г– ГРОЗА, ГОЛУБЬ, ГОРОХ …

А– АПЕЛЬСИН, АНАНАС, АЛЬБОМ …

Определение позиции заданного мягкого согласного звука в слове

-Во всех словах, которые я сейчас скажу, есть звук МЬ. Обозначьте на схеме место этого звука в словах: в начале, в середине или в конце слова.

Карандаш:

- Ребята, прежде, чем выполнять задание, нужно рассказать о звуке МЬ. (Звук МЬ – согласный, мягкий, произносится звонко)

Слова: МЯЧ, СЕМЬ, СЕМЬЯ, МИШКА, МЕСЯЦ, РУМЯНЫЙ, ВОСЕМЬ, МЕШОК, КАМЕНЬ, МАРКА.

- Почему вы не обозначили на схеме место звука в слове МАРКА? (В слове МАРКА нет звука МЬ, а есть звук М)

Звуковые часы.

Карандаш:

- Ребята, я принес к вам на занятие часы (показывает пособие). Но часы эти не простые, а звуковые. На звуковых часах тоже есть стрелки, они показывают не время, а звуки. Выполните задания.

Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru
а) Найти на часах и показать стрелками два коротких слова

б) Указать стрелками два длинных слова

в) Изменить короткое слово МЯЧ, сделав его длиннее (МЯЧИК)

г) Указать короткой стрелкой короткое слово, а длинной

стрелкой – длинное

д) Найти на звуковых часах два слова, в названии которых есть

звук С

е) Найти на звуковых часах два слова, в названии которых нет

звука У

ж) Указать два слова, состоящие из двух слогов, из трех слогов

з) Указать два слова, оканчивающихся гласным звуком

и) Указать два слова, состоящих из четырех звуков

к) Указать слово, в котором ударение падает на первый слог.

Слова: МЯЧ, БУСЫ, АВТОБУС, ЧАСЫ, БАРАБАН, ТЕЛЕФОН, РАК …

Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru 6. Развитие интонационной выразительности речи. Конкурс пародистов.

Уточняется значение слова «пародист» - человек, который умеет подражать чужим голосам..

- Проведем конкурс на лучшего пародиста. Каждый участник должен достать из коробки картинку, узнать персонажа известной сказки или мультфильма и сказать что-нибудь его голосом. У кого получатся похожий голос и похожая интонация – тот победитель. Он получит приз. (Если дети затрудняются вспомнить слова персонажа, можно им подсказать)

Персонаж Фраза Тембр голоса
Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru Баба Яга «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, добрый молодец?» Хриплый, низкий, старческий
Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru Кот Матроскин «Корову заведем, молоко пить будем!» Ласковый, нежный, мяукающий    
Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru Галчонок Хватайка «Кто там? Это я – почтальон Печкин» Резкий, отрывистый, механический
Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru Волк «Ну, заяц, погоди!» Низкий, сиплый, угрожающий, злой
Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru Черепаха «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу, все лежу и лежу и на солнышко гляжу»   Низкий, важный, медлительный
Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru Львенок Я на солнышке сижу, я на солнышко гляжу…» Звонкий, задорный, радостный

Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru 7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.Упражнение «Диалог»

- В ЛАВКУ ХОДИЛ? (большой палец дважды сгибается)

- ХОДИЛ (указательный палец дважды сгибается)

- ЛОПАТУ КУПИЛ? (большой палец дважды сгибается)

- КУПИЛ (средний палец дважды сгибается)

- ГРЯДКУ ВСКОПАЛ? (большой палец дважды сгибается)

- ВСКОПАЛ (безымянный палец дважды сгибается)

- КАРТОШКУ СОБРАЛ? (большой палец дважды сгибается)

- СОБРАЛ (мизинец палец дважды сгибается)

- И ЧИСТО ПОМЫЛ? (большой палец дважды сгибается)

- ПОМЫЛ (указательный палец дважды сгибается)

- И МНОГО СВАРИЛ? (большой палец дважды сгибается)

- СВАРИЛ (средний палец дважды сгибается)

- ВОТ ТЕПЕРЬ ОТДОХНУТЬ ТЕБЕ ДАМ,

А УЖ СЪЕМ Я КАРТОШКУ САМ! (большой палец сгибается и распрямляется)

Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru 8. Формирование графических навыков.Прописывание росчерков с петлями

Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru

Развитие зрительного восприятия. -В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш - student2.ru

- Ребята, на занятиях по обучению грамоте вы многому научились: находить и называть звуки в словах, делить слова на слоги, находить ударный слог, различать короткие и длинные слова, составлять схемы слов и читать их, подбирать слова с заданным звуком, составлять схему предложения, подсчитывать, сколько в предложении слов и еще многому-многому другому. Вы теперь знаете, что звуки бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие. Знаете, что один звук может изменить все слово. Знаете, что слова могут обозначать предметы, действия и признаки, что бывают слова-родственники и слова с противоположным значением.

Все эти знания вам очень помогут в школе быстро научиться читать и правильно без ошибок писать. Успехов вам по дороге в страну, которая называется ГРАМОТА!

[1] По материалам кн. И. Лопухиной «Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 1999

[2] По материалам А.И. Максакова, Г.А. Тумаковой

[3] По А. Шибаеву

Наши рекомендации