Изучение нового материала. Цель урока: познакомить школьников с представителями подцарства Простейшие, дать им характеристику, рассмотреть особенности процессов жизнедеятельности

МНОГООБРАЗИЕ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ.

Цель урока: познакомить школьников с представителями подцарства Простейшие, дать им характеристику, рассмотреть особенности процессов жизнедеятельности, развивать умение делать выводы, воспитывать наблюдательность, аккуратность и точность в работе, самообразовательную, коммуникативную компетентности.

Задачи урока.

1. Образовательные:

· на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, создать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;

· раскрыть особенности строения паразитических простейших;

· выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.

2. Развивающие:

· развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;

· развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;

· развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

· воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;

· прививать экологическую культуру учащимся;

· развивать мировоззренческие позиции.

Оборудование: мультимедийный комплекс, компьютер, микроскоп, штативная лупа, предметное и покровные стекла, пипетка, вата, полоски фильтровальной бумаги, салфетка, йодная настойка, культура одноклеточных, соль поваренная,

Структура урока.

По содержанию урок комбинированный , проблемно-развивающий;

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Садитесь. Давайте отметим отсутствующих. Сегодня у нас будет необычный урок – а в чем заключается его необычность узнаем прямо сейчас.

Мотивация учебной деятельности.

(2 слайд) 300 лет назад жил в г.Дельфте, что в Голландии шлифовальщик стекол Антони ван Левенгук. Через свои стекла он рассматривал окружающий его мир. Взяв застоявшуюся воду из бочки, он увидел в ней движущиеся организмы. (3 слайд)Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейшие. Заслуга Левенгука перед наукой велика: во-первых, он открыл не видимых невооружённым глазом животных. И, во-вторых, он сделал микроскоп орудием изучением природы. (4-5 слайд)

А сейчас открываем тетради и записываем тему урока.:«Многообразие простейших, их строение и значение в природе и в жизни человека ». (6 слайд)

Изучение нового материала.

1) Систематическое положение. (7 слайд)

Империя клеточные

Надцарство эукариоты

Царство животные

Подцарство одноклеточные

Тип

Инфузории Саркомастигофоры Споровики

Класс Реснитчатые Саркодовые Жгутиковые

Род Инфузория Амеба Эвглена

Вид И.- туфелька А.обыкн. Э.зеленая

2) Строение и жизнедеятельность простейших.

Инфузория-туфелька (8 слайд) обитает в мелких стоячих водоёмах. Это одноклеточное животное длиной 0,5 мм имеет веретеновидную форму тела, отдалённо напоминающую туфлю. Инфузории все время находятся в движении, плавая тупым концом вперёд. Скорость передвижения этого животного достигает 2,5 мм в секунду. На поверхности тела у них имеются органоиды движения – реснички. В клетке два ядра: большое ядро отвечает за питание, дыхание, движение, обмен веществ; малое ядро участвует в половом процессе.

Организм инфузории устроен сложнее. Тонкая эластичная оболочка, покрывающая инфузорию снаружи, сохраняет постоянную форму её тела. Этому же способствуют хорошо развитые опорные волоконца, которые находятся в прилегающем к оболочке слое цитоплазме. На поверхности тела инфузории расположено около 15 000 колеблющихся ресничек. У основания каждой реснички лежит базальное тельце. Движение каждой реснички состоит из резкого взмаха в одном направлении и более медленного, плавного возвращения к исходному положению. Реснички колеблются примерно 30 раз в секунду и, словно вёсла, толкают инфузорию вперёд. Волнообразное движение ресничек при этом согласованно. Когда инфузория-туфелька плывёт, она медленно вращается вокруг продольной оси тела.

Туфелька и некоторые другие свободно живущие инфузории питаются бактериями и водорослями. (9 слайд)

Тонкая эластичная оболочка, (клеточная мембрана) покрывающая инфузорию снаружи, сохраняет постоянную форму тела. На поверхности тела расположено около 15 тысяч ресничек. На теле имеется углубление – клеточный рот, который переходит в клеточную глотку. На дне глотки пища попадает в пищеварительную вакуоль. В пищеварительной вакуоле пища переваривается в течение часа, вначале при кислой, а затем при щелочной реакции. Пищеварительные вакуоли перемещаются в теле инфузории током цитоплазмы. Не переваренные остатки выбрасываются наружу в заднем конце тела через особую структуру – порошицу, расположенную позади ротового отверстия.

Дыхание происходит через покровы тела. Кислород поступает в цитоплазму через всю поверхность тела и окисляет сложные органические вещества, в результате чего они превращаются в воду, углекислый газ и некоторые другие соединения. При этом освобождается энергия, которая необходима для жизни животного. Углекислый газ в процессе дыхания удаляется через всю поверхность тела.

В организме инфузории-туфельки находятся две сократительные вакуоли, которые располагаются у переднего и заднего концов тела. В них собирается вода с растворёнными веществами, образующимися при окислении сложных органических веществ. Достигнув предельной величины, сократительные вакуоли подходят к поверхности тела, и их содержимое изливается наружу. У пресноводных одноклеточных животных через сократительные вакуоли удаляется избыток воды, постоянно поступающей в их тело из окружающей среды.

Инфузории-туфельки собираются к скоплениями бактерий в ответ на действие выделяемых ими веществ, но уплывают от такого раздражителя, как поваренная соль.

Раздражимость – свойство всех живых организмов отвечать на действия раздражителей – света, тепла, влаги, химических веществ, механических воздействий. Благодаря раздражимости одноклеточные животные избегают неблагоприятных условий, находят пищу, особей своего года.

Размножение(10-11 слайд)

Бесполое

Инфузория обычно размножается бесполым путём – делением надвое. Ядра делятся на две части, и в каждой новой инфузории оказывается по одному большому и по одному малому ядру. Каждая из двух дочерних получает часть органоидов, а другие образуются заново.

Половое

При недостатке пищи или изменении температуры инфузории переходят к половому размножению, а затем могут превратиться в цисту.

При половом процессе увеличения числа особей не происходит. Две инфузории временно соединяются друг с другом. На месте соприкосновения оболочка растворяется, и между животными образуется соединительный мостик. Большое ядро каждой инфузории исчезает. Малое ядро дважды делится. В каждой инфузории образуются четыре дочерних ядра. Три из них разрушаются, а четвёртое снова делится. В результате в каждой остаётся по два ядра. По цитоплазматическому мостику происходит обмен ядрами, и там сливается с оставшимся ядром. Вновь образовавшиеся ядра формируют большое и малое ядра, и инфузории расходятся. Такой половой процесс называется конъюгацией. Он длится около 12 часов. Половой процесс ведёт к обновлению, обмену между особями и перераспределению наследственного (генетического) материала, что увеличивает жизнестойкость организмов.

Наши рекомендации