Критерии и показатели проектной культуры социального работника

Метод проектов в социальной работе

Метод проектов в социальной работе – вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эф­фек­тивной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проб­лем. Эффективность такой деятельности отмечается в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе госу­дар­ственную социальную политику.

Подготовка специалиста по социальной работе предусматривает изучение проектирования в социальной работе с целью утверждения в социальной прак­тике проектного мышления.

Метод проектов в социальной работе – это способ достижения цели социальной помощи группам клиентов через детальную разработку социальной проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим резуль­та­том.

Проект – это метод, способ инновационного преобразования общест­вен­ной жизни на основе прогнозирования, планирования, конструирования и моде­лирования социальных явлений, процессов, систем.

Историческая справка. Впервые проекты были использованы в педагоги­ческой практике обучения Д. Дьюи (США), а затем У. Килпатриком (США). В отечественной истории этот метод использовал в педагогике С. Шацкий. Со­ци­альное конструирование реальности (понятие, разработанное известными со­вре­менными социологами П. Бергером и Т. Лукманом) представляет собой свое­- ­образное переструктурирование окружающего нас мира и используется вместе с понятием «социальное проектирование».

Проектная культура социального работника. Социальная практика тре­бует сформированности у социальных работников инновационной проектной культуры. Её критерии и показатели представлены в табл. 6.

Таблица 6

Критерии и показатели проектной культуры социального работника

Составляющие проектной культуры Критерии и показатели сформированности проектной культуры
1. Когнитивная Представления о проектно-технологической деятельности в целом: · знание особенностей проектной технологии и её пре­имуществ;· определение собственной позиции относительно инно­вационного преобразования социальной среды;· интеграция социального и творческого мышления.Стремление социального работника к самосовершенст­вованию личностно-профессиональной позиции:· потребность в инновационном совершенствовании социальной сферы;· умение организовать инновационную деятельность
2. Эмоционально-ценностная Соблюдение норм профессиональной этики: · ориентация на общечеловеческие ценности;
   
    · тактичность и толерантность во всех видах социального взаимодействия. Способность к рефлексии: · понимание социальной детерминированности в про­цес­се проектно-технологической деятельности;· анализ и самоанализ собственной деятельности и пове­дения
3. Процессуальная Практическая готовность к осуществлению проектно-тех­нологической деятельности: · владение алгоритмом социальной проектной деятель­но­сти;· творческое использование продуктивных методов и приёмов социальной работы
       

Теория социального проектирования представляет собой разновид-ность инновационной деятельности. Инновация – это сознательная деятель-ность по конструированию нового продукта проектного мышления и его внед-рению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта. Социальные ин-новации могут иметь разные формы, выбор которых обычно не случаен. Он диктуется временем, установками данной исторической эпохи и запросами со-общества людей. Новая парадигма социальной работы стимулирует формиро-вание цели проектной деятельности в социальной работе.

Современная типология проектов включает такие типы: социальный про­ект, педагогический проект, культурный проект, правовой проект и т.д. Проек­ты разнятся по срокам, участникам, ресурсам, тематической направленности. В социальной практике встречаются мини- и мегапроекты.

Проектирование – это специфический и актуальный инструмент менедж- мента социальной работы как творческого поиска управленческого решения по эффективному, оптимальному разрешению социальной проблемы в програм­мной норме практической деятельности, которая подкреплена системой супер­визии и не игнорирует этических стандартов социальной работы.

Проектирование как механизм гибкого реагирования позволяет моби­ли­зовать личностный потенциал человека как единое целое, оперативно реаги­ро­вать на возникающие проблемы, создавать новые программы для значимой со­циальной деятельности, новый технологический процесс субъект-субъектных отношений, новые методические разработки разного уровня сложности и масш­табности.

Назначение любого социального проекта – изменение социальной сре­ды, осуществление инновации. Явной или латентной целью социального проек­та всегда является достижение солидарности людей, включая и групповую со­лидарность непосредственных участников проекта.

Инициатор социального проектадостигает успеха там, где его проект не навязывается людям, а выбирается ими. Инициатор социального проекта в со­циальной службе – это специалист высокой квалификации, готовый пере­ос­мыслить существующий опыт помощи людям и предложить новую, более эф­фективную модель. Развитие социальной работы как практики и науки про­хо­дит благодаря инициативам специалистов – инициаторов социального про­ек­та.

Условия эффективной социальной проектной деятельности:

1. Замысел, рождение идеи.

2. Солидарность непосредственных участников проекта.

3. Определение принципов построения проекта и соответствие их принятым в сообществе ценностно-нормативным требованиям.

4. Наличие в обществе субъективно или социально значимой проблемы.

5. Изучение социальной проблемы и имеющихся ресурсов социальной помо­щи.

6. Целенаправленная деятельность по выполнению конкретных сложных за­дач.

7. Практическое внедрение полученных результатов.

