Средних и высших учебных заведений
учреждений начального профессионального образования.
В структуре целого ряда вузов увеличилось количество факультетов и отделений, ведущих подготовку кадров для учреждений социальной сферы, готовящих социальных работников, социологов, психологов, социальных педагогов, валеологов, менеджеров, госслужащих. К середине 90-х годов в вузах страны функционировало уже более 60 факультетов и отделений, где на госбюджетной основе готовились социальные работники, социальные педагоги, валеологи. Также масштабно увеличилось количество факультетов и отделений психологии, экономики и права.
Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Проф. Е.И. Холостовой. - Москва: Юристъ, 2001, с. 304.
Эти новые организационные структуры социального образования в содержательном плане на первых ступенях своего развития чаще всего испытывали и испытывают серьезные трудности. Особенно это касается тех из них, что были открыты в некоторых технических вузах, не располагающих квалифицированными преподавателями данного профиля. В случае сохранения такой ситуации на длительный период они могут не пройти аттестации и будут закрыты.
Даже в условиях слабой обеспеченности кадрами, научной и методической литературой новые подразделения вузов социогуманитарногопрофиля играют положительную роль:
закладывают традиции
основания для развития социального образования в регионах страны.
Опыт последних лет показывает, что наиболее удачно эта работа ведется в классических университетах, педагогических и медицинских вузах.
Организационную основу общего (непрофессионального) социального образования составляют: кафедры философии, культурологи, социологии, политологии, психологии, истории, основ права, социальной и экономической статистики, основ экономики и самоуправления. Они решают
проблемы повышения:
общей культуры будущих специалистов различного профиля
культуры социального мышления и самоорганизации
управленческой деятельности
гуманизации образования
В организационном плане отмечается увеличение количества субъектов социального образования вне традиционных формобразования:
различных фирм
СМИ
общественных организаций
обществ
объединений
отдельных граждан
других государств
Все это значительно расширяет круг традиционных учреждений образования, что создает принципиально новую ситуацию в стране.
В российском образовании сложилась также ситуация, когда государство в значительной мере потеряло контроль над образовательными процессами в обществе, во многом разрушенным оказалось образовательное пространство России как суверенного государства.
Национально-государственная политика в социальной сфере слаба и неэффективна. Она не управляет социальным образованием и воспитанием, что опасно разрушительными последствиями как для государства, так и для населения, в особенности того, которое составляет основу социокультурного развития страны.
РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОБРАЗОВАНИИ
Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений.
Дошкольное образование
Предмет заботы социального работника - потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения.
Если ребенок часто более или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению, социальный работник:
становится участником кампании по разработке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка
берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями.
Это особенно важно, когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие полномочные социальные инстанции.
В период включения в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии - физическом, эмоциональном, познавательном.
Социальный работник своевременно устраняет симптомы неблагополучия, сокращает количество детей «группы риска», имеющих в 3-7-летнем возрасте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем диагноза «социальная дезадаптация».
организация системы адресной социальной помощи детям
Ее значение трудно переоценить: эффективно организованная система социальной помощи детям в учреждениях дошкольного образования является условием сокращения числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой общеобразовательной школы.
См. вопрос №12
14Образовательная технология— это система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, основанная на конкретной концепции в соответствии с определенными принципами и взаимосвязью целей, содержания, методов, средств обучения. Образовательные технологии разрабатываются педагогической наукой и внедряются в педагогическую практику высшей школы с целью повышения эффективности образовательного процесса, развития профессионально и социально компетентной личности специалиста.
Существенными характеристиками образовательных технологий являются следующие:
— концептуальность — опора на определенную научную концепцию, идею, лежащую в основе проектирования данной технологии;
—целостность — логическая взаимосвязь структурных элементов, придающая образовательной технологии заданные качества;
—управляемость — возможность диагностического целеполагания, мониторинга учебно-воспитательного процесса и его коррекции;
—воспроизводимость — возможность применения, воспроизведения данной образовательной технологии многими преподавателями;
—эффективность — достижение поставленных целей в соответствии с образовательными стандартами при минимизации временных и экономических затрат.
Образовательные технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и могут быть классифицированы по этим общим признакам.
По уровню применениявыделяют общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По концептуальной основеразличают теоцентрические, натурцентрические, социоцентрические, антропоцентрические (см. гл. 2)и др.
По доминирующему методу и средствам обучениявыделяют репродуктивные, тренинговые, диалогические, развивающие, творческие, игровые, компьютерные, программного обучения, проблемного обучения, коммуникативного обучения, дистанционного обучения.
По организационным формамклассифицируют лекционно-практические, индивидуальные, групповые, коллективные, дифференцированного обучения.
По характеру педагогического взаимодействияразличают авторитарные, личностно-ориентированные, личностно-деятельностные, сотрудничества.
15. Новый закон РФ об образовании( 15 глав, 111 статей). Основа успешного развития системы обучения
Федеральный Закон об образовании № 273 вступил в силу 1 сентября 2013 года, открыв новую эру взаимоотношений в области обучения подрастающего поколения и взрослых граждан. Данный законодательный акт соответствует актуальным процессам и требованиям системы образования, которая со времени принятия закона стала намного эффективнее и цивилизованнее. Все положения этого документа разрабатывались с ориентацией на особенности и традиции системы обучения в России. В результате был получен эффективный правовой инструмент для регулирования отношений и явлений в одной из самых важных областей современного социума.
Структура ФЗ 273 об образовании может быть представлена следующим списком:
Общие определения и положения. Формулировка базовых понятий, полномочий, прав и требований.
Права и обязанности обучающихся граждан и их представителей (родителей, опекунов и т.д.).
Специалисты и коллективы, работающие в системе образования. Правовой статус и классификация.
Специфика образовательных отношений. Условия и признаки возникновения; квалификация документов об образовании.
Структура системы образования с разбивкой по категориям – общее, профессиональное, высшее, дополнительное.
Контроль над образовательными учреждениями.
Рыночные отношения в сфере обучения.
Взаимодействие с международными образовательными институтами.
Заключительные положения закона.
Перечисленные пункты охватывают все знаковые позиции в этой сфере, превращая новый закон РФ об образовании 2017 в основополагающий документ государственных и коммерческих образовательных услуг с мощным правовым потенциалом и возможностью широкого практического применения.
Немного из истории закона
Разработка над соответствующим законопроектом началась в 2009 году, когда в обществе возникло мнение о необходимости изменения системы регулирования школьного, средне-специального и высшего образования. Дело в том, что работающие в то время два основных закона – «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год) стали тормозить взаимоотношения в этой сфере. Тем более, что именно в это время закончилась первая стадия формирования рынка образовательных услуг, предоставляемых на коммерческой основе.
В этой ситуации потребовался новый закон об образовании, в котором были бы чётко сформулированы все основные принципы образовательной системы в России. Данный документ должен был не только подробно описать практические аспекты и нюансы, но и обозначить общую стратегию государства в системе обучения. И ещё один важный момент – в новом законе об образовании был окончательно определён статус учителя как педагогического работника, которому отныне предоставляются особые льготы. Последняя редакция закона об образовании, по мнению экспертов, справилась с этими важнейшими задачами на все сто процентов.