Средних и высших учебных заведений

учреждений начального профессионального образования.

В структуре целого ряда вузов увеличилось количество факультетов и отделений, ведущих подготовку кадров для учреждений социальной сферы, готовящих социальных работников, социологов, психологов, социальных педагогов, валеологов, менеджеров, госслужащих. К середине 90-х годов в вузах страны функционировало уже более 60 факультетов и отделений, где на госбюджетной основе готовились социальные работники, социальные педагоги, валеологи. Также масштабно увеличилось количество факультетов и отделений психологии, экономики и права.

Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Проф. Е.И. Холостовой. - Москва: Юристъ, 2001, с. 304.

Эти новые организационные структуры социального образования в содержательном плане на первых ступенях своего развития чаще всего испытывали и испытывают серьезные трудности. Особенно это касается тех из них, что были открыты в некоторых технических вузах, не располагающих квалифицированными преподавателями данного профиля. В случае сохранения такой ситуации на длительный период они могут не пройти аттестации и будут закрыты.

Даже в условиях слабой обеспеченности кадрами, научной и методической литературой новые подразделения вузов социогуманитарногопрофиля играют положительную роль:

закладывают традиции

основания для развития социального образования в регионах страны.

Опыт последних лет показывает, что наиболее удачно эта работа ведется в классических университетах, педагогических и медицинских вузах.

Организационную основу общего (непрофессионального) социального образования составляют: кафедры философии, культурологи, социологии, политологии, психологии, истории, основ права, социальной и экономической статистики, основ экономики и самоуправления. Они решают

проблемы повышения:

общей культуры будущих специалистов различного профиля

культуры социального мышления и самоорганизации

управленческой деятельности

гуманизации образования

В организационном плане отмечается увеличение количества субъектов социального образования вне традиционных формобразования:

различных фирм

СМИ

общественных организаций

обществ

объединений

отдельных граждан

других государств

Все это значительно расширяет круг традиционных учреждений образования, что создает принципиально новую ситуацию в стране.

В российском образовании сложилась также ситуация, когда государство в значительной мере потеряло контроль над образовательными процессами в обществе, во многом разрушенным оказалось образовательное пространство России как суверенного государства.

Национально-государственная политика в социальной сфере слаба и неэффективна. Она не управляет социальным образованием и воспитанием, что опасно разрушительными последствиями как для государства, так и для населения, в особенности того, которое составляет основу социокультурного развития страны.

РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОБРАЗОВАНИИ

Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений.

Дошкольное образование

Предмет заботы социального работника - потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения.

Если ребенок часто более или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению, социальный работник:

становится участником кампании по разработке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка

берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями.

Это особенно важно, когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие полномочные социальные инстанции.

В период включения в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии - физическом, эмоциональном, познавательном.

Социальный работник своевременно устраняет симптомы неблагополучия, сокращает количество детей «группы риска», имеющих в 3-7-летнем возрасте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем диагноза «социальная дезадаптация».

организация системы адресной социальной помощи детям

Ее значение трудно переоценить: эффективно организованная система социальной помощи детям в учреждениях дошкольного образования является условием сокращения числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой общеобразовательной школы.

См. вопрос №12

14Образовательная технология— это система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, основанная на конкретной концепции в соответствии с определенными принципами и взаимосвязью целей, содержания, методов, средств обучения. Образовательные технологии разрабатываются педагогической наукой и внедряются в педагогическую практику высшей школы с целью повышения эффективности образовательного процесса, развития профессионально и социально компетентной личности специалиста.

Существенными характеристиками образовательных технологий являются следующие:

— концептуальность — опора на определенную научную концепцию, идею, лежащую в основе проектирования данной технологии;

—целостность — логическая взаимосвязь структурных элементов, придающая образовательной технологии заданные качества;

—управляемость — возможность диагностического целеполагания, мониторинга учебно-воспитательного процесса и его коррекции;

—воспроизводимость — возможность применения, воспроизведения данной образовательной технологии многими преподавателями;

—эффективность — достижение поставленных целей в соответствии с образовательными стандартами при минимизации временных и экономических затрат.

Образовательные технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и могут быть классифицированы по этим общим признакам.

По уровню применениявыделяют общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По концептуальной основеразличают теоцентрические, натурцентрические, социоцентрические, антропоцентрические (см. гл. 2)и др.

По доминирующему методу и средствам обучениявыделяют репродуктивные, тренинговые, диалогические, развивающие, творческие, игровые, компьютерные, программного обучения, проблемного обучения, коммуникативного обучения, дистанционного обучения.

По организационным формамклассифицируют лекционно-практические, индивидуальные, групповые, коллективные, дифференцированного обучения.

По характеру педагогического взаимодействияразличают авторитарные, личностно-ориентированные, личностно-деятельностные, сотрудничества.

15. Новый закон РФ об образовании( 15 глав, 111 статей). Основа успешного развития системы обучения

Федеральный Закон об образовании № 273 вступил в силу 1 сентября 2013 года, открыв новую эру взаимоотношений в области обучения подрастающего поколения и взрослых граждан. Данный законодательный акт соответствует актуальным процессам и требованиям системы образования, которая со времени принятия закона стала намного эффективнее и цивилизованнее. Все положения этого документа разрабатывались с ориентацией на особенности и традиции системы обучения в России. В результате был получен эффективный правовой инструмент для регулирования отношений и явлений в одной из самых важных областей современного социума.

Структура ФЗ 273 об образовании может быть представлена следующим списком:

Общие определения и положения. Формулировка базовых понятий, полномочий, прав и требований.

Права и обязанности обучающихся граждан и их представителей (родителей, опекунов и т.д.).

Специалисты и коллективы, работающие в системе образования. Правовой статус и классификация.

Специфика образовательных отношений. Условия и признаки возникновения; квалификация документов об образовании.

Структура системы образования с разбивкой по категориям – общее, профессиональное, высшее, дополнительное.

Контроль над образовательными учреждениями.

Рыночные отношения в сфере обучения.

Взаимодействие с международными образовательными институтами.

Заключительные положения закона.

Перечисленные пункты охватывают все знаковые позиции в этой сфере, превращая новый закон РФ об образовании 2017 в основополагающий документ государственных и коммерческих образовательных услуг с мощным правовым потенциалом и возможностью широкого практического применения.

Немного из истории закона

Разработка над соответствующим законопроектом началась в 2009 году, когда в обществе возникло мнение о необходимости изменения системы регулирования школьного, средне-специального и высшего образования. Дело в том, что работающие в то время два основных закона – «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год) стали тормозить взаимоотношения в этой сфере. Тем более, что именно в это время закончилась первая стадия формирования рынка образовательных услуг, предоставляемых на коммерческой основе.

В этой ситуации потребовался новый закон об образовании, в котором были бы чётко сформулированы все основные принципы образовательной системы в России. Данный документ должен был не только подробно описать практические аспекты и нюансы, но и обозначить общую стратегию государства в системе обучения. И ещё один важный момент – в новом законе об образовании был окончательно определён статус учителя как педагогического работника, которому отныне предоставляются особые льготы. Последняя редакция закона об образовании, по мнению экспертов, справилась с этими важнейшими задачами на все сто процентов.

Наши рекомендации