8. Подготовка предложений для органов власти разного уровня и общест­вен­ных организаций.

Этапы разработки проекта:

1. Концептуальный этап.

2. Научно-методический.

3. Экспертный.

4. Процессуально-деятельный.

5. Етап супервизии.

6. Этап результативности.

7. Инновационное осмысление.

Компоненты проекта социальной работы условной социальной служ­бы, команды социальних работников, социального работника:

1. Актуальность проекта.

2. Цель проекта.

3. Задачи проекта.

4. Научные основания.

5. Виды, формы проектной деятельности.

6. Ресурсное обеспечение проекта (материальное, кадровое, финансовое, ин­фор­мационное).

7. Сроки реализации проекта.

8. Характеристика участников проекта.

9. Организационная структура и взаимоотношения между исполнителями проекта.

10. Партнёры проекта.

11. Критерии эффективности проекта.

12. Учёт, контроль.

13. Текущие коррективы.

14. Подведение итогов. Результаты проекта.

15. План и программа проектной деятельности.

Социальное проектирование – не узкоспециализированная деятельность учёных-теоретиков, а многообразная разноуровневая работа практиков, воору­жён­ных алгоритмами действий с учётом имеющихся ресурсов и последствий пред­лагаемых социальных инноваций.

Страничка из архива. Студенты социальной лаборатории СГГУ, со­здан­ной совместно с ЦСССДМ в 2006 году, разрабатывают социальные проекты по запросу социальних служб и общественных организаций города (табл. 8). Со­ци­альный проект – это письменная работа, которая включает 2 части (тео­ре­ти­че­скую и процессуальную, методическую) в объёме до 25 страниц. Эти работы приобретают осо­бую актуальность для практики социальных служб. Разработка и умелое ис­поль­зование социальных технологий, форм и методов работы, современных со­ци­альных ресурсов позволяет оптимизировать работу социальных служб в кон­к­ретном регионе. Проект решает следующие задачи:

1) освоение практики социальной работы;

2) предложение включиться в научную исследовательскую деятельность по определению социальных явлений;

3) работа с научными источниками;

4) участие в работе социальной лаборатории СГГУ, реализующей соци­аль­ные проекты на региональных фестивалях социальных проектов мо­ло­дёжи;

5) приобщение к деятельности социальных организаций и учреждений системы социальной защиты населения г. Севастополя;

6) расширение студенческой волонтёрской практики.

Таблица 7

Информация о социально-проектной деятельности студентов психолого-педагогического факультета СГГУ –участников совместной социальной лаборатории кафедры прикладной психологии и Центра социальных служб для детей, семьи и молодёжи

Сроки Кол-во проектов-дипломантов Кол-во проектов, рекомендованных для реализации
д/о з/о
2007–2008 гг. 3 проекта (12 ч.) 4 проекта (12 ч.) Коллективные проекты для службы по делам детей (2 проекта)
2008–2009 гг. 2 проекта (8 ч.) 4 проекта (12 ч.) Коллективные проекты для территориального Центра помощи одиноким гражданам (2 проекта)
2009–2010 гг. 5 проектов (20 ч.) 5 проектов (20 ч.) Смирнов И., Власова Я., Жаворонков С. (коллективный проект апробирован на Форуме специалистов рекламных агентств г. Севастополя в ЦСССДМ)
2010-2011 гг. 7 проектов (28 ч.) 5 проектов (20 ч.) Отобраны 8 коллективных проектов Управлением по делам молодёжи СГГА «Инновации в сфере досуга севастопольской молодёжи»
2011–2012 гг. 8 проектов (16 ч.) 5 проектов (20 ч.) Взяты для внедрения 2 коллективных проекта для системы образования и территориального Центра помощи пожилым людям (Зверкова Ю., Крестова В., Яцковский Р., Филоненко А.)
 
Сроки Кол-во проектов-дипломантов Кол-во проектов, рекомендованных для реализации
д/о з/о
2012–2013 гг. 24 индиви­дуальных проекта 4 индиви­дуаль­ных проекта 3 проекта студентов дневного отделения для Цент­ра семьи (Наталуха О., Гусляева Е., Савченко А.); 4 проекта заочного отделения для Общественной организации родителей детей-аутистов при ЦСССДМ (Н. Дубовик, Н. Карагяур, Г. Шеффер, Н. Сердюк)
           

Всего: 76 проектов (28 индивидуальных и 48 коллективных).

Примечание:

· все проекты участников отмечены грамотами городской госадминист­ра­ции, ЦСССДМ;

· проекты, рекомендованные для практиков, защищены адресно, на мес­тах;

· проекты студентов заочного отделения в течение 2006–2013 годов рас­смат­ривались как индивидуальные учебные исследовательские зада­ния, лучшие работы передавались в ЦСССДМ (за указанный период пе­редано более 100 работ).

Наши рекомендации