Цель: познакомить учащихся с многообразием произведений о маме.
Задачи занятия:
Коррекционные задачи:
- развивать связную речь, умение излагать мысли на письме;
- развивать память детей;
- развивать актерские способности детей.
Образовательные задачи:
-продолжать учить анализировать произведения писателей;
-учить выделять главную мысль произведения;
-закреплять навыки выразительного чтения;
- учить составлять творческие рассказы;
- учить понимать душевное состояние героев, эмоционально сопереживать героям;
-учить готовиться к групповым выступлениям.
Воспитательные задачи:
-воспитывать уважительное отношение к маме.
Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок о маме.
Оборудование занятия:выставка книг о маме: А.Митяев «Дети кузнеца», С.Михалков, «Десятилетний человек», Н.Найденова «Помощник», В.Осеева «Сыновья», «Печенье» Е.Благинина «Солнышко», Н.Саконская «Разговор о маме», «Мы с мамой», «Доброе сердце», В.Рахманов «Наша мама» и др.), рисунки и сочинения по теме урока.
Предварительная работа: разобрать с учащимися значение слова «зипунишко» и словосочетания «озябшие руки».
Ход занятия:
Вступительная беседа:
Педагог
Мама… Вслушайтесь внимательно в это слово. Все дети мира первым произносят это слово. Оно одинаково звучит на всех языках – мама. Пройдет 20, 30 лет, забудутся в вашей памяти события, люди, встречи. Но мама, ее голос, руки, глаза навсегда, до самых последних дней останутся в твоей жизни. Именно мама научила нас ходить, говорить, именно мама первая познакомила тебя с интересными книжками.
В народе живет много пословиц и поговорок о маме. Давайте вспомним некоторые из них.
Дети называют предварительно подготовленные пословицы и поговорки о маме.
Педагог
Вы хорошо знаете пословицы и поговорки о маме. Поэтому вам нетрудно будет выполнить следующее задание. Соедините начало с концом пословицы (задание записано на доске):
При солнышке тепло….. и тот к матери ползет
Куда матушка …….. как родная матушка
Нет такого дружка……… да не больно бьет
Птица радуется весне… а при матери добро
Слепой щенок…. туда и дитятко
Родная мать и высоко замахивается… а младенец матери.
Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
Но я подготовила вам еще одно задание. Я буду загадывать вам загадки о мамах, а вы попробуйте их отгадать:
1.Мамин праздник. (8 марта).
2.Мамина мама. (Бабушка).
3.Цветок, в названии которого упоминается родная и неродная мать. (Мать-и-мачеха).
4.Какая мама из мира животных носит детеныша в сумке. (Кенгуру)
5.Медвежонок, потерявший маму. (Умка)
6.Как называется мультфильм, в котором маминого сына все звали дядей. (Трое из Простаквашино).
Подведение итогов.
Педагог
Молодцы! Посмотрите внимательно на нашу выставку книг. Назовите автора и названия произведений выставки. Как вы думаете, какая тема объединяет все эти книги. (Ответы детей).
Возьмите в руки сборник рассказов и стихотворений В.Осеевой. Какие произведения этого замечательного автора вам известны? (Ответы детей). О ком пишет В. Осеева(о детях).Сегодня я предлагаю прочитать вам рассказы, посвященные отношениям к мамам. Один из таких рассказов называется «Печенье». Прочтите его самостоятельно.
Самостоятельное чтение детьми рассказа.
Беседа о прочитанном:
Педагог
-Кто главные герои рассказа?
-Что произошло с ребятами за столом?
-Правильно ли поступили ребята?
-Кто из ребят первым понял ошибку? Подтвердите свой ответ строчками изтекста.
-Почему рассказ заканчивается многоточием? (Потому что окончательной развязки сюжета нет. Мальчикам нужно объяснить свой поступок маме и бабушке, понять свою ошибку).
-Какое продолжение рассказа можете вы придумать?
-Как бы вы поступили на месте мальчиков?
Еще один замечательный рассказ В. Осеевой называется «Сыновья». Прочтите его самостоятельно.
Самостоятельное чтение детей.
Беседа о прочитанном
Педагог
- Кто главные герои рассказа?