Критерии и показатели проектной культуры социального работника
Метод проектов в социальной работе
Метод проектов в социальной работе – вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Эффективность такой деятельности отмечается в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику.
Подготовка специалиста по социальной работе предусматривает изучение проектирования в социальной работе с целью утверждения в социальной практике проектного мышления.
Метод проектов в социальной работе – это способ достижения цели социальной помощи группам клиентов через детальную разработку социальной проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим результатом.
Проект – это метод, способ инновационного преобразования общественной жизни на основе прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования социальных явлений, процессов, систем.
Историческая справка. Впервые проекты были использованы в педагогической практике обучения Д. Дьюи (США), а затем У. Килпатриком (США). В отечественной истории этот метод использовал в педагогике С. Шацкий. Социальное конструирование реальности (понятие, разработанное известными современными социологами П. Бергером и Т. Лукманом) представляет собой свое- образное переструктурирование окружающего нас мира и используется вместе с понятием «социальное проектирование».
Проектная культура социального работника. Социальная практика требует сформированности у социальных работников инновационной проектной культуры. Её критерии и показатели представлены в табл. 6.
Таблица 6
Критерии и показатели проектной культуры социального работника
№ | Составляющие проектной культуры | Критерии и показатели сформированности проектной культуры | |
1. | Когнитивная | Представления о проектно-технологической деятельности в целом: · знание особенностей проектной технологии и её преимуществ;· определение собственной позиции относительно инновационного преобразования социальной среды;· интеграция социального и творческого мышления.Стремление социального работника к самосовершенствованию личностно-профессиональной позиции:· потребность в инновационном совершенствовании социальной сферы;· умение организовать инновационную деятельность | |
2. | Эмоционально-ценностная | Соблюдение норм профессиональной этики: · ориентация на общечеловеческие ценности; | |
· тактичность и толерантность во всех видах социального взаимодействия. Способность к рефлексии: · понимание социальной детерминированности в процессе проектно-технологической деятельности;· анализ и самоанализ собственной деятельности и поведения | |||
3. | Процессуальная | Практическая готовность к осуществлению проектно-технологической деятельности: · владение алгоритмом социальной проектной деятельности;· творческое использование продуктивных методов и приёмов социальной работы | |
Теория социального проектирования представляет собой разновид-ность инновационной деятельности. Инновация – это сознательная деятель-ность по конструированию нового продукта проектного мышления и его внед-рению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта. Социальные ин-новации могут иметь разные формы, выбор которых обычно не случаен. Он диктуется временем, установками данной исторической эпохи и запросами со-общества людей. Новая парадигма социальной работы стимулирует формиро-вание цели проектной деятельности в социальной работе.
Современная типология проектов включает такие типы: социальный проект, педагогический проект, культурный проект, правовой проект и т.д. Проекты разнятся по срокам, участникам, ресурсам, тематической направленности. В социальной практике встречаются мини- и мегапроекты.
Проектирование – это специфический и актуальный инструмент менедж- мента социальной работы как творческого поиска управленческого решения по эффективному, оптимальному разрешению социальной проблемы в программной норме практической деятельности, которая подкреплена системой супервизии и не игнорирует этических стандартов социальной работы.
Проектирование как механизм гибкого реагирования позволяет мобилизовать личностный потенциал человека как единое целое, оперативно реагировать на возникающие проблемы, создавать новые программы для значимой социальной деятельности, новый технологический процесс субъект-субъектных отношений, новые методические разработки разного уровня сложности и масштабности.
Назначение любого социального проекта – изменение социальной среды, осуществление инновации. Явной или латентной целью социального проекта всегда является достижение солидарности людей, включая и групповую солидарность непосредственных участников проекта.
Инициатор социального проектадостигает успеха там, где его проект не навязывается людям, а выбирается ими. Инициатор социального проекта в социальной службе – это специалист высокой квалификации, готовый переосмыслить существующий опыт помощи людям и предложить новую, более эффективную модель. Развитие социальной работы как практики и науки проходит благодаря инициативам специалистов – инициаторов социального проекта.
Условия эффективной социальной проектной деятельности:
1. Замысел, рождение идеи.
2. Солидарность непосредственных участников проекта.
3. Определение принципов построения проекта и соответствие их принятым в сообществе ценностно-нормативным требованиям.
4. Наличие в обществе субъективно или социально значимой проблемы.
5. Изучение социальной проблемы и имеющихся ресурсов социальной помощи.
6. Целенаправленная деятельность по выполнению конкретных сложных задач.
7. Практическое внедрение полученных результатов.
8. Подготовка предложений для органов власти разного уровня и общественных организаций.
