Советы по проведению логопедических занятий
■ Воздействия не должны вызывать у ребенка негатив
ных эмоций, интенсивность массажных приемов (сила на
давливания, количество повторов и т. д.) должна наращи
ваться постепенно в зависимости от состояния ребенка и
его отношения к данным занятиям.
■ К приемам, вызывающим легкие болевые ощущения,
переходите только тогда, когда достигнете полного довери
тельного отношения ребенка к вам.
■ Если ребенок перенес какое-либо заболевание, что
повлекло за собой перерыв в ваших занятиях, временно
снизьте интенсивность массажных приемов.
■ Для коррекции звукопроизношения необходимо соче
тать сеансы массажа с комплексами артикуляционной и
дыхательной гимнастики, упражнения для которых подби
раются индивидуально для каждого ребенка в соответствии
с характером нарушения звукопроизношения.
■ Схему массажа и комплекс упражнений артикуляци
онной гимнастики необходимо корректировать в соответ
ствии с изменениями, происходящими в органах артикуля
ции.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!
Литература
Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1989.
Бирюков А. А. Массаж в борьбе с недугами. М.: Советский спорт, 1991.
Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Васичкин В. И. Справочник по массажу. Л.: Медицина, 1991.
Волкова Л. С, Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 1989.
Дедюхина Г. В., Могучая Л. Д., Яньшина Т. А. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. М.: Гном-Пресс, 1999.
Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М.: ACADEMA, 2003.
Краузе Е. Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. СПб.: КОРОНА принт, 2001.
Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Коррекция стертой дизартрии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Изд-во «Союз», 2001.
Новикова Е. В. Зондовый массаж: Коррекция звукопроизношения. М.: ГНОМ и Д, 2000.
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.
Содержание
От автора........................................................................... 3
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Показания к проведению логопедического массажа ........... 4
Дизартрия и ее стертые формы...................................... 4
Сложная дислалия (в том числе с общим недоразвитием речи и
задержкой психического развития)................................. 5
Дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой . 6
Алания .............................................................................. 7
Ринолалия........................................................................... 8
Заикание .......................................................................... 8
Нарушения голоса ............................................................ 9
Виды и приемы логопедического массажа . ........................ 10
Условия проведения логопедического массажа..................... 14
Обследование артикуляционного аппарата .......................... 16
Обследование артикуляционной моторики..................... 17
Обследование звукопроизношения ................................. 19
Противопоказания к назначению логопедического массажа . . 20 Оборудование помещения для проведения логопедического
массажа..................................................................................... 21
Схемы логопедического массажа ......................................... 22
Гимнастика для мышц шеи ............................................ 29
Логопедический массаж язычной мускулатуры ........... 29
Логопедический массаж мягкого нёба при коррекции ринолалии
(послеоперационный период)............................................ 33
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов . 34 Дыхательная гимнастика без использования игровых приемов (для детей старшего дошкольного и школьного возраста) .... 39
АРТИКУЛЯЦИОННАЯГИМНАСТИКА
Пассивная артикуляционная гимнастика ............................. 40
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при
стертой дизартрии.......................................................... 44
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный
артикуляционный уклад звуков С-СЬ-3-ЗЬ....................... 49
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный
артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч...................... 52
Комплекс упражнений, вырабатывающий
правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х.......... 56
Комплекс упражнений, вырабатывающий
правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ ........ 58
Комплекс упражнений, вырабатывающий
правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ........... 61
Комплекс артикуляционной гимнастики
для развития подъязычной уздечки ............................... 64
МАССАЖ КИСТЕЙ РУК
Несколько слов в заключение ......................................... 71
Советы по проведению логопедических занятий............ 74
Литература....................................................................... 75