Этапы разработки проекта:
1. Концептуальный этап.
2. Научно-методический.
3. Экспертный.
4. Процессуально-деятельный.
5. Етап супервизии.
6. Этап результативности.
7. Инновационное осмысление.
Компоненты проекта социальной работы условной социальной службы, команды социальних работников, социального работника:
1. Актуальность проекта.
2. Цель проекта.
3. Задачи проекта.
4. Научные основания.
5. Виды, формы проектной деятельности.
6. Ресурсное обеспечение проекта (материальное, кадровое, финансовое, информационное).
7. Сроки реализации проекта.
8. Характеристика участников проекта.
9. Организационная структура и взаимоотношения между исполнителями проекта.
10. Партнёры проекта.
11. Критерии эффективности проекта.
12. Учёт, контроль.
13. Текущие коррективы.
14. Подведение итогов. Результаты проекта.
15. План и программа проектной деятельности.
Социальное проектирование – не узкоспециализированная деятельность учёных-теоретиков, а многообразная разноуровневая работа практиков, вооружённых алгоритмами действий с учётом имеющихся ресурсов и последствий предлагаемых социальных инноваций.
Страничка из архива. Студенты социальной лаборатории СГГУ, созданной совместно с ЦСССДМ в 2006 году, разрабатывают социальные проекты по запросу социальних служб и общественных организаций города (табл. 8). Социальный проект – это письменная работа, которая включает 2 части (теоретическую и процессуальную, методическую) в объёме до 25 страниц. Эти работы приобретают особую актуальность для практики социальных служб. Разработка и умелое использование социальных технологий, форм и методов работы, современных социальных ресурсов позволяет оптимизировать работу социальных служб в конкретном регионе. Проект решает следующие задачи:
1) освоение практики социальной работы;
2) предложение включиться в научную исследовательскую деятельность по определению социальных явлений;
3) работа с научными источниками;
4) участие в работе социальной лаборатории СГГУ, реализующей социальные проекты на региональных фестивалях социальных проектов молодёжи;
5) приобщение к деятельности социальных организаций и учреждений системы социальной защиты населения г. Севастополя;
6) расширение студенческой волонтёрской практики.
Таблица 7
Информация о социально-проектной деятельности студентов психолого-педагогического факультета СГГУ –участников совместной социальной лаборатории кафедры прикладной психологии и Центра социальных служб для детей, семьи и молодёжи
Сроки | Кол-во проектов-дипломантов | Кол-во проектов, рекомендованных для реализации | |||
д/о | з/о | ||||
2007–2008 гг. | 3 проекта (12 ч.) | 4 проекта (12 ч.) | Коллективные проекты для службы по делам детей (2 проекта) | ||
2008–2009 гг. | 2 проекта (8 ч.) | 4 проекта (12 ч.) | Коллективные проекты для территориального Центра помощи одиноким гражданам (2 проекта) | ||
2009–2010 гг. | 5 проектов (20 ч.) | 5 проектов (20 ч.) | Смирнов И., Власова Я., Жаворонков С. (коллективный проект апробирован на Форуме специалистов рекламных агентств г. Севастополя в ЦСССДМ) | ||
2010-2011 гг. | 7 проектов (28 ч.) | 5 проектов (20 ч.) | Отобраны 8 коллективных проектов Управлением по делам молодёжи СГГА «Инновации в сфере досуга севастопольской молодёжи» | ||
2011–2012 гг. | 8 проектов (16 ч.) | 5 проектов (20 ч.) | Взяты для внедрения 2 коллективных проекта для системы образования и территориального Центра помощи пожилым людям (Зверкова Ю., Крестова В., Яцковский Р., Филоненко А.) | ||
Сроки | Кол-во проектов-дипломантов | Кол-во проектов, рекомендованных для реализации | |||
д/о | з/о | ||||
2012–2013 гг. | 24 индивидуальных проекта | 4 индивидуальных проекта | 3 проекта студентов дневного отделения для Центра семьи (Наталуха О., Гусляева Е., Савченко А.); 4 проекта заочного отделения для Общественной организации родителей детей-аутистов при ЦСССДМ (Н. Дубовик, Н. Карагяур, Г. Шеффер, Н. Сердюк) | ||
Всего: 76 проектов (28 индивидуальных и 48 коллективных).
Примечание:
· все проекты участников отмечены грамотами городской госадминистрации, ЦСССДМ;
· проекты, рекомендованные для практиков, защищены адресно, на местах;
· проекты студентов заочного отделения в течение 2006–2013 годов рассматривались как индивидуальные учебные исследовательские задания, лучшие работы передавались в ЦСССДМ (за указанный период передано более 100 работ).